С 21 по 24 октября Париж вновь примет арт-лаверс со всего мира на ярмарке FIAC. Более 160 крупных галерей из 25 стран покажут модернистское и современное искусство, дизайн и фотографию не только в свежепостроенном Grand Palais Ephémère, но и по всему городу.
Плюсы и минусы отсутствия
Кажется, легендарные парижские маршаны выдохнули: тысячи произведений искусства они и их зарубежные коллеги наконец могут не только подгружать в опостылевшие Online Viewing Room (OVR) на сайтах мировых ярмарок, но и показать клиентам живьем. Ведь, как ни крути, неизвестность настораживает, тем более если ее стоимость исчисляется десятками, а то и сотнями тысяч евро. В разговоре с MY WAY несколько французских и британских дилеров подтвердили значительный спад продаж и низкую рентабельность от участия в онлайн- ярмарках в период пандемии. По их словам, если клиенты и готовы платить значительные суммы, то в основном за понятные и знакомые им произведения модернистов первой четверти XX века. Что касается современного искусства, в особенности еще не раскрученных имен, то здесь лишь живое знакомство с произведением может вызвать «правильный покупательский импульс». А ведь именно современное искусство и свежие имена – главная движущая сила французской ярмарки, ставшей за время полувекового существования одним из главных авторитетов в мире contemporary art.
Двухлетний перерыв на саму ярмарку оказал двоякое воздействие. С одной стороны, за это время о своем окончательном закрытии объявила Парижская биеннале (экс-Биеннале антикваров), на 50% конкурировавшая с FIAC в разделе модернизма и активно завлекавшая в последние годы галереи современного искусства. С ее уходом у маститых парижских дилеров перестал стоять ребром вопрос, в какой из ярмарок участвовать.
ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ ЯРМАРКИ FIAC – ПЕРЕЕЗД С ПРАВОГО БЕРЕГА НА ЛЕВЫЙ, ПРЯМО В «ТЕНЬ» ЭЙФЕЛЕВОЙ БАШНИ, ИЗ-ЗА НАЧАВШЕЙСЯ ЭТИМ ЛЕТОМ ГЛОБАЛЬНОЙ РЕСТАВРАЦИИ GRAND PALAIS
Собственные OVR ярмарка запустила позже всех – пробный онлайн она провела лишь в марте этого года с неплохими показателями, но, опять же, в области «голубых фишек». Например, мейджоры арт-рынка Gagosian продавали Ман Рэя, Герхарда Рихтера и Сая Твомбли, а Hauser & Wirth наторговали на $5 млн работами Луизы Буржуа и Джорджо Кондо. С другой – гигант Art Basel перенес свой привычный июньский смотр на трагически близкий к FIAC сентябрь, так что неизвестно, насколько коллекционеры и галеристы (в особенности не имеющие филиалов в Париже) будут готовы возвращаться в центр Европы буквально через месяц.
Впрочем, обаяния французского l’art de vivre с реками шампанского, лимузинами и частными вечеринками, равно как и усилий организаторов в обустройстве нового дома ярмарки Grand Palais Ephémère, никто не отменял. Плюс могущественная и весьма многочисленная прослойка местных коллекционеров, которых, как язвительно отмечают дилеры, «никаким калачом за границу не заманишь», до ярмарки непременно дойдет.
От Лувра до Эйфелевой башни
Главная новость самого смотра – переезд с правого берега на левый, прямо в «тень» Эйфелевой башни. Начавшаяся этим летом глобальная реставрация парижского Grand Palais, места дислокации крупнейших парижских ивентов в области искусства и моды, вынудила владельцев искать участок земли для временного зала, сопоставимого по всем критериям с Большим дворцом. Так возникла идея возведения его же своеобразной копии на Марсовом поле. Grand Palais Ephémère спроектировали прославленный Жан-Мишель Вильмотт и его бюро Wilmotte & Associés, авторы в том числе нашумевшего проекта российского культурного центра на набережной Бранли в Париже. Именно здесь ярмарка будет базироваться в течение следующих трех лет.
Ну а другим своим традициям FIAC не изменил. По-прежнему современное искусство будет гостить по всему городу: инсталляции и крупные скульптурные формы расположатся на Вандомской площади и в луврском саду Тюильри. Выставка-интервенция пройдет в Национальнои музее Эжена Делакруа, а в залах Petit Palais – ретроспектива скульптора Жан-Мишеля Отоньеля, чьи гигантские бусы из стекла украшают и столичный французский метрополитен, и многие музеи, и площади мира.
ПО ТРАДИЦИИ FIAC, СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО БУДЕТ ГОСТИТЬ ПО ВСЕМУ ГОРОДУ: ИНСТАЛЛЯЦИИ И КРУПНЫЕ СКУЛЬПТУРНЫЕ ФОРМЫ РАСПОЛОЖАТСЯ НА ВАНДОМСКОЙ ПЛОЩАДИ И В САДУ ТЮИЛЬРИ
Галерейный пул тоже по-прежнему хорош – сплошь crème de la crème в каждой из категорий участников. Среди тех, кто выставит искусство модернизма, – Galerie 1900–2000 (Марсель Дюшан и Рене Магритт), Applicat-Prazan (Серж Полякофф и Николя де Сталь), Le Minotaure (Робер Делоне и Ле Корбюзье) и дизайн-галерея Patrick Seguin, известная работами выдающихся архитекторов и дизайнеров XX века Жана Пруве и Шарлотты Перриан. Исторический и инновационный дизайн представят парижские Galerie kreo и LAFFANOUR – Galerie Downtown.
Но главенствующую роль в ярмарочном городке займут, конечно, галереи современного искусства. В центральном атриуме разместятся международные тяжеловесы Perrotin, Paula Cooper, Gagosian, Gladstone Gallery, Marian Goodman, Nahmad Contemporary, Pace и White Cube. Все с миксом классиков и актуальных современников. Вокруг – галереи первого ряда из арт-столиц Лондона, Нью-Йорка и Берлина, а также других крупных мировых центров искусства с увлекательным многоголосьем художников всех стилей и направлений. Так, лондонская Simon Lee покажет новую живопись модной американки японского происхождения Мики Тадзимы. Галерея из Брюсселя Baronian Xippas привезет скульптуру Сени Ава Камары из Сенегала и ассамбляжи Вика Мюниса. Берлинская Capitain Petzel – живописную экспрессию австрийского классика Марии Лассниг. Концептуальную фотографию Ауры Розенберг предложит нью-йоркская Martos Gallery.
Около двух десятков галерей на FIAC войдут в секцию Solo Show с монографическими выставками художников со всего света. Это и Galerie Christian Berst с родоначальником чешского арт-брют Любошом Пини, и Galerie Mitterrand с концептуальной скульптурой Денниса Оппенгейма, и neugerriemschneider с полотнами немецкого ветерана поп-арта Томаса Байрля, и SpazioA с фотографией и объектами румынской художницы Ноны Инеску. Здесь же можно встретить и единственного русского участника смотра – Аксинию Мисюту с серией живописных полотен. Созданных ею гротескных персонажей выставляет галерея Sébastien Bertrand из Женевы.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.
Добавить комментарий