Виталий Ванцев: «Внуково получился разумным аэропортом»

Аэропорт Внуково все чаще становится героем хороших новостей. В феврале, на национальной выставке NAIS-2018, он был признан лучшим в категории «Международный аэропорт с пассажиропотоком свыше 10 млн пассажиров в год». А в апреле стало известно о сделке с Qatar Airways. Председатель совета директоров АО «Международный аэропорт «Внуково» Виталий Ванцев рассказал MY WAY о том, как развивается инфраструктура аэропорта, почему бизнес-терминал не имеет конкурентов в Европе и... чем хороша армейская закалка.
Виталий Ванцев. Фото: АО «Международный аэропорт «Внуково»

Виталий Ванцев. Фото: АО «Международный аэропорт «Внуково»

Самый первый вопрос – о договоренностях с Qatar Airways. Что они означают для Внуково?

Qatar Airways хотят купить до 25% акций Международного аэропорта Внуково. Скорее всего, сделка будет двойная, то есть часть пакета будет продана напрямую, а вторая часть пакета – 10–15% – станет прямой инвестицией в аэропорт. У нас, с одной стороны, появляется мощный стратегический партнер – по версии Skytrax, «Катарские авиалинии» признавались лучшей авиакомпанией мира 2017 года. С другой стороны, появляются средства, которые можно направить на дальнейшее развитие. Нам еще много предстоит сделать для развития инфраструктуры. Мы сейчас находимся практически на последней стадии заключения концессионного договора, в рамках которого на протяжении ближайших десяти лет Международный аэропорт Внуково должен будет вложить порядка 15 млрд рублей в аэродромную инфраструктуру.

Что конкретно имеется в виду?

Это и расширение перронов, и реконструкция второй взлетно-посадочной полосы, и строительство новых дополнительных рулежных дорожек и объездных дорог, очистных сооружений – много объектов нужно будет завершить.

Два года назад в одном из интервью вы сказали: «Я совершенно искренне считаю, что наш аэропорт лучше, гораздо комфортнее, гораздо интеллектуальнее, гораздо приятнее для пассажира». Речь шла о московских аэропортах?

Нет. О российских.

Что вы подразумевали, когда говорили об интеллектуальности?

Когда мы строили аэровокзал, мы посвятили очень много времени и потратили очень много денег, чтобы наладить полностью автоматизированное управление. Благодаря современной автоматизации мы сегодня очень хорошо умеем руководить своими издержками и затратами. И в результате можем предлагать авиакомпаниям абсолютно другие цены, по сравнению с тем, что предлагают наши коллеги. У нас практически все ставки на 10–15%, а некоторые на 20% ниже, чем в Шереметьево и Домодедово.

Терминал A Внуковского аэпропортового комплекса входит в пятерку крупнейших терминалов Европы. Фото: АО «Международный аэропорт «Внуково»

Терминал A Внуковского аэпропортового комплекса входит в пятерку крупнейших терминалов Европы. Фото: АО «Международный аэропорт «Внуково»

Это происходит чисто за счет технологий?

Конечно. Благодаря современным технологиям мы лучше управляем персоналом, более эффективно управляем своими ресурсами – это касается и хэндлинга, и аэровокзального комплекса, и структуры бизнеса в аэропорту. У нас не люди думают о том, на каком месте стоянки и каким экипажем наиболее эффективно обслужить то или иное воздушное судно, а машина, в которую мы заложили все необходимые правила. В зависимости от того, какие авиакомпании к нам приходят, какие требования они предъявляют, мы, безусловно, вносим корректировки в эти правила.

На нашем рынке это уникальное предложение?

То, что сделали мы, – это уникальное предложение. Аналоги существуют и в Шереметьево, и в Домодедово. Но у них все реализовано частями, а у нас глобально. У нас полностью весь аэропорт работает на одной платформе. Туда же заложена и бухгалтерская программа – мы, например, можем выставлять счет авиакомпании сразу же по закрытии рейса.

