Все началось в эпоху, когда авиалайнеров еще не существовало, и добраться из Европы в Америку было возможно только на кораблях. Причем дорога отнимала одну-две недели. Во второй половине XIX века пароходы постоянно курсировали между континентами, перевозя грузы и пассажиров. Молодые Северо-американские Соединенные Штаты (САСШ) были страной миллионеров, ну а Европа еще была полна старой аристократии. И все хотели проводить эти недели в комфорте и красоте, в той же роскоши, к которой они привыкли на суше, в своих особняках и отелях. а поскольку американцы составляли около 80% путешественников, начиная с 1870-х годов убранству кораблей уделялось повышенное внимание. Чтобы пассажиры первого класса чувствовали себя как дома, интерьеры лайнеров подчас создавали те же архитекторы, которые работали и на суше (например, оформители отелей «Ритц»). Сидя в великолепной зале с хрустальной люстрой и стеклянным потолком легко было забыть, что находишься на корабле, – собственно, такого эффекта и добивались.
Для украшения парадных помещений приглашали художников, которые создавали панно с океанского лайнера, которые нередко становились «визитной карточкой» судна. Эти панно обязательно фигурировали в рекламной съемке, пусть еще и черно-белой, а их фрагменты печатали на открытках, картах меню и сувенирах. а когда корабли, отслужив десятилетия, шли на слом, элементы декора разбирали, выносили – и продавали музейщикам и частным коллекционерам. Тем более что зачастую именно панели, выполненные в самых разных стилях, техниках и из различных материалов, оказывались самыми ценными произведениями искусства на борту.
Керамика
Член прерафаэлитского течения Arts & Crafts, перевернувшего представления о британском декоративно-прикладном искусстве, Уильям де Морган предпочитал технику керамической плитки. В 1882–1900 годах по контракту с компанией P&O он создал панели для ее 12 новых лайнеров. Это были корабли, ходившие в основном на Ближний Восток, поэтому любовь художника к растительным мотивам в иранском и турецком стилях оказалась вполне уместной. Слава де Моргана как оформителя была столь велика, что его даже пригласили поработать над украшением яхты «Ливадия», которая строилась для императора Александра II. Увы, «русские» работы художника не сохранились, а вот керамические панели с британских кораблей можно увидеть в экспозиции Музея Виктории и Альберта.
Дерево
Одним из тиражируемых символов «Титаника» стала резная панель с часами, украшавшая знаменитую Большую лестницу корабля. Она даже получила прозвище «Часы с Титаника», хотя полное название композиции звучит как «Честь и Слава, венчающие Время». На панели размером больше человеческого роста были изображены две аллегорические крылатые фигуры. Впрочем, неизвестно, существовали ли эти часы в реальности, – популярность они получили благодаря фильму Кэмерона. Дело в том, что фотографий Большой лестницы «Титаника» не сохранилось, и декорация была создана на основе интерьера его брата-близнеца, корабля «Олимпик»: только цвет поменяли с белого на натуральный древесный. А вот часы с «Олимпика» дожили до наших дней, поскольку этот корабль благополучно прослужил до 1935 года, когда был разобран.
Часы хранятся в Городском морском музее Саутгемптона (правда, в мае этого года они отправились на выставку «Ocean Liners: Glamour, Speed, and Glory», которая проходит в США до осени). Интерьеры «Титаника» и «Олимпика» – великолепный пример избыточного и пышного стиля боз-ар (beaux-arts), который в то время существовал параллельно с лаконичным ар-нуво. В декоративном стиле боз-ар будет оформлено еще большое количество кораблей. Однако самыми знаменитыми станут лайнеры, принадлежавшие следующей эпохе – ар-деко.
Стекло
Самые прославленные панно ар-деко – это, пожалуй, произведения швейцарца Жан-Теодора Дюпа, который украшал лайнеры французских компаний. Он предпочитал редкую технику «Эгломизе» – роспись на обороте стекла с использованием позолоты и других металлов.
В 1932 году была спущена на воду «Нормандия», над украшением которой работало так много французских художников и декораторов, что она стала своего рода передвижной Всемирной выставкой достижений французского искусства. Дюпа выполнил стеклянные панели для Большого салона «Нормандии», и этот зал, мерцавший золотом и серебром, производил такое ошеломляющее впечатление, что его сравнивали с «Зеркальной галереей» Версаля. Панно с океанского лайнера, на создание которых пошло около сотни отдельных стеклянных панелей. Морские сюжеты были взяты из античной мифологии.
