Что надеть на маскарад?

Начиная с XVIII века маскарады прочно закрепились в светском календаре. Особенно много хлопот доставляли костюмы – чтобы всех перещеголять, нужно было сильно напрячь фантазию. Рассказываем о карнавальном гардеробе аристократов и миллионеров прошлых времен.
история маскарадного костюма

Обложка для нот с изображением бала-маскарада. 1907 г.

Однажды в 1863 году на маскарадном балу в парижском дворце Тюильри русская красавица Варвара Дмитриевна Корсакова – один из прототипов Карениной – поразила публику тем, что появилась в костюме зеркала. Причем этот костюм был увенчан серебряным двуглавым орлом! Карнавальные костюмы прошлых веков поражают великолепием и изобретательностью, особенно когда речь идет о XIX столетии. Костюмы, вернее, «образы», которые копировались из модных журналов и пособий по маскарадам, имели конкретные названия.  «Беспощадная Прекрасная Дама», «Офелия», «Аврора», «Датская крестьянка» могли пригодиться блондинкам. «Роза Кастилии», «Осень», «Африканка», «Гречанка», «Маритана» – брюнеткам. Зрелый возраст не был препятствием – можно было стать «Матушкой Гусыней», «Ночью» или «Пуританкой». Сестры нередко появлялись в парных костюмах – например, «Розы Йорков и Ланкастеров», «Цветы Яблони и Груши», «Сестры Золушки».

история маскарадного костюма

Костюм шершня из книги «Fancy Dresses by Ardern Holt». 1887 г.

Игра в историю

Маскарады бывали частными и публичными. Частные устраивались для семьи и друзей в аристократических особняках, публичные – во дворцах, театрах, дворянских собраниях. Нередко балы были посвящены определенной теме, которую выбирали заранее. Такие балы требовали длительной подготовки – и декораций, и костюмов, и танцев. Самые впечатляющие праздники устраивались по инициативе монархов – обычно на историческую тему. Среди наиболее знаменитых «ивентов» такого рода – «Девонширский костюмированный бал», состоявшийся в 1897 году в Англии. Он был приурочен к «бриллиантовому юбилею» правления королевы Виктории.

история маскарадного костюма

Платье королевы Виктории, в котором она блистала на балу в 1851 г.

Роскошные костюмы высшей знати – как на старинных полотнах – были бесподобны. Впрочем, когда мы разглядываем дагерротипы или иллюстрации, посвященные маскарадам, в модных журналах XIX века, многие из них вызывают улыбку. Слишком уж приблизительными у участников маскарадов были представления о нарядах исторических эпох. Например, в середине позапрошлого столетия, когда в моде были огромные юбки с кринолинами, в платьях подобного силуэта красовались даже «Клеопатры». А на маскараде 1824 года у Бобринской две сестры, одевшись древними римлянками, вызвали всеобщий восторг: «Великолепные костюмы, и бриллианты с головы до ног!» Никому и в голову не пришло, что алмазы стали гранить только в Середние века. На том же «Девонширском балу» мужские костюмы вполне соответствовали полотнам Гольбейна и Ван Дейка, зато дамы не смогли отказаться от турнюров. Одним из исключений стала красавица Дженни Черчилль, мать будущего премьер-министра – она надела «аутентичный» цельнокроеный наряд порочной византийской императрицы Феодоры. Знаний по истории моды не хватало. Автор одной из книг, посвященной балам-маскарадам, жаловался, что «Мария Стюарт у нас появляется напудренной, а Людовик XIV носит бороду». Как вспоминал Константин Сергеевич Станиславский, «почти никто не интересовался историей костюма, не собирал музейных вещей, тканей, книг. В костюмерских магазинах существовало три стиля: «Фауста», «Гугенотов» и «Мольера», если не считать нашего, национального, боярского».

