Пальто от Боттичелли
В эпоху Ренессанса художники, даже те, кого мы считаем великими, воспринимались практически как простые ремесленники, которых можно было нанять на любую работу, связанную с украшением быта. Например, Сандро Боттичелли трудился во многих отраслях. Карьера его пошла вверх после того, как он очень удачно сделал дизайн знамени, под которым в 1475 году на рыцарском турнире во Флоренции выступил брат правителя города Джулиано Медичи.
В дальнейшем Боттичелли продолжал работать с текстилем – в музеях даже сохранилось три предмета, созданных по его эскизам. Все это церковные облачения, украшенные шитьем на религиозную тему. Дамские платья Боттичелли, видимо, придумывал только при работе с картинами – а вот модельеры нашего времени уже решили воплотить их в реальность. Вазари пишет, что Боттичелли разработал особую технику украшения костюмов, называемую commesso, – речь идет о двусторонней аппликации, своего рода лоскутном шитье, благодаря чему на одежде можно было создавать настоящие картины. Известно, что как художники-оформители и «модельеры» работали многие, в том числе Поллайоло и Рафаэль. Предметов сохранилось мало, но судя по живописи, вещи эти были великолепными.
Рама от Рафаэля
Чаще всего художникам приходится выступать в качестве дизайнеров, когда надо создать «правильную» раму для собственной картины. Ведь так легко испортить живопись неудачным обрамлением. Впрочем, доля авторского участия в создании рам не всегда ясна. Если дело было недавно, мы достоверно знаем, что живописец сам набросал эскиз, – как в случаях прерафаэлитов, Густава Климта или других мастеров эпохи модерна. Чем дальше вглубь веков, тем сложнее. Однако некоторые полотна, например «Мадонна Конестабиле» Рафаэля из Эрмитажа, так роскошно и с таким вкусом украшены, что в авторстве подозревают именно их создателей-гениев. Возможно, гротески (фантастических животных) для этой позолоченной рамы Рафаэль придумал, изучая фрески в Золотом доме Нерона.
Огнепады от Микеланджело
Некоторые «дизайнерские» работы физически не могли сохраниться до наших дней: так, Микеланджело, по легенде, стал первым художником-постановщиком фейерверка над Замком Святого Ангела (Girandola di Castel Sant'Angelo) – традиции, которая не прерывалась несколько веков и недавно была возобновлена в Риме. Другие гении Ренессанса тоже были востребованы на самых разных поприщах. Например, Леонардо да Винчи на службе у миланского герцога трудился и как военный инженер, и как оформитель свадеб. Об этих произведениях мы знаем только из хроник, писем и биографий…
В мастерских усадеб Талашкино и Абрамцево работали художники, которым было интересно творить не только великие полотна, но и симпатичные подставки для зонтов в прихожую
Плитка от прерафаэлитов
Отношение живописцев к декоративно-прикладному искусству как к «низшему» ремеслу изменили прерафаэлиты, поклонявшиеся эпохе «до Рафаэля», то есть как раз тому времени, когда творил Сандро Боттичелли и художники существовали по принципу «сделай сам». Прерафаэлиты придумывали дизайн платьев для своих возлюбленных, проектировали мебель в готическом духе, на ручных станках создавали книги вплоть до переплетов.
Это могло бы остаться милым дурачеством небольшой художественной «секты», но Уильям Моррис, уловив, насколько общество устало от одинаковых вещей, поставил производство обоев, плитки, мебели и прочего, созданных по эскизам талантливых художников (своих и коллег), на поток. Оказалось, что все это очень востребовано, и ковер от гения действительно красивее обычного ковра.
Печка от Врубеля
Британское художественное направление, названное «The Arts & Crafts Movement» (то есть движение «Искусства и ремесла»), повлияло на весь мир, в том числе и на Российскую империю. Только у нас обращались, конечно, не к готическому искусству, а к русским народным мотивам, причем обильно сдабривая их стилистикой модерна, который как раз постепенно входил в моду. В мастерских усадеб Талашкино и Абрамцево работали художники с громкими именами, которым было интересно творить не только великие полотна, но и бытовой дизайн: симпатичные подставки для зонтов в прихожую или милые шкафчики в ванную. Поленов, Врубель, Якунчикова, Малютин… кому-то было интересно создавать дизайн для резьбы по дереву, кому-то – придумывать, основываясь на японских куклах, совершенно новую сувенирную продукцию под названием «матрешка». Врубель предпочитал экспериментировать с майоликой, причем не только со статуэтками, но и с крупными формами. Его камин «Вольга и Микула Селянинович» с изображением богатырей был представлен на Всемирной выставке в Париже 1900 года и получил там золотую медаль.
Среди больших художников ХХ века, творивших в «чужой» отрасли, стоит отметить советских авангардисток Любовь Попову и Варвару Степанову, а также, конечно, блистательного каталонца Сальвадора Дали
Платочки от авангардистов
Среди больших художников первой половины ХХ века, творивших в «чужой» отрасли, стоит отметить советских авангардисток, которым было интересно поработать в области моды, создавая рисунки для текстиля – как это делали Любовь Попова и Варвара Степанова, или даже новые выкройки. Среди последних особенно любопытны те, которыми в молодые годы баловалась автор «Рабочего и колхозницы» Вера Мухина.
Художники-авангардисты изменили подход к узорам. Во-первых, они смело экспериментировали с абстрактными геометрическими фигурами. Во-вторых, вводили в украшение тканей такие темы, которые раньше никогда не могли там появиться, например самолеты или комбайны, не говоря уже об агитационной советской символике. Это был изобразительный язык нового времени, и женская мода с той поры изменилась навсегда.
Пастушки от Фальконе
По мере наступления Нового времени границы художественных профессий постепенно перестали быть расплывчатыми. Соблюдалась четкая специализация – ювелиры, мебельщики, создатели оружия. Но иногда мастера из «большого искусства» наведывались в прикладное – например, будущий автор «Медного всадника» французский скульптор Этьен Фальконе. В 1751 году он возглавил скульптурные мастерские Севрской фарфоровой мануфактуры. За следующие десять лет создал более 70 типовых статуэток, которые мануфактура пустила в массовое производство. Именно изящество фигурок Фальконе стало одним из слагаемых успеха севрских «бисквитов» – белоснежных статуэток, не украшенных блестящей эмалью и яркой раскраской. Другим крупным мастером, трудившимся над прототипами той же фабрики, был живописец Франсуа Буше.
Брошки от Дали
По мере развития современного искусства эксперименты художников в области дизайна становятся все более и более удивительными – хотя и не всегда комфортными. Однако забыть мебель, дизайн которой создала фантазия Сальвадора Дали, невозможно. А в марте на аукционе Sotheby's были выставлены ювелирные украшения, спроектированные великим испанцем. Он создавал их в сотрудничестве с аргентинским ювелиром Карлосом Алемани, с которым сблизился в 1940 году. Также художник работал с ювелирным брендом Vendura. Эти вещи – как и картины Дали, выглядят крайне эпатажно: кроваво-красные рты, пугающие глаза, а также много золота и яркие крупные камни.
О новостях из мира моды и стиля читайте в MY WAY.
Добавить комментарий