Поразительное сходство летательных аппаратов, которые были созданы разными КБ и в разных странах, – не всегда результат промышленного шпионажа. Он бесполезен, если нет мощного авиапрома: даже заполучив готовые чертежи, без собственных заводов и базы ИТР ничего не построишь. Бал в авиастроении правят законы аэродинамики, диктующие форму и технические параметры, – отсюда и подобие. Например, сверхзвуковые лайнеры Ту-144 и «Конкорд» (схожие, но, впрочем, не одинаковые) просто не могли быть другими. Процесс разработки этих самолетов шел практически параллельно, взлетели они с разницей в пару месяцев: наш 31 декабря 1968 года, западный 2 марта 1969-го.
А вот когда один аппарат создается через несколько десятилетий после другого, – тут последователи явно не оригинальны и заимствуют как минимум идею. Уже несколько лет в США частная корпорация Sierra Nevada ведет сборку космического корабля Dream Chaser, запуск в космос намечен на конец 2021 года.
В истории испытаний эпоса и его натурной модели БОР-4 были случаи, которые в разгар холодной войны едва не вылились в международное столкновение
Пиар-службы, конечно, сопровождают все новости о нем восторженными восклицаниями об уникальном дизайне, но все это пышнословие сходит на нет, если поехать в подмосковный городок Монино, где располагается Музей ВВС, и взглянуть на экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет ЭПОС программы «Спираль» (особенно на дату его запуска в космос – 3 июня 1982 года). А затем просто сравнить изображения этих двух аппаратов – нашего и американского.
В истории испытаний ЭПОСа и его натурной модели БОР-4 (беспилотный орбитальный ракетоплан) были случаи, которые сегодня кажутся курьезными, однако в разгар холодной войны они едва не вылились в международное столкновение.
Но сначала несколько слов о самом аппарате. В систему «Спираль», к созданию которой ОКБ А.И. Микояна приступило в 1965 году, входили одноместный воздушно-космический самолет многоразового использования (ЭПОС) и самолет-разгонщик (с его борта должен был производиться запуск на орбиту). Возвращаться на Землю ЭПОС должен был самостоятельно, поэтому для совершения предпосадочного маневра он имел «самолетную» компоновку по схеме «бесхвостки», низкоплан с треугольным крылом, несущим фюзеляжем, вертикальным оперением и обычными органами управления (элероны, руль направления), был оснащен традиционным турбореактивным двигателем РД36-35К тягой 2 тыс. кгс и шасси. За плоскодонную форму с массивной вздернутой носовой частью космолет получил прозвище «Лапоть» (такая геометрия носа снижала нагрев остальной части корпуса при входе в атмосферу и, кстати, в 1980-х была использована NASA в проекте HL-20). Одной из новаторских особенностей ЭПОСа были также складывающиеся крылья, которые при старте и доатмосферном полете стояли шалашиком на «спине», а перед возвращением на Землю принимали горизонтальное положение, – таким образом, аппарат превращался в самолет с дельтавидным крылом. Это техническое решение было революционным для 1960-х годов еще и потому, что позволяло снять проблему защиты острой передней кромки крыла от высоких температур. Поднятые кверху консоли в сочетании с углом стреловидности и углом атаки создавали такие условия входа в атмосферу и полета на гиперзвуковых режимах, что скоростной напор встречался с нижним днищем и «стекал» с крыла, – поэтому разогрев был сравнительно невелик.
В испытаниях по этой программе с 1971 года принимали участие изготовленные в Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова в масштабе 1:3 и 1:2 модели ЭПОСа, известные под названием БОР. На версиях 1, 2 и 3 отрабатывались аэродинамика и теплообмен, БОР-4 и БОР-5 побывали в космосе.
