За два года существования новая ярмарка успела сменить геолокацию (первый смотр проходил в бывшем здании парижской биржи), приобрести массу поклонников и даже утвердиться в статусе, как говорят эксперты, главного конкурента самой Парижской биеннале. Последнюю, знаменитую ярмарку в Grand Palais, организованную Синдикатом антикваров Франции, уже несколько лет сотрясают кадровые перестановки и скандалы, так что у «Fine Arts Paris» шансы на завоевание мира действительно высоки.
Успех под шум скандала
До 2015-го казалось, что антикварный рынок Франции устойчив, как никакой другой, – к легендарным парижским маршанам с галереями, чьи истории расписывались на несколько столетий, стояли очереди коллекционеров и музейщиков со всего мира; их новые выставки и филиалы то и дело зажигались на арт карте планеты, а раз в два года Париж освещался великосветским сиянием роскошной Биеннале антикваров, которую открывали президенты и короли. Но внутренние распри в Синдикате антикваров сначала пошатнули саму биеннале – несколько статусных членов покинули смотр, за ними переформатирования структуры смотра не потерпели и ювелиры. А разгоревшийся в 2016-м скандал с подделками антикварной мебели в одной из старейших галерей Kraemer и вовсе вызвал «землетрясение», не утихающее до сих пор. Уже объявленная ежегодной и названная «Парижской биеннале» ярмарка тогда потеряла еще несколько важных участников, косвенно замешанных в деле с фальшивками: одних, как Didier Aaron, изгнали, другие ушли сами.
Но, как часто бывает, именно в момент потрясений нашлись люди, сумевшие в патовой, казалось бы, ситуации грамотно перераспределить силы и предложить устраивающее всех компромиссное решение.
Ими оказались учредители парижского Салона рисунка (Salon du Dessin), статусной ярмарки любителей графики, проходящей с 1991 года и обладающей, что немаловажно, безупречной репутацией. Именно они предложили простую и прозрачную концепцию новой ярмарки, флагманами которой должны были стать ни больше ни меньше рисунок, живопись и скульптура. Таким образом президент Salon du Dessin Луи де Байзер, занявший аналогичный пост и в новой «Fine Arts Paris», элегантно избавился, с одной стороны, от ювелиров с Вандомской площади, любящих перетягивать одеяло на себя, с другой – от декоративно-прикладного искусства и мебели, скомпрометированных судебными разборками последних лет. Сделал ставку на чистое искусство – и не прогадал.
Возвращение к истокам
Еще одним важным пунктом в концепции новой ярмарки стало исключение современного искусства. Фактически это шаг назад, своего рода движение против всеядного международного ярмарочного мейнстрима, когда каждый смотр пытается заполучить все стили, направления и века. Вместе с тем это вполне разумное решение, с помощью которого организаторы стараются вернуть ярмарке атмосферу утраченного салонного шика, а коллекционерам – чувство приватности и исключительности, да и просто дать возможность их глазу отдохнуть, не размениваясь на пестрый ковер современности.
Вдобавок к сотрудничеству привлекли еще одну полюбившуюся ценителям старых мастеров ярмарку «Paris Tableau», временно приостановившую свою деятельность, видные участники которой также разочаровались коллаборацией с биеннале. В списке ее дилеров – сплошь crème de la crème антикварного мира, специализирующиеся исключительно на картинах.
И успех первого прошлогоднего смотра, прошедшего в Palais Brongniart с более чем 20 участниками, строгой отборочной комиссией и научным симпозиумом по картинам XVI–XIX веков, вселил веру в него не только самих маршанов, но и тех, ради кого устраиваются подобные мероприятия, – собирателей старины и музейных хранителей.
Со скульптурой во главе
В этом сезоне к прошлогодним участникам, в числе которых Didier Aaron, Galerie Canesso, Talabardon & Gautier, Rosenberg & Co. и Paolo Antonacci, добавились 17 новых. Среди последних есть и знакомые российским зрителям Galerie Steinitz, Galerie Perrin и Lancz Gallery, в разное время гостивших на Салонах изящных искусств в Москве.
«Мы выбрали более просторное и центральное пространство, чем Palais Brongniart, потому что хотим, чтобы выставка стала крупным событием как для искусства, так и для Парижа, а также важной датой в календаре каждого коллекционера, – говорит Луи де Байзер. – Кроме того, мы готовим большую программу совместно со столичными музеями».
Музеи Парижа – среди них окажутся Лувр, музеи Майоля, Родена, Бурделя и Цадкина, Центр Помпиду – действительно станут одними из главных действующих лиц «Fine Arts Paris». Вместе они впервые проведут Неделю скульптуры, которой надеются «реабилитировать недооцененную коллекционерами дисциплину». А Petite Palais к дням проведения ярмарки даже приурочил торжественное открытие своего нового пространства – Галереи скульптуры, где будут экспонироваться более 30 произведений, созданных французскими скульпторами во времена Третьей Республики.
Для посетителей ярмарки будут организованы специальные экскурсии в хранилища скульптуры институций, а галереи представят на стендах выдающиеся образцы разных веков. Например, Trebosc & Van Lelyveld выставит бюст баронессы де Сипье работы Жана-Батиста Карпо, Galerie Steinitz – бронзовую пару из «Группы Геркулеса» Шарля Лебрена, галерея Univers du Bronze – музейного качества скульптурную композицию «Аполлон, управляющий колесницей Солнца» Антуана-Луи Бари, а Galerie Berès – галопирующую лошадь Эдгара Дега.
Не забудут, конечно, и о живописи. У Bailly Gallery стоит искать солнечную сцену «Летний отдых» Альбера Марке; у американцев Jill Newhouse – зарисовки деревенской жизни Жана-Франуса Милле.
Недавно найденный масштабный холст «Афина и искусства» кисти придворного живописца Луи де Булоня, некогда украшавший кабинет сказочника Шарля Перро, представит F. Baulme Fine Arts. А парижская галерея Eric Coatalem – идиллический «Пейзаж с римскими руинами» Пьера Пателя, одного из самых талантливых художников, украшавших Версаль.
Русский след
Традиционно в Париже ждут и покупателей из России, разыскивая произведения русских художников или работы, обладающие соответствующим провенансом. Вероятно, самым редким автором, встречающимся на европейских ярмарках, здесь станет Алексей Исупов, или, как его называли в Италии, где он из-за болезни провел последние годы жизни, Алессио Иссупофф. Экспрессионистский деревенский пейзаж ученика Серова и Коровина во Францию привезет итальянская галерея Paolo Antonacci. Еще одной неожиданной находкой может стать «Юная девушка в кокошнике» в лондонской галерее Callisto Fine Arts, приписываемая портретисту XVIII века Петру Дрождину.
Но в основном, конечно, на стенды антикваров будут выставлять произведения тех русских художников, которые представляют интерес не только на локальном, но и на международном рынке, – связанных с европейским модернизмом «посетителей» так называемой Парижской школы. Геометрические абстракции Сержа Полякова и Сони Делоне выставят Galerie de la Présidence и Galerie Orsay. А Galerie Berès, специализирующаяся на импрессионистах и модернистах и участвующая в таких престижных ярмарках, как TEFAF и BRAFA, почти весь свой стенд отдаст русским. Дилеры предложат авангардные картины Андре Ланского и Сержа Фера. Имя последнего особенно актуально у нас сегодня, когда в московском Пушкинском музее проходит выставка «”Парижские вечера” баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера».
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий