«Медсестра, компаньон, гид, официантка и немного мама», – так описывал стюардессу журнал Womans Home Companion в 1937 году. На заре гражданской авиации и стюардесс-то никаких не было, а проверяли билеты и помогали с багажом обычно сыновья пилотов. Но потом появились они – небесные ласточки с отличной фигурой и мягкой улыбкой: их предназначением было, прежде всего, успокоить нервы пассажиров. а красивым женщинам полагается по статусу красивая одежда. Сначала костюмы для экипажей заказывали в универмагах, потом шили на заказ в частных ателье, и, наконец, настал черед знаменитых дизайнеров.
1965: Эмилио Пуччи
Подобно Кристиану Диору на земле, настоящую fashion-революцию в воздухе произвел флорентийский дизайнер Эмилио Пуччи, которого пригласила небольшая далласская авиакомпания Braniff. Ее руководство решило разрушить стереотип, cогласно которому стюардессы должны одеваться скромно, даже чопорно, и пригласило художника, прославившегося своими яркими психоделическими принтами. Первая же коллекция Пуччи для Braniff произвела сенсацию: бортпроводницам предлагалось надевать нейлоновые блузки, салатовые сапожки с контрастными красными полосами, брючные костюмы фиолетовых и розовых оттенков с рисунками в виде ромбов и хиппи-гитар, а также пластиковые шлемы вместо привычных пилоток. Критики тут же заявили, что этим шлемам место не в самолете, а в космической ракете, но Эмилио Пуччи возразил, что у них есть и своя практическая ценность: шлемы защищают прически стюардесс на сильном ветру.
Дизайнер продумал все до малейших деталей: начиная с перчаток (чтобы холеные ручки бортпроводниц не мерзли от перепада температур) и заканчивая поясами с шелковыми кистями. Но в историю авиационной моды Пуччи вошел еще по одной причине: несмотря на то, что в середине 1960-х движение феминизма было в самом разгаре, он первым решился предложить стюардессам… брюки!
1969: Кристобаль Баленсиага
Перфекционист Баленсиага специально прописал в своем контракте с Air France пункт, согласно которому каждый костюм его авторства будет подгоняться по фигуре конкретной стюардессы. Кроме того, он придумал так называемый «зимний» костюм, не позволявший мерзнуть девушкам, даже если им предстояло лететь в февральскую стужу в Осло. Темно-синий комплект из шерсти дополняла шапочка, напоминающая жокейскую.
1970: Ханае Мори
Японский модельер Ханае Мори училась в Париже и восхищалась Коко Шанель. С Japan Airlines она сотрудничала с 1967 года. Но по-настоящему выдающейся можно назвать ее коллекцию сезона 1970/1971, когда Ханае предложила японским стюардессам примерить на себя стиль калифорнийских школьниц: ультракороткие мини, контрастные шейные платочки… При этом пряжка красного пояса имитировала восходящее солнце (символ Японии), а на пилотках красовалась фирменная эмблема – журавль.
1980: Ив Сен-Лоран
Униформа, созданная Ивом Сен-Лораном для Qantas Airways, предсказывала скорое появление сериала «Династия»: пиджаки с преувеличенно крупными лацканами и обязательными подплечниками, крупные аксессуары и неожиданные принты (Лоран выбрал кенгуру; кстати, неформальное название австралийской авиакомпании – «Летающий кенгуру»).
2003: Виктория Андреянова
Виктория стала первым «звездным» дизайнером, заключившим контракт с «Аэрофлотом». Ее униформа была оригинальной и во многом новаторской – чего только стоили фартуки с принтом «коса через плечо»!
2005: Кристиан Лакруа
Официальными дизайнерами Air France в разное время были и Пьер Карден, и Кристиан Диор, но всем запомнился прежде всего Кристиан Лакруа. «Отрепетировав» костюмы для стюардесс China Eastern Airlines, он, наконец, взялся за национальную сборную. Его коллекция стала квинтэссенцией парижского изящества: подчеркнуто простые темно-синие платья дополнялись красными перчатками и поясами, завязанными в красные банты.
2009: Бунакова и Хохлов
Костюмы, которые вы видите на стюардессах «Аэрофлота» сейчас, – дело рук российского дизайнерского дуэта Bunakova Hokhloff. В 2013 году их признали самыми стильными в Европе! А между тем это стопроцентно узнаваемая классика: приталенный пиджак цвета «красный мандарин», плотно облегающая фигуру юбка-карандаш и яркокрасные туфли на высоком каблуке. Британская певица Софи Эллис-Бекстор так впечатлилась нарядами наших бортпроводниц, что сначала поделилась их фото в Твиттере, а потом каким-то образом выпросила себе такой же экземпляр. «Самые настоящие 1960-е, ужасно стильно! – восхищалась она. – У меня есть даже их пилотка, перчатки и шарф!»
2014: Вивьен Вествуд
«Бабушка панка» Вивьен Вествуд никогда не боялась быть яркой. Консервативный мир темной униформы стюардесс она разбавила ярко-алым цветом и вызывающими деталями. Девушки из Virgin Atlantic носят ее костюмы с золотыми пуговицами, дополненные блузками с пышным жабо. Впрочем, красный всегда был фирменным цветом авиакомпании Virgin – в противном случае, по словам мадам Вествуд, она просто не взялась бы за этот заказ.
Новости бизнес-авиации, обзоры самолетов и лучшие предложения компании в области частных перелетов – читайте в MY WAY.
Добавить комментарий