Россия
«Русские Витязи»
Пилотажная группа образована 5 апреля 1991 года на основе 1-й эскадрильи 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба. Базируется она в Кубинке, снискавшей славу школы № 1 пилотажного мастерства в России. Уникальность «Витязей» в том, что это единственная пилотажная группа в мире, исполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель», которые являются серийными образцами, а не специально модифицированными для шоу. До недавнего времени это были Су-27П и Су-27УБ, а в 2017-м летчики пересели на двухместные Су-30СМ поколения 4++. Сейчас в их досье имеется целый ряд мировых рекордов, а в рабочем графике – несколько десятков выступлений в год по всему миру.
«Стрижи»
Формирование группы военных летчиков-асов, выполняющих демонстрационные полеты на советских/российских многоцелевых истребителях четвертого поколения Миг-29, началось в истребительном авиаполку в Кубинке в середине 1980-х, когда машины этого типа только осваивались ВВС. Но официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года: она впервые приняла участие в авиационном показе под названием «Стрижи» на самолетах в оригинальной бело-синей раскраске (в 2003-м дизайн обновлен). Затем начались выступления за границей, и наши до сих пор поражают искушенных западных зрителей своим мастерством – очень плотным строем шестерка не только показывает полный набор фигур высшего пилотажа: «косую петлю», «петлю Нестерова», «бочку» и т.д., но и постоянно меняет сам строй – «пеленг» переходит в «конверт», «крест», «пирамиду», «крыло» и «звезду». В финале «Стрижи» делают эффектный роспуск – «тюльпан», который сопровождается салютом из тепловых ловушек.
Первый публичный совместный пилотаж «Русские Витязи» и «Стрижи» произвели в 2003 году, а с 2004-го их самой узнаваемой фигурой стал ромб, состоящий из четверки Миг-29 и пяти Су-27, – этот пилотажный строй назвали «Кубинским бриллиантом». В мире много превосходных пилотажных групп, но, во-первых, все они состоят из самолетов единого типа, а во-вторых – обратите внимание на расстояние между самолетами: наши держат дистанцию друг от друга 3 м, боковой интервал всего 1 м, и это на скорости 800 км/ч, со всеми положенными перегрузками. Летать многочисленным составом и так близко – задача непростая, еще труднее скоординировать самолеты разных типов и размеров.
И совсем запредельные вершины пилотирования – соблюдать стройность рядов не только в горизонтальном полете, вдевятером они исполняют полный комплекс фигур высшего пилотажа!
Подобного не делает больше никто, это абсолютный рекорд в мировой авиации.
Швейцария
Patrouille Suisse
Шоу пилотажной эскадрильи в 1964 году на авиасалоне в Лозанне, а затем и на праздновании 50-й годовщины образования швейцарских ВВС так понравилось жителям Конфедерации, что Patrouille Suisse получила статус отдельной группы, призванной демонстрировать ювелирную точность работы швейцарских летчиков. Правда, сначала география полетов ограничивалась территорией Швейцарии (это объясняли политическим нейтралитетом государства), но правило упразднили в 1978 году, и с тех пор шестерка самолетов в красно-белой раскраске выступает по всему миру. В 1994-м прослужившие им 30 лет британские истребители Hawker Hunter уступили место более скоростным и маневренным F-5E Tiger II производства США. В честь Patrouille Suisse отчеканена серебряная монета номиналом 20 швейцарских франков, часовые мануфактуры посвящали им лимитированные серии наручных часов. В репертуаре группы 20 акробатических воздушных фигур, среди которых встречаются такие забавные названия, как «стул для дойки» и «вилка для фондю».
Франция
Patrouille de France
Одна из старейших пилотажных групп мира была основана в 1953 году и летала на самолетах разных типов, пока в 1981-м выбор окончательно не пал на реактивный Аlpha Jet. Эта машина французско-немецкого производства специально создавалась как учебный самолет для продвинутой тренировки будущих пилотов и отлично подходит для выполнения фигур высшего пилотажа в тесно сомкнутом строю. Patrouille de France является постоянным участником крупнейших мировых авиашоу. Из белых, синих и красных дымов пилоты рисуют в воздухе замысловатые фигуры, наиболее известная из них – сердце, пронзенное дымовой стрелой, – вызывает у публики неизменный восторг.
Интересно, что в 2009 году выступление французов на Международном авиационно-космическом салоне МАКС в России впервые в истории группы возглавила женщина-пилот – командир эскадрильи майор Виржини Гюйо.
Великобритания
Red Аrrows
Годом её создания считается 1964-й – тогда командование Королевских ВВС Великобритании вместо нескольких неофициальных решило сформировать объединенную пилотажную группу, которая получила название «Красные стрелы». Первое выступление Red Аrrows состоялось 6 мая 1965 года на военной базе во Франции, а у себя на родине они дебютировали 15 мая. С 1979-го полеты производятся на Hawker Siddeley Hawk, это британский реактивный дозвуковой учебно-тренировочный самолет и легкий штурмовик. Все пилоты «служат» в Red Аrrows по три года (конкурс – десять человек на место!), и только лидер формирования остается в составе шесть лет. Число показательных полетов, которое они совершили за все время существования группы, приближается к пяти тысячам. В арсенале девятки самолетов две программы: «плоская» для пасмурной Британии (приходится учитывать низкую кромку облаков) и «высокая» для международных шоу. в последней 24 маневра, один из самых сложных – спираль.
Италия
Frecce Tricolori
Пилотажная группа, созданная 1 марта 1961 года, стала национальным символом Италии: Frecce Tricolori переводится как «трехцветные стрелы» (полное официальное наименование – 313. Gruppo addestramento acrobatico, Pattuglia acrobatica Nazionale Frecce Tricolori). С 1984 года они летают на самолетах Аermacchi МВ-339-PАN, специальной модификации для высшего пилотажа, с которой демонтировано все военное оборудование и установлены дымогенераторы. Это один из самых многочисленных пилотажных коллективов – всего самолетов десять: девять выполняют групповой пилотаж, а десятый, лидер, крутит фигуры соло и дополняет отдельными маневрами выступление основного состава. Всего в их арсенале 18 фигур, часть полетов проходит на предельно малых высотах. Перед завершением программы зрителям показывают фирменный соло-пилотаж – самолет выполняет синусоиды с предельными углами атаки и крена на минимальных высоте и скорости. Финал грандиозен: под музыку Верди соло-пилот проходит на встречном курсе сквозь дымы девяти самолетов основной группы.
ОАЭ
Al Fursan
На авиасалоне МАКС-2017 арабская пилотажная группа Al Fursan впервые показала свое мастерство в России и произвела фурор: семь самолетов Aermacchi MB-339 – по количеству объединенных арабских Эмиратов – оснащены столь мощными дымогенераторами, что на снимках их выступления часто кажутся «отфотошопленными». Однако российские любители авиации смогли полюбоваться этим шоу воочию – сочные красные, зеленые, белые и черные дымы (цвета национального флага) сопровождали в небе эффектные роспуски, «вентилятор» и фирменную фигуру, в которой угадываются изгибы меча Зульфикар. В переводе с арабского «Аль-Фурсан» означает «рыцари». Пилотажная группа была сформирована в 2010 году под покровительством шейха Мохаммеда бен Зайда Аль Нахайана. Самолеты раскрашены в черно-золотые цвета, символизирующие нефть и песок. Пилоты отбираются из лучших летчиков ВВС ОАЭ.
Новости бизнес-авиации, обзоры самолетов и лучшие предложения компании в области частных перелетов – читайте в MY WAY.
Добавить комментарий