Хозяйка костюмированного бала Альва Вандербильт в образе венецианской принцессы. 1883 г.
Иоганн

В боярском стиле

В маскарадные костюмы высшего общества русский стиль проник не сразу. Этому предшествовала настоящая идеологическая борьба между славянофилами и западниками. Причем на маскараде 1846 года славянофилы развернули настоящую наглядную агитацию. Праздник открылся танцами в костюмах эпохи Людовика XV и давно всем приевшихся антично-мифологических. «Ровно в полночь музыка умолкла, распахнулись двери, и под звуки русской хороводной песни в залу вступила национальная процессия. Впереди шел карлик, неся родную березку, на которой развевались разноцветные ленты с надписями из русских поговорок и пословиц, за ним князь и княгиня в праздничной одежде и 12 пар бояр с боярынями, в богатых бархатных кафтанах и мурмолках, в парчовых душегрейках и жемчужных поднизях, потом боярышни с русыми косами, в сарафанах и т.д.; шествие заключал хор из рынд, певцов и домочадцев». Гости были ошеломлены красотой и необычностью зрелища. Это была очевидная победа! С той поры кокошники и сарафаны навсегда прописались в гардеробе любителей маскарадов. Вот как вспоминал о «русском бале», состоявшемся в 1883 году в Петербурге, потрясенный очевидец: «На парадной лестнице, на площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющие связь с русской историей: то были скифы, варяги, стрельцы новгородские и московские. Вскоре гостиная и танцевальная зала наполнились русскими боярами, боярынями и боярскими детьми обоего пола, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, сокольничими, ловчими, рындами, конными и пешими жильцами (времен Иоанна IV), варягами, печенегами, запорожцами, казаками.... Казалось, вся допетровская Русь воскресла и прислала на этот бал своих представителей». Ну а в 1903 году состоялся самый знаменитый из подобных маскарадов, посвященных XVII веку. Над созданием нарядов трудились многие известные исторические живописцы, тщательно восстанавливая крои старинных нарядов. Все гости праздника затем сфотографировались для памятного альбома.

Великий князь Михаил Николаевич Романов на костюмированном балу в наряде запорожского атамана. 1903 г.

От пастушки до парты

Однако подобные тематические маскарады, требовавшие огромных денег, устраивались достаточно редко. На «обычные» праздники – Новый год или Масленицу – каждый надевал такой костюм, какой хотел. Но набор вариантов, при всем своем разнообразии, со временем приедался, тем более что заказчицы  нарядов порой черпали вдохновение из одних и тех же источников. Неудивительно, что в модной хронике появлялись весьма критические отчеты: «В маскарадах почти не было новинок. Пастушки в широких юбках-панье, зашнурованных корсажах, неизменных соломенных шляпках кружились в танце с феями. Рыбачки-славянки в синих саржевых костюмчиках и коротких юбках ловили в неводы царь-лебедей, царевен-лягушек и длиннобородых повелителей пучин морских. Западники предпочитали образы европейского средневековья, барокко и романтизма». В поисках новых «креативных» идей обращались даже к политическим реалиям и новостям науки и техники. На балах появлялись пестрые костюмы балканцев, турок, «образы» дирижаблей и электричества. Конец XIX века ознаменовался появлением совершенно неожиданных персонажей. В прессе перечисляли: «Школьные парты, снеговые заносы, кипы газетных листов...»

история маскарадного костюма

Хосе Гарсия Рамос. «Покидая бал-маскарад». 1905 г.

Мужчинам - классика

Безусловно, женские костюмы были более разнообразными. Мужчины, как правило, выбирали наряд менестреля, французского аббата, монаха, мушкетера, Мефистофеля. А нередко ограничивались фрачной парой с белоснежной сорочкой. Случались, конечно, и экстравагантные выходы. Так, в 1824 году в Петербурге гость явился на бал в невероятном наряде, который представлял собой настоящую лавочку пирожника, наполненную конфетами и ликерами, причем с куклой мальчика-продавца внутри. Остались воспоминания и о костюме «Бутылки шампанского», в который нарядился один из участников петербургского бала середины века. И все же наиболее простым и оттого самым популярным нарядом, начиная с XVIII века, оставалось венецианское «домино» – черная шелковая накидка с капюшоном, которую можно было надеть поверх любого костюма как мужчине, так и женщине.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Софья Багдасарова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Harry Winston представляет новую коллекцию «New York»

Нью-Йорк – неисчерпаемый источник вдохновения для фотографов, режиссеров, художников и даже юве...

ПОДРОБНЕЕ
Fiftysix, Vacheron Constantin

Топ-12: часы, которые стали хитами

Часы – прекрасная инвестиция в будущее, особенно в том случае, когда речь идет о проверенном вр...

ПОДРОБНЕЕ