«Один из наших проектов с Катаром касается Внуково-3. сегодня мы предоставляем ремонт Bombardier и Falcon, а вместе с Qatar Airways хотим развивать ремонт Gulfstream»

Получается, вы можете управлять всем вашим большим хозяйством из любой точки мира через планшет?

Собственно, так и происходит. Я, например, могу в режиме онлайн сразу же сказать, сколько сегодня обслужено пассажиров, какими авиакомпаниями, сколько на международных, сколько на внутренних линиях.

Некоторое время назад Внуково пережило серьезные потери – уход «Трансаэро», заморозку турецкого направления. Сейчас все нормализовалось? Пассажиропоток возобновился? Насколько аэропорт загружен сегодня?

Наш бюджетный план на текущий год составлен из расчета 19 млн. Но показатели уже говорят нам, что, скорее всего, их будет 20–21 млн. Аэропорт рассчитан на 35–40 млн пассажиров. Чтобы выйти на проектную мощность, нам нужно работать и работать. В прошлом году прирост объемов перевозок составил 35%. В этом году мы показываем 20–25% роста.

Виталий Ванцев в терминале А. Фото: АО «Международный аэропорт «Внуково»

Виталий Ванцев в терминале А. Фото: АО «Международный аэропорт «Внуково»

Если говорить о направлениях полетов – есть ли какие-то явные приоритеты?

Нет. Мы летаем во всех направлениях. Кроме того, у нас среди московских аэропортов самый удобный транзит. Надо сказать, это было одним из наших преимуществ, которые я озвучивал господину Аль-Бакеру (главный исполнительный директор группы компаний Qatar Airways. – Прим. ред.). Собственно говоря, именно Аль-Бакер создал всю авиацию Катара: когда в 1997 году он возглавил Qatar Airways, там было всего пять самолетов – из них два президентских. Акбар Аль-Бакер считается одним из лучших авиационных менеджеров в мире, в этом году он возглавил Совет управляющих IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта. – Прим. ред.). «Катарские авиалинии» летают в Домодедово, поэтому он видел только Домодедово. А в ноябре прошлого года я пригласил его во Внуково, все показал. И Аль-Бакер оценил наш аэропорт.

То есть это вы инициировали недавние договоренности?

Я инициировал приход Qatar Airways к нам. Говорю: «Оставьте часть рейсов в Домодедово, потому что вы в альянсе oneworld, ну а один- два рейса можете перевести во Внуково, потому что они будут востребованы. Мы это знаем на примере наших авиакомпаний. Вы от этого только выиграете». Аль-Бакер приехал, посмотрел и уехал. И вдруг – такое неожиданное предложение!

В принципе, это высокая оценка ваших заслуг.

Мы к этому так и относимся.

Хочу задать несколько вопросов о бизнес-терминале, но прежде приведу вашу цитату: «Только ленивый меня не покритиковал в 1999 году, когда я начал строить центр бизнес-авиации во Внуково. Как меня тогда только не называли – даже «прожектером».  А сейчас это превратилось в бизнес, которому завидуют многие». Вы по-прежнему лучшие в России?

Не только в России, но и в Европе. В течение последних семи лет мы № 1 в Европе. Второе и третье места – это аэропорты Ниццы и Ле-Бурже. Они конкурируют между собой, но не с нами.

Почему Внуково-3 вне конкурса?

Тут много факторов. Это и объем перевозок, и качество предоставляемых услуг, и то, что мы следим за всеми новинками в мире. Четыре года назад мы открыли техцентр. Если раньше авиакомпаниям, чтобы устранить те или иные неполадки, нужно было обращаться, допустим, в Женеву и там делать ремонт, то сегодня все это мы делаем здесь у себя. Кстати говоря, один из наших проектов с Катаром касается Внуково-3. Они выставляют свои бизнес-джеты, а мы выступаем как брокеры и обеспечиваем загрузку. И сейчас мы будем создавать совместное предприятие по техническому обслуживанию «гольфстримов». То есть сегодня мы предоставляем ремонт Bombardier и Falcon, а вместе с Qatar Airways хотим развивать ремонт Gulfstream.

