Новая Albertina

Легендарное собрание графики старых мастеров – венский музей Albertina – продолжает расширяться не только коллекцией, но и площадями. Летом открылось второе здание – Albertina Modern, целиком посвященное современному искусству. 
Алекс Кац. Beach Stop. 2001 г. ФОТО: ALBERTINA.AT

Алекс Кац. Beach Stop. 2001 г. ФОТО: ALBERTINA.AT

К присутствию современности в классическом музее, которой так увлеклись российские институции в последние годы, венская Albertina шаг за шагом приближалась 20 лет. Смелость и щедрость австрийских властей, грамотный менеджер и щедрые коллекционеры-донаторы стали универсальным рецептом превращения довольно камерного музея, известного и любимого лишь знатоками графики старых мастеров, в крупную международную институцию. И открытие нового музейного здания Albertina Modern – очередной логичный шаг в легализации той новой музейной доктрины, уравнивающей в правах старое и новое искусство, что манифестирует ее директор Клаус Альбрехт Шрёдер.

ФОТО: ALBERTINA.AT

Уголь, тушь, карандаш

Как и большинству коллекций великих венских музеев, начало собранию Albertina положили Габсбурги. Точнее – герцог Альберт Саксен-Тешенский, бывший наместником могущественного семейства в Венгрии и Бельгии. Его именем назван сам музей; он в бронзе восседает на лошади перед зданием музейного дворца на площади в центре Вены. Наибольшее место в богатой биографии герцога как раз и занимают его коллекционерские способности, отменный вкус и огромные связи с ведущими маршанами своего времени. Последние и изыскивали для него редчайшие произведения графики и офорты как мастеров итальянского Возрождения, так и прославленных современников со всей Европы.

60 с лишним тысяч произведений сегодня насчитывает собрание музея Albertina. Оно охватывает период более 700 лет истории искусства, от раннего Возрождения до наших дней

Альберту Саксен-Тешенскому удалось собрать выдающуюся коллекцию произведений Рафаэля и Леонардо да Винчи, Микеланджело и Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля Старшего и Рубенса, Рембрандта и многих других мастеров. А под нужды собрания – адаптировать один из роскошных барочных дворцов австрийской столицы, в двух шагах от габсбургской резиденции Хофбург.

Парадная лестница музея Albertina Modern. ФОТО: ALBERTINA.AT

В 1822-м герцогское собрание стало первым местным публичным музеем Вены, куда пускали (с оговоркой – только в обуви!) даже простолюдинов. Смерть Альберта в том же году не остановила рост собрания. Все последующие годы, вплоть до падения монархии и всеобщей национализации, коллекция активно пополнялась его наследниками – именно благодаря им здесь оказались, например, образцы импрессионизма и раннего европейского модернизма. А в 1921 году музей, ставший собственностью Австрийской Республики, получил свое нынешнее имя.

Новая жизнь старых мастеров

Почти до конца XX века жизнь музея шла вполне размеренно: в нескольких роскошных анфиладных залах показывали хиты коллекции, включая ее эмблему – дюреровского зайца, и делали редкие камерные выставки из собственного собрания. Любителей графики было традиционно мало – Albertina посещали всего 10–20 тыс. человек в год. И в условиях экономической стагнации и перевода культурных институций страны на частичную самоокупаемость музей оказался лицом к лицу с глубоким кризисом. Причем не только финансовым, но и концептуальным: «Сосредоточенность на графике показала ахиллесову пяту музея», – вспоминает директор Клаус Альбрехт Шрёдер. Именно ему власти доверили кризисное управление музеем в 2000 году и фактически выдали карт-бланш на все действия, связанные с возрождением и инновациями внутри Albertina.

Эрвин Вурм. Fat car convertible. 2005 г. ФОТО: ALBERTINA.AT

Начать обновления новый менеджер решил с «головы» – реновации самого музейного здания, обошедшейся в €80 млн. Знаменитый архитектор Ханс Холляйн в тот момент сделал, казалось, невозможное – увеличил музейные площади с 2,5 до 22 тыс. кв. м и придал самому дворцу современный импульс новой входной зоной с титановым навесом-парусом и атриумом с рестораном и модным магазином.

130 млн евро было потрачено за последние 20 лет на реновацию двух музейных зданий. Две трети суммы были оплачены австрийскими меценатами

Кроме того, Шрёдер, прозванный «самым предприимчивым менеджером Австрии в сфере культуры», выдвинул и революционную тогда концепцию развития самой институции. «Прежде всего мы создали совершенно новые коллекции – фотографию, живопись модернизма. Помимо этого, мне было интересно доказать ценность старых мастеров, противопоставляя их современному искусству. Тогда многие этого не понимали, как и саму новую доктрину по смешению всего и презентации этого как единого целого», – рассказывал он.

