Рассматривать картины еще интереснее, если знаешь, какие секреты они скрывают. Фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара» (во французском прокате «Боннар, Пьер и Марта») как раз дает возможность по-новому взглянуть на полотна художника.
Мария Бурсен, она же Марта де Мелиньи, она же «обнаженная в ванне», которую Пьер Боннар писал 385 раз. Какой музе великого художника повезло больше? Впрочем, близкие художника не спешили выставлять высокие оценки «этой женщине». В чем же была проблема?
В 1893 году Боннару было 26, он подавал большие надежды и был душой группы «Наби», к которой причисляли себя художники, боровшиеся за «освобождение цвета»: Морис Дени, Жан Эдуар Вюйар, Поль Серюзье и, конечно же, сам Пьер. В отличие от большинства своих друзей Пьер финансово не нуждался: его отец, чиновник военного ведомства, разрешил сыну заниматься живописью и спонсировал его начинания. Боннару нравились энергия парижских улиц и, конечно же, парижские девушки. Однажды он заметил красавицу с тонкими чертами лица, выходящую из трамвая-конки. «Не хочет ли мадемуазель мне попозировать?»
Они стали любовниками почти сразу, но насколько долго продлятся эти отношения, девушка не знала и потому придумала для Боннара привлекательную легенду: ей 16, она обедневшая аристократка Марта де Мелиньи. На самом деле 24-летняя дочь плотника Мария Бурсен совсем недавно приехала в Париж из провинции, работала в похоронном бюро, составляя венки из искусственных цветов, и искала подходящего мужчину для брака. Она довольно быстро поняла, что Пьер Боннар в силу профессии и склада характера далеко не идеальная кандидатура на роль мужа. Но они были влюблены, и Марта решила сделать ставку на их отношения, а дальше как пойдет.
Мнимая аристократка вовсе не стремилась войти в круг парижской богемы, зная, что для художников она всегда будет лишь «девушкой Боннара». Марта просто увела своего Пьера из этого круга, а затем и вовсе настояла, чтобы они покинули Париж. У Марты была боязнь открытых пространств и еще масса неврозов, которые она лечила принятием ванн. Даже аристократы в то время не принимали ванну так часто, как это делала дочь плотника: по несколько раз в день, по несколько часов она просто лежала там, пока Боннар ее писал. Он не знакомил ее не только с друзьями, но и с родителями. Хотя правда о возрасте Марты открылась довольно быстро, ее настоящее имя и происхождение оставались тайной на протяжении почти 30 лет.
Шли годы, а они так и жили вдвоем – сначала в съемных провинциальных домиках на берегах Сены, потом в собственном доме в живописном саду близ Вернона, в получасе езды от другого затворника, Клода Моне в его Живерни. Вся жизнь Боннара концентрировалась на Марте, причем на всех его работах она всегда была молода, с девичьей привлекательной фигуркой, готовая на любую шалость.
В какой-то момент Марта решила, что великий Пьер Боннар принадлежит только ей, и позволила своему художнику выезжать – не только в Париж, на выставки и по делам, но даже за границу: в Италию, Испанию, Америку, Англию, Бельгию, Тунис. Однако он всегда возвращался – к тихим деревенским радостям, рыбалке, таксам, пикникам. И, казалось, не давал абсолютно никаких поводов для ревности.
Однако история повторилась: Боннар встретил Рене Моншати, юную блондинку-художницу, годившуюся ему в дочери, и попросил попозировать... А летом 1921-го официально позвал Моншати замуж. Узнав об этом, Марта поставила Боннару ультиматум: «Или ты женишься на ней, и я ухожу, или ты женишься на мне, а она пусть делает, что хочет». Пьер выбрал Марту. А Рене Моншати покончила с собой спустя месяц после их свадьбы. По легенде, Боннар нашел ее в ванной, но на самом деле Рене застрелилась в своей постели, предварительно украсив ее цветами.
Пьер пережил Марту на пять лет – он умер в январе 1947-го в возрасте 79 лет. Последнюю обнаженную в ванне он написал незадолго до смерти жены: на картине Марта молода и прекрасна. В конце концов ее расчеты оказались правильными, и она осталась в истории как муза великого художника, создавшая легенду о самой себе. Но небезупречную: после смерти Боннара его наследники добились в суде возвращения Марте ее фальшивой аристократической фамилии де Мелиньи, под которой она долгое время жила с художником. В итоге ее собственные племянники не получили ни одного полотна Боннара. И кто теперь скажет, было это решение справедливым или нет.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ; art.com; gallerix.org; arthive.com.
О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.
Добавить комментарий