Выступление оркестра театра «Геликон-опера» на открытии терминала A. Фото: АО «Международный аэропорт «Внуково»

Выступление оркестра театра «Геликон-опера» на открытии терминала A. Фото: АО «Международный аэропорт «Внуково»

Давайте поговорим о вас. Как случилось, что вы связали свою жизнь с Внуково? Знаю, что в прошлом вы военный. Тут есть какая-то связь?

Никакой. Я уволился из армии и пошел работать в компанию, которая занималась поставкой нефти на Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне. Мы поставляли нефть, перерабатывали ее в нефтепродукты и продавали их везде – и на заправки, и во все аэропорты. В 1995 году Внуково задолжало нам денег за керосин.

И вы поехали разбираться?

Ну как разбираться, никто и не пытался ничего скрывать. Тогда это было госпредприятие. Нам сказали: «Денег нет». Я говорю: «Так не бывает». Были рассмотрены различные варианты погашения долга. В итоге нам предложили взять в аренду склады ГСМ, чтобы мы сами зарабатывали. Помню, когда пришли на склады, чуть не прослезились. Разруха была страшная. Под одним из складов мы обнаружили целое море нефти – шла утечка. Мы приняли решение все перестраивать, утилизировали это «море». Нам это дорогого стоило, но могу сказать, что сегодня это стоило бы в миллиард раз дороже. Просто время такое было – всем было не до экологии.

«Нам не надо специально готовиться к чемпионату, потому что мы к нему уже готовы. Поскольку во Внуково есть правительственный терминал, у нас хороший опыт работы на больших мероприятиях»

И так вы задержались во Внуково?

Да. Потом мы создали первый ТЗК (топливо-заправочный комплекс) – получили лицензию № 1 как отдельный ТЗК, а не как склад ГСМ при аэропорте. Сначала я занимался тем, что перестраивал и налаживал процессы. Воровство было страшное: каждый водитель считал своим долгом слить керосин и продать его за наличку какой-нибудь авиакомпании. С этим боролись долго разными способами, в том числе техническими и организационными. Видимо, военная закалка помогла. Офицерская работа достаточно серьезно структурирует мозг. Кроме того, я оканчивал военно-топографическое училище, моя профессия – геодезист, а геодезия – по сути математика. Я привык все очень строго регламентировать в своей работе и те же принципы стал применять, управляя топливно-заправочной компанией.

А в 1997 году вдруг увидел – объемы начали падать. И понял, что ТЗК – это прекрасно, но если аэропорт не растет, а наоборот, хиреет, как тогда происходило со Внуково, то толку не будет. И тогда я пришел к Валерию Баранову, генеральному директору Внуково. Говорю – надо что-то делать… Так, с 1997 года я стал первым замом по инвестициям в аэропорту Внуково.

Тогда и возникла идея с бизнес-авиацией?

Совершенно верно. Тогда же мы познакомились с Юрием Михайловичем Лужковым именно на тему инвестиций. Внуково – это же Западный АО Москвы, и любые строительные проекты нужно согласовывать с Москвой. Естественно, когда я начал строить терминал Внуково-3, то приехал к Лужкову, рассказал ему, что хочу развивать Внуково, что начал строить центр бизнес-авиации. Он поверил в меня, дал команду быстро все оформить. И потом мы с Правительством Москвы многое сделали во Внуково. В 2001 году было принято решение строить терминал B – было создано АО «Международный аэропорт «Внуково». Московское правительство сделало взнос 25% в него именно правами аренды на землю. А мы уже деньгами и всем остальным. Я стал первым директором Международного аэропорта Внуково.