Нео Раух. Revo. 2010 г. ФОТО: ALBERTINA.AT

Позже к этой самой доктрине добавилась и концепция создания выставок-блокбастеров – больших экспозиций с участием произведений-хитов из ведущих мировых музеев, и современное искусство во всем его многообразии.

От выставок к музею

Открывшаяся после реновации в 2003 году Albertina произвела фурор. Количество зрителей уже в первый год достигло сотни тысяч, а сегодня приближается к миллиону – музей уступает лишь легендарному Бельведеру с его тремя выставочными площадками и собранием «австрийского золота» – Густава Климта. С открытием нового Albertina Modern Шрёдер небезосновательно рассчитывает занять лидерские позиции – и на то есть все основания.

Хеймо Цоберинг. Без названия. 2011 г. ФОТО: ALBERTINA.AT

Главный козырь нового музея, расположившегося так же в центре Вены в неоклассическом здании Kunstlerhaus (Дом художника), бесспорно, – коллекция искусства XX века и contemporary art. Ее истоки – в даре, полученном музеем в 2007 году от коллекционеров и меценатов Герберта и Риты Батлинер. Это более 500 выдающихся произведений импрессионизма, европейского модернизма и мирового послевоенного искусства, включая работы Роя Лихтенштейна, Энди Уорхола и Фрэнсиса Бэкона. Частично оно экспонируется постоянно в основном здании на выставке «От Моне до Пикассо», но в основной своей массе либо демонстрируется в сборных выставках, либо гастролирует по миру (в 2013–2014 годах она, например, побывала и в Эрмитаже). Далее коллекция прирастала и подарками многочисленных местных коллекционеров, и самих художников, участвовавших здесь в выставках, от Вали Экспорт и Эрвина Вурма до Алекса Каца и Зигмара Польке.

1 млн посетителей принимает музей сегодня, а с открытием нового здания их количество может возрасти в 1,5 раза. До 2000 года Albertina посещали лишь 10–20 тыс. человек

Но катализатором к окончательному решению о необходимости открытия нового здания стало известие о ликвидации в 2016-м другой известной институции близ Вены – частного Essl Museum, принадлежавшего коллекционерам Карлхайнцу и Агнес Эссль. Спустя два года пара подарила Albertina 1300 вещей из своего собрания, включая картины, инсталляции и скульптуры таких звезд современного искусства, как Синди Шерман, Карел Аппель, Георг Базелиц, Эдуардо Чильида, Тони Крэгг, Ансельм Кифер, Марк Куинн и Уго Рондиноне. И сомнений у Шрёдера больше не оставалось.

Георг Базелиц. Neger – 2. Hadendoa. 1972 г. ФОТО: ALBERTINA.AT

Дом для современности

На реновацию Дома художника потребовалось ударные два года и €50 млн, две трети которых «самый предприимчивый менеджер», как и 20 лет назад, вновь получил от спонсоров. Мартовский план торжественного открытия был, увы, повержен пандемией коронавируса, но уже в июне Albertina Modern распахнула двери для посетителей.

Хеймо Цоберниг. Без названия. 2008 г. ФОТО: ALBERTINA.AT

Первая выставка здесь – «Начало. Искусство в Вене с 1945 по 1980 год». Одновременно это и первое масштабное исследование становления национальной арт-сцены Австрии, от Венской школы фантастического реализма и абстракции до венского акционизма и социально-критического реализма. До 8 ноября в его свежепокрашенных залах будут демонстрироваться работы Фриденсрайха Хундертвассера и Марии Лассниг, Готфрида Хельнвайна и Отто Мюля. А уже 2 декабря тут откроется выставка-посвящение супругам Эссль со 150 шедеврами подаренного ими собрания. В числе объявленных хайлайтс экспозиции – исторические скульптуры Нам Джен Пайка, Тони Крэгга и Тони Оуслера, масштабные коллажи скандалистов Гилберта и Джорджа, живопись Антони Тапиеса и Георга Базелица, инсталляции Аннетт Мессаже и фотографии Андреаса Гурски.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.

Текст: Олег Краснов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

В Центре «Зотов» – «Русское невероятное»

К своему второму дню рождения, 22 ноября, Центр «Зотов» представит выставку «Русское невероятно...

ПОДРОБНЕЕ

В Гостином Дворе пройдет Антикварный салон

Юбилейный, 50-й Российский Антикварный салон & Lifestyle «Искусство интерьера» пройдет с 27...

ПОДРОБНЕЕ