Дирижабли как вид транспорта до сих пор остаются на вторых ролях, а ведь в нынешние времена тотальной экономии и экозащитной активности их преимущества по сравнению с самолетами и вертолетами как никогда актуальны.
Им не нужны сложная инфраструктура и многочисленные наземные команды для обслуживания. Для взлета и приземления дирижаблю достаточно любой ровной площадки, включая воду, – то есть аэропорты, взлетно-посадочные полосы и даже причальные мачты (как на заре дирижаблестроения в конце XIX века) строить не надо. В стране, где сотни населенных пунктов находятся в труднодоступных арктических регионах, это ли не лучший способ обеспечить их транспортную доступность? По грузоподъемности с дирижаблями не сравнится ни один летательный аппарат, более того, крупногабаритные конструкции и разбирать-собирать не надо – их доставят целиком, на внешней подвеске. Даже без экипажа можно обойтись: современная авионика и навигационная аппаратура позволяют совершать грузоперевозки в беспилотном режиме.
Из-за внушительного размера дирижабли имеют большую парусность, что при сильных порывах ветра может мешать во время причаливания. Но зато благодаря этим же габаритам дирижабли практически не подвержены турбулентности по сравнению с пассажирскими самолетами. Пусть воздушные гиганты не обладают высокой скоростью и не особо маневренны, но это именно то, что требуется для фото- и видеосъемки, спасательных операций, патрулирования леса, контроля трубопроводов и ЛЭП, а также для VIP-туризма, где как раз и хочется не спеша насладиться зрелищем. И наконец, главное – дирижабли вполне эффективно работают на электротяге, поэтому абсолютно бесшумны и не оставляют вредных выбросов. Инертный газ гелий, которым сейчас их наполняют, не горюч. Да и в целом полет безопасен: при полном отказе двигателей дирижабль не упадет, а будет плыть по небу, как воздушный шар, и даже при повреждении оболочки будет терять «плавучесть» очень медленно.
Пока возможностей полетать на дирижабле немного: например, в Швейцарии, Германии и США проводятся обзорные экскурсии на 12-местном Zeppelin NT длиной 75 м, в России туристов катали на восьмиместном Ау-30 воздухоплавательного центра «Авгуръ». Но прозорливые бизнесмены уже оценили перспективы, и скоро нас, похоже, ждет настоящий бум дирижаблестроения. Развивать экологически чистую альтернативу традиционной авиации взялись в последние годы десятки компаний. Так, уже к 2025 году английская фирма Hybrid Air Vehicles обещает не только завершить создание 92-метрового гибридного дирижабля Airlander 10 пассажировместимостью до 100 человек, но и открыть регулярное воздушное сообщение как по экзотическим маршрутам на Шпицберген и Северный полюс, так и на рутинных линиях Ливерпуль – Белфаст (5 ч 20 мин) или Барселона – Пальма-де-Майорка (4,5 ч).
Осенью 2023 года начались летные испытания дирижабля Pathfinder 1, построенного калифорнийским стартапом LTA Research and Exploration, который создал основатель Google Сергей Брин. В движение 14-местный прототип длиной 124 м приводят 12 электромоторов, которые запитываются от двух дизельных генераторов по 150 кВт и 24 литий-ионных аккумуляторов. А в будущем визионер намерен выпускать и более крупные модели (Pathfinder 3, 180 м), и более мощные: дирижабли планируется оснащать водородными силовыми установками, сначала 0,75 МВт, затем 1,5 МВт.
Изначально российское, а затем израильское предприятие Atlas LTA Advanced Technology разработало и готово строить даже несколько моделей дирижаблей: Atlas длиной 60,4 м и 72,5 м и Atlant длиной 98 м, 140 м и 198 м. Модификации есть как грузовые, для гуманитарных миссий, так и туристические, где за счет больших палубных площадей и сплошного остекления можно создать уровень комфорта, недостижимый ни на каком другом летательном аппарате.
Aeroscraft ML866 от американской компании Worldwide Aeros Corp тоже позиционируется как «летающая яхта», причем ультралюксовая: аппарат размерами 169 м в длину и 29 м в ширину будет иметь внутреннее полезное пространство площадью около 557 кв. м.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ.
О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.
Добавить комментарий