Венецианская биеннале: 12 главных выставок

Две огромные площадки Основного проекта, 90 экспозиций национальных павильонов, 21 выставка в параллельной программе, а также еще около полусотни проектов вокруг: 11 мая в городе на воде стартует самое ожидаемое событие в мире искусства – Венецианская биеннале. MY WAY выбрал самые интересные выставки, которые нельзя пропустить. 
Хавьер Перес. «Падаль». 2011 г. ФОТО: FRANCESCO ALLEGRETTO

Хавьер Перес. «Падаль». 2011 г. ФОТО: FRANCESCO ALLEGRETTO

Основной проект «Чтоб вам жить в интересные времена»

11 мая – 24 ноября | Central Pavilion в Джардини | Arsenale

Название выставки Основного проекта – это древнее китайское проклятие – дал американец Ральф Ругофф, ставший главным приглашенным куратором биеннале. Его огромная экспозиция традиционно разместится в двух пространствах и включит работы 79 современных художников из разных стран.

Центральный павильон в Джардини. ФОТО: FRANCESCO GALLI / ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Центральный павильон в Джардини. ФОТО: FRANCESCO GALLI / ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Среди них и классики, такие как Дан Во, Джордж Кондо, Доминик Гонсалес-Форстер или Томас Сарацено, и молодые авторы – Эд Аткинс, Нейл Белуфа, группа Slavs and Tatars и другие звезды. На своей выставке Ругофф намерен бороться с фейками в частной, политической и общественной жизни или по крайней мере задуматься о правдивости информации вокруг нас.

Успех Венецианской биеннале можно объяснить удачным сочетанием старого и нового искусства с великолепной архитектурой и атмосферой города

«Glasstress»

9 мая – 24 ноября | Fondazione Berengo Art Space

Одна из самых зрелищных выставок биеннале объединяет традиции легендарных стеклодувных мастерских Мурано и концептуальные идеи современных художников уже десять лет. За это время в создании фантастической красоты объектов из хрупкого материала приняли участие более 50 звезд современного искусства, дизайна и архитектуры, среди которых Заха Хадид, Ай Вэйвэй, Рон Арад, Ян Фабр, Илья и Эмилия Кабаковы и десятки других.

Нидека Акунили Кросби. «And We Begin to Let Go». 2013 г. ФОТО: JASON WYCHE

Нидека Акунили Кросби. «And We Begin to Let Go». 2013 г. ФОТО: JASON WYCHE

Юбилейная экспозиция этого года в пространстве Фонда Беренго на Мурано включит как лучшие образцы прошлых лет, так и совершенно новые произведения международных авторов, от Вика Мюниса и Пола Маккарти до Томаса Шютте и Жоаны Вашконселуш.

ФОТО: ANDREA AVEZZU_COURTESY

Ральф Ругофф. Куратор Основного проекта биеннале уже прослыл русофобом: ни один русский проект не включен в параллельную программу смотра; ни один российский художник не приглашен к участию в его выставке. Тем не менее в возглавляемой им с 2006-го Hayward Gallery в центре Лондона за последние годы прошло немало выдающихся выставок, а также масштабная реновация бруталистского исторического здания. Поэтому и выставку в Венеции все – без обид – ждут с нетерпением.

«Место и знаки»

до 15 декабря |Punta della Dogana

Лю Вэй. «Microworld». 2018 г. ФОТО: JONATHAN LEIJONHUFVUD / ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Лю Вэй. «Microworld». 2018 г. ФОТО: JONATHAN LEIJONHUFVUD / ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Punta della Dogana – частный музей французского магната Франсуа Пино в Венеции. В огромном пространстве бывшей морской таможни проходят сборные выставки звезд современного искусства из его собрания. Нынешняя посвящена «особым отношениям», которые складываются у художников с городами, где они работают. Среди 120 авторов участников – Анри Сала и Триша Доннелли, Джули Мерету и Агнес Мартин, Татьяна Труве и многие другие.

ФОТО: THEARTNEWSPAPER.RU

Михаил Пиотровский. Директор Эрмитажа ровно десять лет назад пошел на смелый шаг – запустил программу о современном искусстве со смелыми выставками (вспомнить хоть скандальную экспозицию Яна Фабра!) и стойко держит оборону до сих пор. На этой биеннале Пиотровский объявил куратором павильона России не себя лично, а весь вверенный ему музей: «Эрмитаж первый во всем, пусть будет и первым куратором – целой институцией!»

