
«Екатерина II на коне». Германия, Саксония, Мейсен. Мейсенский фарфоровый завод. 1770. Из собрания Государственного музея-заповедника «Архангельское»
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева открыл выставку «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное», приуроченную к 250-летию празднования завершения победоносной войны с турками и заключения Кючук-Кайнарджийского мира. При этом экспозиция посвящена истории пребывания Екатерины II в Москве в течение 1775 года: ее жизни во дворце, возведенном специально к ее приезду, окрестностям дворца, а также торжественным приемам турецкого посольства.
Фоном повествования обо всем этом служит архитектурный облик первопрестольной столицы. Как говорит Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева: «Каждый день триумфального пребывания императрицы Екатерины II в Москве находился в центре внимания ее подданных и иностранных правительств, но в то же время был и частью ее личной истории. Рассказ об архитектурной среде и бытовых подробностях не только делает далекое прошлое живым и близким, но и способствуют более глубокому его пониманию. Мы предлагаем нашим зрителям совершить путешествие в Москву 1775 года. Увидеть, каким был город, в каких пространствах проводились официальные торжества и протекала частная жизнь Екатерины II и ее приближенных».
Первый раздел выставки – о жителях Москвы, которые встречали императрицу. Среди них была и верная «старая гвардия», удалившаяся сюда на покой, и молодые «орлы», возводившие императрицу на престол (среди них – Александр Федорович Талызин – владелец усадьбы, где сегодня располагается Музей архитектуры), и скромное дворянство, служившее императрице верой и правдой во времена пугачевщины, и купечество, и городские крестьяне, чьи характерные портреты выполнил французский рисовальщик и гравер Жан-Батист Лепренс. Рассказ о представителях разных сословий ведется на фоне облика Москвы 1760–1770-х годов.
Центральный раздел выставки повествует о парадоксальной ситуации, сложившейся в Москве к 1770-м годам: старый Кремлевский дворец, Головинский дворец в Покровском-Рубцове еще помнили молодую великую княгиню Екатерину Алексеевну, но дать приют императрице великой страны уже не могли. Для пребывания Екатерины II в Москве в 1775 году пришлось возвести новое жилище. Деревянный дворец был в кратчайшие сроки построен по проекту Матвея Федоровича Казакова на Волхонке. Он получил название Пречистенского. В состав дворца вошли также три близлежащих дома: Михаила Михайловича Голицына, где проживала сама императрица; Лопухиных, где жил Григорий Александрович Потемкин; Долгоруких, где расположился великий князь Павел Петрович с супругой и свитой.
Отдельный раздел выставки посвящен окрестностям Пречистенского дворца: тому, что Екатерина II видела из его окон. Это расположенный напротив Алексеевский монастырь; питейный дом «Волхонка», давший название улице; огромный императорский Колымажный двор. Вскоре после отъезда императрицы в Петербург Пречистенский дворец был разобран и перенесен на фундаменты старого царского дворца на Воробьевых горах, но и там быстро обветшал и в начале XIX века сдавался в аренду под постоялый двор и бильярд.
На выставке представлены чертежи, рисунки, портреты, мебель, фарфор и стекло, всего более 180 предметов из фондов Музея архитектуры, 14 музейных и архивных собраний. Многие графические материалы из собрания Музея архитектуры, Исторического музея, Российского государственного архива древних актов, Российского государственного исторического архива экспонируются впервые.
Выставка будет работать до 13 июля.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ.
О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.
Добавить комментарий