Самые, пожалуй, гипнотизирующие самолеты на картинах написаны итальянским художником Туллио Крали. Он родился накануне Первой мировой войны, в 1910 году. В воздух он впервые поднялся в возрасте 18 лет – и открывшиеся сверху виды заворожили его навсегда. В следующем, 1929, году юноша подружился с представителями самого передового художественного направления того времени – футуризма, стиля, в котором творили и писатели, и художники.
Главным для футуристов было взглянуть на мир с необычной точки зрения и выразить современность новым, неожиданным языком и эффектными средствами. Итальянские футуристы во главе с Томмазо Маринетти были теми самыми пассионариями, которым подражали наши художники-поэты Маяковский с Бурлюком, а за ними и все представители русского авангарда. Но в Советской России к тому времени совсем «похолодало», футуризм в конце 1920-х уже скончался, уступив место социалистическому реализму. На своей родине в жаркой Италии этот стиль чувствовал себя намного бодрее. Начиная с 1918 года у футуристов открылось второе дыхание (их произведения так и называли «il secondo Futurismo»). «Второй футуризм» продлился до 1938 года, а затем, кстати, последовал и «третий».
Именно волна «второго футуризма» подхватила Туллио Крали – и он оказался одним из самых запоминающихся его мастеров. Все дело в волшебном совпадении излюбленной темы Крали и главного мотива этого направления – восхищения чудесами техники, в особенности авиации. А поскольку футуризм разрабатывал новые, авангардные способы отражения реальности, результат получался особенно впечатляющим.
В те годы итальянские футуристы придумали Aeropittura – то есть «аэроживопись». Темами картин в стиле аэроживописи были небо, полеты, аэропланы, винты и турбины. А главное – скорость и новаторство. В 1929 году Маринетти, Джакомо Балла, Бенедетта Каппа и многие другие, включая Туллио Крали, опубликовали «Manifesto dell'Aeropittura futurista», в котором заявили об идеологии этого движения. Самолеты на картинах, культ прекрасной стальной машины, воспевание скорости стали главными идеями аэроживописи.
Это перекликалось с общекультурным мейнстримом того времени. Вспомним советский «Марш авиаторов» 1923 года:
«Нам разум дал стальные руки-крылья,
/ А вместо сердца – пламенный мотор».
Туллио Крали писал самолеты на картинах со всем энтузиазмом молодости. Дополнительный импульс итальянским аэроживописцам добавляли успехи их страны: режим Бенито Муссолини активно развивал воздушный флот. Полотна Крали – и про гражданскую авиацию, и про воздушные бои и бомбардировки, причем некоторые оказались достаточно провидческими. В своих картинах, написанных, конечно, по памяти, Туллио Крали порой изгибает пространство, словно стараясь запечатлеть виражи пилотов. Завораживает, что иногда точка зрения художника – за пределами самолета, а иногда – будто из кресла летчика. Не стоит забывать, что «натуру» Крали наблюдал в 1930-е годы, когда любой полет был еще довольно опасным мероприятием. Несмотря на молодость и большую конкуренцию, вклад Крали в аэроживопись оказался очень велик. Сам Маринетти писал в соавторстве с ним манифесты, в том числе о пластическом иллюзионизме войны.
Все представители этого направления летали на самолетах как пассажиры. А творчество Крали было настолько популярно, что итальянские авиалинии «по художественным соображениям» предоставили ему право свободного пользования своими рейсами. Ему довелось увидеть с высоты Тунис, Ливию, Далмацию и Эгейское море. Вдобавок в 1939 году Крали подружился с тренировавшимися в Гориции летчиками истребителями и начал летать вместе с ними. Сам научился управлять самолетом и даже выполнять опасные трюки – то, что автор знаком с экстремальной воздушной акробатикой, явно ощущается при взгляде на его картины. Впрочем, когда началась Вторая мировая война, его отправили в школу артиллерийских офицеров.
Крали повезло не погибнуть на фронте, и хотя в послевоенные годы его порой упрекали в симпатиях к фашистскому режиму, какого итальянца в те годы не могли коснуться подобные обвинения? В 1950-е он принял участие в попытке «ветеранов» футуризма вновь возродить это направление, однако из-за смерти Маринетти она оказалась заведомо бессмысленной. Впрочем, творчество Крали развивалось в духе времени – в 1969-м он написал манифест «Орбитальное искусство», в котором призывал смотреть на мир уже с космической точки зрения. Художник благополучно прожил до 89-летнего возраста, скончавшись относительно недавно – в 2000 году.
Новости бизнес-авиации, обзоры самолетов и лучшие предложения компаний в области частных перелетов – читайте в MY WAY.
Добавить комментарий