«Аршил Горки: 1904–1948»

8 мая – 22 сентября | Ca’ Pesaro

Имя Аршила Горки, американского художника армянского происхождения, взявшего псевдоним в честь Максима Горького, в истории абстрактного экспрессионизма стоит в одном ряду с Марком Ротко и Джексоном Поллоком. В его первой итальянской ретроспективе участвуют более восьмидесяти полотен, от первых модернистских опытов 1920-х годов до работ 1940-х, в которых и отразился его неповторимый абстрактный стиль. Произведения будут собраны из лондонской Тейт, парижского Центра Помпиду, Национальной галереи Вашингтона и других музеев и частных коллекций.

Аршил Горки. Без названия. 1945–1946 гг. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Аршил Горки. Без названия. 1945–1946 гг. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

«Каналетто и Венеция»

до 9 июня | Palazzo Ducale

Выставку во время биеннале в главном местном палаццо – Дворце дожей – всегда посвящают старым мастерам и их связям с городом. Сегодня это Каналетто, один из главных ведутистов своего времени, тончайшие детали работ которого позволяют точно восстановить облик Венеции XVIII века. К трем десяткам его картин здесь присоединились произведения его коллег-современников, наравне с художником прославлявших красоту дворцов, каналов и церквей – Бернардо Белотто, Франческо Гварди, Луки Карлевариса и других.

Серит Вин Эванс. «We are in Yucatan and every unpredicted thing». 2012–2014 гг. ФОТО: DELFINO SISTO LEGNANI E MARCO CAPPELLETTI / ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Серит Вин Эванс. «We are in Yucatan and every unpredicted thing». 2012–2014 гг. ФОТО: DELFINO SISTO LEGNANI E MARCO CAPPELLETTI / ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

«Кэти Уилкес»

11 мая – 24 ноября | Национальный павильон Великобритании в Джардини

Имя героини британского павильона впервые прозвучало на международной арт-сцене в 2008 году, когда она стала лауреатом престижной Премии Тернера и была выставлена с остальными конкурсантами в галерее Тейт. За фантастическую пластику многосоставных инсталляций из «лоскутных» людей-призраков и бытовых предметов ее окрестили наследницей Луизы Буржуа и стали выставлять по всему миру, от парижского Центра Помпиду до MoMA в Нью-Йорке. Для Венеции Уилкес делает новую тотальную инсталляцию в нескольких комнатах павильона, где «размышляет о природе любви и сосуществовании жизни и смерти в каждом отдельно взятом доме».

Джованни Антонио Каналь (Каналетто). «Набережная с колонной Сан-Марко». 1473 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Джованни Антонио Каналь (Каналетто). «Набережная с колонной Сан-Марко». 1473 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

«Яннис Кунеллис»

11 мая – 24 ноября | Fondazione Prada

Фонд дизайнера Миуччи Прады, расположившийся в историческом дворце Ca’Corner della Regina, делает выставки для интеллектуалов самой разной тематики, от междисциплинарных проектов на стыках философии, искусства и науки до ретроспектив международных художников. Например, таких, как один из родоначальников арте повера Яннис Кунеллис. Памятная экспозиция – художник скончался два года назад – включит объекты и инсталляции с 1958 по 2016 год из итальянских и международных музеев.

Кэти Уилкес. Без названия. 2012 г. ФОТО: PABLO ENRIQUEZ / ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Кэти Уилкес. Без названия. 2012 г. ФОТО: PABLO ENRIQUEZ / ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

«Кожа – Люк Тюйманс»

до 6 января 2020 | Palazzo Grassi

Тюйманс – бельгийский классик современного искусства, чей мистический фигуративный стиль любят коллекционеры по обе стороны океана. Он желанный гость и в качестве куратора выставок: прошедшей зимой, например, он объяснял посетителям миланского Fondazione Prada, что такое искусство барокко. В основу нынешней ретроспективы вошли его работы разных лет из собрания крупнейшего коллекционера Франсуа Пино. Последнему принадлежит и дворец Palazzo Grassi на Большом канале, один из двух частных музеев мецената в Венеции.

