В Кремле открывается выставка «легенд»

Шапка Мономаха Второго наряда. (в начале XIX вв. считалась короной Таврической и венцом княгини Ольги). Москва, мастерские Кремля, 1682. Музеи Московского Кремля

В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы 13 октября начнет работу экспозиция, посвященная Оружейной палате периода осмысления национальной истории в XIX веке. Проект «Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата» продемонстрирует, как переплетаются вымысел и действительность в истории уникальных памятников из кремлевского собрания, и «разоблачит» некоторые устойчивые мифы.

Предания окружали предметы из царской казны на протяжении столетий: особенно долговечной оказалась легенда о дарах, якобы присланных византийским императором великому князю Владимиру Мономаху. Но именно в начале XIX века любители древностей переосмысляют эти предания и в творческом порыве создают новые мифы. В Оружейной палате, учрежденной в качестве музея императором Александром I в 1806 году, закладываются основы изучения музейного собрания. При этом многие вещи получали вымышленные атрибуции, подчеркивавшие их связь с известными русскими правителями и другими выдающимися деятелями.

Благодаря работам исследователей Оружейной палаты и авторов путеводителей XVIII–XIX веков в кремлевском собрании появились «детские доспехи великого князя Дмитрия Донского», «шлем Св. Александра Невского», «шлем, наручи и щит князя Мстислава Владимировича», «сабля и цепь великого князя Владимира Мономаха», «шлем великого князя Юрия Всеволодовича», «посохи Андрея Боголюбского и Ивана Калиты». На самом деле, названные так памятники были созданы в XVI–XVII веках и не имели никакого отношения к этим персонажам русской истории, жившим гораздо раньше. На протяжении XIX века одни авторы опровергали других, но при этом сами нередко предлагали не менее смелые и фантастические версии.

Такой известный экспонат Оружейной палаты, как Костяной трон, в XIX веке воспринимался как дар, якобы поднесенный греческим послом великому князю Ивану III Васильевичу по случаю его бракосочетания с Софьей Палеолог. Позже он и вовсе обретает нового вымышленного владельца в лице царя Ивана Грозного – вполне возможно, из-за хорошо известной скульптуры М. М. Антокольского (1843–1902), изобразившего Ивана IV именно на этом троне. Фантастической биографией обзаводится и созданная в 1682 году Шапка Мономаха второго наряда – она становится «венцом великой княгини Ольги», которая вывезла его из Царьграда, а также короной, которая «употреблялась царем Иоанном Васильевичем в меньших выходах».

Экспозиция включает более 130 предметов из коллекции Музеев Московского Кремля и других известных российских музеев.

Выставка будет работать до 14 января 2024 года.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ.

О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

К 100-летию нового искусства Палеха

Со дня создания палехской лаковой миниатюрной живописи, принесшей старинному иконописному центр...

ПОДРОБНЕЕ

В Гостином Дворе пройдет non/fictio№26

С 5 по 8 декабря Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№26 соберет в Гост...

ПОДРОБНЕЕ