То, что Внуково находится в пределах Москвы, – плюс или минус?

Это большой плюс. Сегодня это самый удобный аэропорт с точки зрения транспортной доступности. Чем хорош аэропорт Внуково – тем, что он изначально был «нарисован» на бумаге. Нам пришлось принимать очень непростые решения – нужно было много всего снести, чтобы создать то, что сейчас создано. И ограничить себя на 10 лет в большом количестве ресурса, отказаться от большого пассажиропотока. Почему мы в свое время так много потеряли по сравнению с Шереметьево и Домодедово – да потому что мы все снесли, у нас работал только маленький вокзальчик. В 2006 году мы полностью спланировали весь аэропорт с Правительством Москвы. Часто собирались и обсуждали, где что будет располагаться. Именно поэтому у нас получился разумный аэропорт. Причем нас всех когда-то критиковали, говорили, что у аэропорта Внуково нет будущего, потому что он ограничен площадью – нет земельных участков вокруг, как в Домодедово, например. Но мы сумели рационально распорядиться этим ограниченным пространством. Для этого год потратили на зонирование, на дорожно-инфраструктурную сеть, на подвод электрички – у нас подземная станция. А через два года к нам придет метро – станция Внуково Калининской ветки.

Что вы считаете своим основным достижением за годы работы во Внуково?

Наверное, то, что я создал команду, которая сегодня со мной работает. И которая позволяет достигать результатов, запланированных еще в те годы, когда нас называли прожектерами. Сегодня все это реализуется и работает. Когда я пришел в аэропорт, здесь было 2 млн пассажиров в год, а сейчас – почти 20 млн. Раньше, когда шло строительство, я 24 часа в сутки был на работе, но когда мы запустили проект, начал все больше и больше полномочий делегировать команде. Руководителю нужно меньше заниматься «оперативкой» и больше времени уделять тому, чтобы расширять свой кругозор, видеть то, что происходит, более отстраненным взглядом.

А как предпочитаете отдыхать? Куда летаете?

Я люблю солнце, пальмы, песок. Горы, лыжи – не мое. Всегда летаю на юг. Это и Сейшелы, и Сен-Мартен, и Южный берег Франции. Люблю океанскую рыбалку. Однажды на Гавайях поймал блю марлина – для океанского рыболова это одно из главных достижений. Летом я улетаю недалеко, чтобы легко можно было вернуться обратно. А зимой – ровно наоборот.

У вас огромный объем работы, постоянная загруженность. Как вы поддерживаете себя в форме?

Здесь опять можно вспомнить армию. Я живу точно так же, как в училище. Подъем в 7 утра. 30 минут зарядки. Кроме того, занимаюсь борьбой, боксом.

Кстати, о спорте. Как Внуково готовится к предстоящему Чемпионату мира по футболу?

Нам не надо специально готовиться к чемпионату, потому что мы к нему в принципе уже готовы. Если помните, у нас проходило знаковое событие для футбольного мира – Лига чемпионов. И «Манчестер Юнайтед», и «Челси» прилетали во Внуково. И все болельщики прилетали во Внуково. Нам тогда без проблем удалось разделить фанатов. За счет того, что в нашем аэропорту есть правительственный терминал (Внуково-2. – Прим. ред.), мы имеем хороший опыт работы на больших мероприятиях. Специально к чемпионату мы открываем терминал B, который был законсервирован. Кроме того, на привокзальной площади открывается гостиница Double Tree by Hilton, которая была задумана еще в 2006 году. Все идет по плану.

Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в My Way.

Текст: Людмила Буркина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

CJ4 Gen3 – апгрейд Textron

Textron Aviation представила свой последний самолет, получивший серьезную модернизацию: Cessna ...

ПОДРОБНЕЕ

Запущено строительство серийного Global 8000

Программа испытаний нового флагманского самолета Bombardier Global 8000 близится к завершению, ...

ПОДРОБНЕЕ