Когда в 1942 году корабль загорелся из-за небрежности сварщика, его пришлось разобрать. Панели были демонтированы. «Триумф Посейдона» («История навигации») ныне экспонируется в Метрополитен-музее. «Рождение Афродиты» из коллекции Форбса в июне этого года было продано на Sotheby’s. А «Колесница Фетиды» была разобрана на отдельные стеклянные листы, которые ушли на Sotheby’s в марте по $6–10 тыс. за штуку. Та же несчастная судьба постигла «Похищение Европы»: цена одного из листов в декабре 2016 года на Christie’s составила $12,5 тыс.
Лак
Другой известный мастер, работавший над украшением «Нормандии», – Жан Дюнан. Этот художник предпочитал совершенно иную технику, также крайне редкую – лаковые панели по технологии японского мастера Сейзо Сугавара. Для ар-деко вообще очень типичны ориентация на искусство Японии, его лаконичность и при этом яркость, и заимствование азиатских техник и материалов. Панно с океанского лайнера Дюнана «Колесница Авроры» можно было увидеть в том же Большом салоне «Нормандии» (ныне в Музее Карнеги).
Украшал Дюнан и другие помещения лайнера. Цены на его панно с океанского лайнера составляют обычно £30–50 тыс. – правда, не все они имеют «океанское» происхождение. Одну из работ Дюнана можно увидеть и в Москве: уменьшенное авторское повторение одного из панно «Мужские игры и удовольствия», украшавшее сигарный салон 1-го класса «Нормандии», находится в коллекции частного Музея Ар Деко. Его произведения имеются также в американских и французских музеях. А несколько панелей вновь используются по прямому назначению – их установили в ресторане «Нормандия» на борту круизного лайнера Celebrity Summit, спущенного на воду в 2001 году.
Масло
Трудились над украшением лайнеров и художники-живописцы. В 1935 году сестры Дорис и Анна Цинкайзен были приглашены для росписи интерьеров «Королевы Мэри». Позже они работали и на «Королеве Елизавете». Особенно известен интерьер ресторана «Веранда-Гриль» на первом из этих кораблей – в 1936 году его стену Дорис украсила росписью на тему цирка и театра. Журнал Fortune заказал знаменитому фотографу Madame Yevonde цикл фотографий об этом процессе, что, конечно, способствовало продвижению нового лайнера.
Среди росписей Анны – «Четыре времени года» для бального зала. Известностью пользовалась и «Мадонна Атлантики», которую создал для корабля Кеннет Шусмит. Из лайнеров эпохи ар-деко «Королеве Мэри», пожалуй, повезло больше всего. Она ходила в плавание до 1967 года, а ныне стоит на вечном приколе в Лонг-Бич, Калифорния, и служит отелем. Посетить судно и увидеть эту, а также другие росписи сегодня может каждый.
Металл
«Золотой век» океанских лайнеров, начавшись в конце XIX столетия, завершился со Второй мировой войной. Тогда же пришел конец и стилю ар-деко. Наступил истинный «железный век». Межатлантические самолеты становились все быстрее и комфортабельнее, пароходов становилось меньше – и кажется символичным, что многие украшавшие их панно теперь изготавливали из металла. Лайнер «Соединенные Штаты», спущенный на воду в 1952 году, специально был построен так, чтобы в случае войны его с легкостью можно было переоборудовать из туристического судна в госпиталь или транспорт для перевозки солдат. Поэтому за дизайном следили военные – использовать легковоспламеняющиеся материалы, например дерево, было запрещено. Говорят, «аллергия на древесину» у создателей лайнера была так велика, что они даже компанию Steinway пытались заставить изготовить алюминиевый рояль, правда безуспешно. Декоративное панно с океанского лайнера тоже было металлическим – из девяти алюминиевых пластин. «Течения» с изображением атлантики, работа художника раймонда Джона Венделла, хранится в национальном музее американской истории. Сам же корабль с 1969 года – на вечном приколе, хотя ведутся разговоры о его ремонте и отправке в новые вояжи. Когда в XXI веке компания Cunard Line (та самая, что водит лайнеры через Атлантику с 1840 года) решила построить новый флагман, на его оформление вновь пошел металл. Круизный лайнер «Королева Мэри-2», названный в честь корабля эпохи ар-деко, был спущен на воду в 2003 году. Его стены в обилии покрыты панно с океанского лайнера в стилистике ар-деко. А интерьер ресторана украшает гигантский корабль – рельеф известного британского скульптора Джона Маккенны. Он же в 2007 году создал похожее панно для следующего судна компании – «Королева Виктория». Кто знает, сколько они прослужат и какова будет стоимость панно с океанского лайнера на аукционах лет через сто?
Выставки, посвященные океанским лайнерам:
«Ocean Liners: Glamour, Speed, and Glory» до 9 октября, музей Пибоди в Эссексе, Сейлем, США
«Millions: Migrants and Millionaires aboard the Great Liners, 1900–1914» до 7 января 2018, музей Саут-Стрит-Сипорт, Нью-Йорк, США
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий