Самурайские мечи

Самурайский меч из боевого оружия превратился в предмет страстного коллекционирования. Это желанное украшение в любом интерьере. Но прежде чем приобретать меч в подарок себе или важному для вас человеку, стоит разобраться в самых элементарных деталях.

Гравюра Итиюсая Куниёси (1797-1861)

Мечи издавна почитались в Японии магическими предметами, обладающими огромной силой защиты: их клали в изголовья умершим или возле колыбели младенцев, отгоняя таким образом злых духов. Одним из главных сокровищ японского императорского дома считался легендарный меч Кусанаги-но цуруги: бог Сусаноо нашел его в хвосте побежденного им восьмиголового змея и преподнес в дар богине солнца Аматэрасу. В свою очередь светлая богиня отдала меч внуку Ниниги-но микото, от которого ведет род императорская семья. Этот меч, передававшийся из поколения в поколение, – одна из трех сакральных реликвий страны (две другие – зеркало и яшмовое ожерелье), которые запрещено видеть посторонним. Только вступающий на престол император может лицезреть тайные сокровища во время инициации.

Гравюра Итиюсая Куниёси (1797–1861) Изображает Ода Нобутака (сын знаменитого сёгуна Ода Нобунага), восседающего на походном табурете

Гравюра Итиюсая Куниёси (1797–1861) Изображает Ода Нобутака (сын знаменитого сёгуна Ода Нобунага), восседающего на походном табурете

Мечи служили важным атрибутом власти, их подносили в качестве дара правителям, храмам. Их золотили, украшали чеканкой, гравировкой, инкрустациями, драгоценными камнями, колокольчиками, эмалью, магическими надписями. Один из дошедших до нас шедевров – меч VIII века Кингиндэнсо кара-тати, инкрустированный золотом и серебром, с рукоятью, украшенной самоцветами, хранится в собрании Сёсоин среди других редкостей императорского двора. Примерно с XI века мечи в Японии стали разделять на парадные и боевые. И те и другие могли быть использованы в качестве оружия, но парадный меч изготавливался как часть придворного костюма и был легким – чтобы его владелец чувствовал себя комфортно в ходе торжественных мероприятий. У парадного меча украшались не только рукояти и ножны, но и кожаные шнуры, на которых он подвешивался к одеянию. По цвету шнуров можно было определить ранг владельца меча. Прислуживающим на церемониях полагались ярко-красные шнуры, лейб-гвардейцам императора – темно-зеленые, свите наследника престола – желтые, дворцовым стражникам – темно-синие. Парадные мечи оставались элементом придворного костюма вплоть до XIV века, пока, не выдержав конкуренции с боевыми мечами, они не ушли в прошлое. Расцвет боевых мечей начался в конце XI века, с приходом эры самураев. Мечи были непременными спутниками настоящего самурая. Полагалось иметь несколько мечей разной длины – на все случаи жизни. Это оружие служило своеобразной визитной карточкой – чтобы иметь возможность заказать себе меч, многие небогатые самураи держали свои семьи в нищете, а иные даже продавали дочерей в работные дома.

Редкая фотография группы самураев из Сацума, исполняющих обряд ритуального самоубийства сэппуку

Редкая фотография группы самураев из Сацума, исполняющих обряд ритуального самоубийства сэппуку

За долгие века менялись форма и способы закалки мечей. Но главное, был разработан целый кодекс поведения, действовавший как на поле битвы, так и в мирной жизни. В семье самураев мечи полагалось носить не только мужчинам – девушки получали свои личные мечи нагината в день совершеннолетия. Жених подносил невесте в качестве свадебного подарка кинжал кайкэн, который следовало носить скрытно, чтобы всегда иметь возможность защитить себя (кинжалы кайкэн до сих пор используются во время традиционных свадебных церемоний). Существует несколько разновидностей боевых мечей: катана, вакидзаси, танто, одати, котати, нагината – каждый со своими особенностями. Катану носили в паре с вакидзаси, меч тати обычно надевался с самурайским доспехом и дополнялся кинжалом танто. Нанося визит, катану полагалось оставлять на специальной подставке катакана-какэ, тем самым демонстрируя свое доверие хозяину дома, но вакидзаси необходимо было иметь при себе. Даже ночью самурай не расставался со своим мечом, укладывая его на специальную подставку рядом с изголовьем. Мечам часто давали имена, и также непременно указывали имя мастера-изготовителя. Кузнечное дело издревле почиталось в Японии одним из священных, так как кузнец работал с металлами и мог изготовлять самые таинственные из предметов – мечи и зеркала. Японские правители издавали специальные указы, регулирующие количество кузнецов в каждой провинции, а также контролировали качество оружия, поощряя хорошую работу щедрой оплатой.