Потомок ЭПОСА будет беспилотным грузовиком. При габаритах 9 м в длину, 4,5 м в ширину и весе примерно 1 т он сможет доставлять на орбиту до 5,5 т грузов
Полноразмерный ЭПОС с человеком на борту впервые взлетел 11 октября 1976 года, летчик-испытатель А.Г. Фастовец совершил полет протяженностью 19 км на высоте 560 м. Год спустя самолет уже буднично поднимался в небо на подвеске у Ту-95КМ и успешно отрабатывал сброс с высоты 5 тыс. м. В 1976-м СССР начал проектирование принципиально иного типа воздушно-космического самолета – новым фаворитом стал «Буран», и к 1979 году все работы по теме «Спираль» были прекращены. Тем не менее опыт этих исследований не пропал даром, уникальные наработки по аэродинамической компоновке, плиточной теплозащите и пр. широко использовались при создании универсальной ракетно-космической системы «Энергия-Буран», космический старт которой состоялся 15 ноября 1988 года. Старт был первым и, к сожалению, единственным – начавшаяся в стране перестройка убила этот проект.
Начиная с 1982 года было произведено шесть запусков БОР-4 с космодрома Капустин Яр, в том числе на орбиту. История приводнения двух из них в Индийском океане смахивает на каноническую байку времен холодной войны, но тем не менее она реальна.
3 июня 1982 года, в день старта БОР-4 (он же «Космос-1374»), район ожидаемого спуска являл собой небывалое скопление кораблей и самолетов: советские научные суда слежения и корабли ВМФ курсировали вперемежку с кораблями США, а воздушное пространство, сменяя друг друга, патрулировали разведывательные самолеты Р-3С «Орион» ВВС Австралии. Совершив 1,25 витка вокруг Земли, ракетоплан успешно приводнился южнее Кокосовых островов, и весь флот устремился туда. Если бы «противники» нашли его раньше, при попытке транспортировки аппарат сработал бы как морская мина. Но наши пришли первыми, спустили катер со специалистами, которые секретным кодом заблокировали систему самоликвидации, и начали поднимать БОР на поисковый корабль «Ямал». Самолеты-разведчики и палубные вертолеты ВМС Австралии носились так низко, что воздушные потоки буквально сбивали наших ученых с ног. В итоге фотоотчет у ЦРУ получился даже более подробным, чем у разработчиков.
А вот к запуску БОР-4 («Космос-1445»), который состоялся 16 марта 1983 года, Запад готовился загодя, и отснятая эвакуация аппарата оказалась еще более детальной. И более драматичной. Ажиотаж в воздухе, теперь с участием пяти корабельных вертолетов Ка-25, порой приходилось осаживать пуском сигнальных ракет поперек курса. Из-за всех этих помех и сильной качки аппарат чуть не уронили, но трофеем американцев он все же не стал. Зато публикация снимков в западных изданиях дала богатую почву для домыслов и журналистских уток, – поскольку при анализе фотографий в носовой части ракетоплана были замечены некие элементы, похожие на иллюминаторы, тут же поднялся крик, что русские уже запустили пилотируемый мини-шаттл! Чем больше мы это отрицали, уверяя, что всего лишь испытываем теплозащиту для другого орбитального корабля большей размерности, тем меньше нам верили. На Западе таинственной космической программе СССР придумали название «Ураган», и фантастические материалы о ней Минобороны США даже поместило в свою пропагандистскую брошюру «Советская военная мощь», обосновывая необходимость усилить финансирование своей программы Space Shuttle. У страха глаза велики…
В 2005 году Марк Сиранджело, владелец компании-разработчика Dream Chaser, приезжал в Россию и встречался с инженерами, участвовавшими в создании БОРа-4. Те и не подозревали, что их идея жива и получила развитие в США. Американский потомок ЭПОСа будет беспилотным грузовиком. Планируется, что при собственных габаритах 9 м в длину, 4,5 м в ширину и весе примерно 1 т он сможет доставлять на орбиту до 5,5 т грузов, стартуя с ракетой Vulcan. Марк пообещал, что в первом полете Dream Chaser на его борту будет список не только американских, но и российских специалистов, которые стояли у истоков проекта.
Новости бизнес-авиации, обзоры самолетов и лучшие предложения компаний в области частных перелетов – в MY WAY.
Добавить комментарий