Выставка классиков российского и мирового современного искусства Эрика Булатова и Олега Васильева «Чудесное путешествие» открывается в Мультимедиа Арт Музее. Она охватывает тридцатилетнее содружество художников, создававших иллюстрации к более ста детским книгам, которые выходили с 1959 по 1989 год в легендарном издательстве «Малыш».
Посетители – а многие из них, без сомнения, выросли на этих книгах – увидят более 180 оригинальных рисунков к сказкам «Золушка», «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» Шарля Перро, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф, произведениям Агнии Барто, Генриха Сапгира, Игоря Холина и других авторов, а также сами издания, проиллюстрированные художниками. Выставку дополняют фрески современных художников Ивана Разумова и Александра Ширнина по мотивам иллюстраций Эрика Булатова и Олега Васильева.
Советская детская книга 1960–1980-х годов – яркий художественный феномен. Издания для детей оформляли выдающиеся художники, в том числе основатели московского концептуализма Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев и другие. Для представителей некогда неофициального советского искусства иллюстрации к детским книгам были не только средством заработка, но и пространством для творческой свободы. Искусство для детей цензурировалось мягче, и для художников-концептуалистов детская книга стала экспериментальной лабораторией для поиска новых форм изобразительного языка, выстраивания собственных художественных миров. Созданные ими шедевры детской иллюстрации до сих пор развивают воображение и формируют визуальную культуру детей.
Разрабатывая и развивая идеи своего учителя, выдающегося графика Владимира Фаворского, Булатов и Васильев приступали к оформлению детской книги как к конструированию художественного объекта. «Увидеть, организовать и построить всю книгу от начала до конца», – формулировка Булатова точно описывает их творческий метод. Они мыслили не отдельными разбросанными по тексту картинками, а создавали целостный проект.
Особое внимание уделялось оформлению текстовых разворотов, чтобы, как писал Булатов, «действие в книге развивалось непрерывно, не было скачков от одной страничной иллюстрации до другой». Значение имели не только большие рисунки на отдельных полосах, но и миниатюрные изображения, обрамляющие текст, – именно в них сосредоточивалась энергия сказки, происходила «закулисная жизнь». В иллюстрациях к «Золушке» ящерицы и мыши разыгрывали сцены наверху страницы, а все другие персонажи сказки – внизу; в рисунках к «Бабушке Вьюге» появлялись гномы, которых вовсе не было в тексте сказки.
Иллюстрации Булатова и Васильева аккумулировали опыт художественной культуры конца XIX – XX века. В них нетрудно увидеть отсылки к узорчатым виньеткам, кулисным композициям и силуэтам мирискусников Александра Бенуа, Константина Сомова и Евгения Лансере («Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах»). В рисунках к детским книгам Булатов и Васильев обращались и к экспериментам русского авангарда с плоскостью и пространством («Новые слова», «Месяц за месяцем», «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»), и даже к стилистике анимации Уолта Диснея («Красная Шапочка», «Три поросенка»), оказавшей большое влияние на советскую мультипликацию.
Эрик Булатов и Олег Васильев создали универсальный, актуальный и сегодня изобразительный язык детской книги, который основан, по словам Булатова, в первую очередь на «детском представлении о сказке» – на архетипических образах, берущих свое начало в детском сознании.
Выставка будет работать до 16 февраля 2025 года.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ.
О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.
Добавить комментарий