Яннис Куннелис. 1972 г. ФОТО: CLAUDIO ABATE / ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Яннис Куннелис. 1972 г. ФОТО: CLAUDIO ABATE / ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

«В конце прибывает начало»

10 мая – 10 сентября | Chiesa di San Fantin

В церкви, где хранится одно из полотен венецианского титана Тинторетто, проведут свою совместную выставку Пушкинский музей и Stella Art Foundation. Для обеих институций это далеко не первый успешный опыт соединения классики с современностью: ГМИИ регулярно устраивает интервенции современных авторов в своих залах, а Фонд, например, проводил масштабные выставки российских художников в венском Музее истории искусств.

Люк Тюйманс. «Черепаха». 2007 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Люк Тюйманс. «Черепаха». 2007 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

В нынешнем проекте в диалог с пространством Chiesa di San Fantin и самим Тинторетто вступят концептуалист Ирина Нахова и театральный режиссер и художник Дмитрий Крымов, американец Гари Хилл и швейцарская группа !Mediengruppe Bitnik.

ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Стелла Кесаева. Коллекционер и меценат, учредитель Stella Art Foundation и один из главных проводников российского современного искусства в мире, трижды была комиссаром павильона России в Венеции. Именно с ней здесь прошли блестящие выставки «Коллективных действий», Вадима Захарова и Ирины Наховой, а также вышла объемная монография о нашем павильоне со времени его открытия в 1914 г. С момента сложения полномочий комиссара в 2015-м это первое возвращение Кесаевой с совместной с ГМИИ выставкой в Венецию.

«Базелиц – Академия»

8 мая – 8 сентября | Gallerie dell’Accademia

Игроком в арт-марафоне традиционно становится и знаменитый музей Академия, хранилище шедевров Джорджоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто и других гениев итальянского Ренессанса. В этом году здесь представляют мощную ретроспективу 81-летнего неоэкспрессиониста Георга Базелица, которая включит и живопись, и графику, и скульптуру, и, конечно, «перевернутые образы», принесшие художнику мировую славу и звание классика послевоенного искусства.

Дмитрий Крымов. Ирина Нахова. Гари Хилл. Фрагменты видеоинсталляций для выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина «В конце прибывает начало». 2018 г. Эмилио Ведова. «Tondo». 1987 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Дмитрий Крымов. Ирина Нахова. Гари Хилл. Фрагменты видеоинсталляций для выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина «В конце прибывает начало». 2018 г. Эмилио Ведова. «Tondo». 1987 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

«Адриан Гение. Битва Масленицы и Поста»

до 18 ноября | Palazzo Cini

На Венецианской биеннале в 2015-м Гение, представитель новой волны в румынском искусстве, занимал масштабным проектом национальный павильон своей родины. А уже через год его полотно было продано на торгах Christie’s за $9 млн. Спустя четыре года амбициозный художник, сегодня работающий в Берлине, возвращается в Венецию. Новые работы, как следует из названия выставки (оно отсылает к известной картине Брейгеля), будут посвящены соединению мотивов старых мастеров и современности.

Александр Шишкин-Хокусай. «Фламандская школа». 2019 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Александр Шишкин-Хокусай. «Фламандская школа». 2019 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

«Фламандская школа»

11 мая – 24 ноября | Национальный павильон России в Джардини

Русское «нашествие» в Венеции в этом сезоне исключительно мужское: куратором нашего павильона выступает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, а в качестве участников заявлены художник Александр Шишкин-Хокусай и режиссер Александр Сокуров. Коллаборация двух классиков основана на теме голландской живописи в главном музее страны, и каждый будет делать инсталляцию в собственном стиле: первый – с эмблематичными плоскими фигурами, второй – с монохромными медленными видео.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Олег Краснов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

«Утопия и Ухрония» – в ММОМА

Московский музей современного искусства совместно с галереей a–s–t–r–a открывает 19 декабря на ...

ПОДРОБНЕЕ

Платье императрицы вновь в Оружейной палате

В экспозицию Оружейной палаты после десятилетней реставрации возвращено коронационное платье им...

ПОДРОБНЕЕ