Самурай в полном облачении

Самурай в полном облачении

Среди известнейших японских кузнецов особое место занимает Окадзаки Горо Нюдо Масамунэ из провинции Сагами, изготовлявший мечи для сёгунского двора. Клинки Масамунэ считались совершенными, а сам мастер, вопреки бытовавшему среди кузнецов обычаю, почти никогда не ставил на мечах свою подпись, понимая, что его работы легко отличить и без нее. Как-то раз меч Масамунэ опустили в реку, поросшую лотосом, вместе с мечом другого прославленного мастера – Мурамасы из Исэ. Листья лотоса огибали меч Масамунэ, меч же Мурамасы рассекал их на части. Объяснили это тем, что мечи Масамунэ воплощают спокойствие и справедливость, а клинки Мурамасы жаждут крови и приносят своим владельцам несчастье. Легенда называет Мурамасу безумным гением, чья душевная неуравновешенность передавалась его работам. Кто знает, правдива ли эта история, но доподлинно известно, что когда составляли список величайших кузнецов страны, начиная с глубокой древности, то мечи Мурамасы, несмотря на их качество, включили в самую дешевую категорию – вероятно, из-за их недоброй славы. «Злые клинки» Мурамасы нанесли большой урон пришедшему в 1603 году к верховной власти роду Токугава. И став правителем страны, сегун Токугава Иэясу отдал приказ уничтожать все найденные клинки Мурамасы, суля страшную казнь всем, кто попытается спрятать их. В музеях Японии хранится лишь около десятка клинков Мурамасы. Сегодня мечи Масамунэ и Мурамасы являются предметом страсти коллекционеров, но они считаются национальным достоянием страны и недоступны для продажи. Японские кузнецы веками совершенствовали технологию изготовления мечей, искали новые формы и способы закалки металла, так что и поныне многие из найденных ими приемов работы считаются непревзойденными. Тяжелый удар процветавшим мастерам оружия был нанесен в 1876 году, когда вышел указ о запрете ношения мечей. Указ вызвал резкое недовольство среди самураев, были случаи, когда в знак протеста самые непримиримые совершали сэппуку (ритуал самоубийства самурая, в западной традиции ошибочно называемый харакири). Мечи стали достоянием исключительно военных и изменили свою традиционную форму на более близкую к западным саблям. А после Второй мировой войны мечи перешли в разряд предметов роскоши, их начали изготавливать в основном для коллекционеров. Японские мечи, гарды, подставки для мечей, ножны, кинжалы стали лотами престижных мировых аукционов.

КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО ИЗДРЕВЛЕ ПОЧИТАЛОСЬ В ЯПОНИИ ОДНИМ ИЗ СВЯЩЕННЫХ, ТАК КАК КУЗНЕЦ РАБОТАЛ С МЕТАЛЛАМИ И МОГ ИЗГОТОВЛЯТЬ САМЫЕ ТАИНСТВЕННЫЕ ИЗ ПРЕДМЕТОВ – МЕЧИ И ЗЕРКАЛА

Гравюра Итиюсая Куниёси (1797-1861) Изображен самурай Сиодэн Тадзима, живший в XVI веке

Гравюра Итиюсая Куниёси (1797-1861) Изображен самурай Сиодэн Тадзима, живший в XVI веке

В 1992 году около 1110 японских мечей из коллекции доктора Уолтера Эймса Комптона было продано за 8 млн долларов. При этом анонимный покупатель приобрел катану XIII века за рекордную сумму – 418 тыс. долларов. В Японии есть магазины, специализирующиеся на продаже современного и антикварного оружия. Цены стартуют от 7000 долларов и варьируются в зависимости от типа меча, его возраста, имени изготовившего его мастера. Отдельно можно приобрести гарды для мечей (от 2000 долларов), всевозможные элементы отделки (от 800 долларов), подставки и т.д. Далеко не все мечи доступны для продажи. Правительство утвердило список национальных сокровищ, составляющих культурное достояние Японии, куда, помимо прочих произведений искусства, вошли многие исторические мечи. Их можно увидеть только в музеях страны.


 

  1. Катана – основной боевой меч самураев; носился за поясом лезвием вверх.
  2. Тати – длинный меч; носился как часть самурайских доспехов, лезвием вниз. Украшенный тати служил также в качестве парадного оружия при сегунском дворе.
  3. Вакидзаси – короткий меч; носился в паре с катаной.
  4. Танто – кинжал; носился в паре с тати.
  5. Нагината – меч с длинной рукоятью, напоминающий европейскую алебарду

Текст: Ксения Спиридонова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Бриллианты с молотка

Имя легендарной соул-дивы Ширли Бэсси поклонники связывают с бриллиантами: она исполнила саундт...

ПОДРОБНЕЕ

Savoy: «горю, но не сгораю»

Старинные интерьеры, шик которых умело подчеркнули современные дизайнеры, русско-французская ку...

ПОДРОБНЕЕ