Стекло по цене бриллианта

Стеклянные бусы – безделушка, способная удивить лишь дикарей. Но все меняется, если эти бусы сделаны французским ювелирным домом Lalique. Музеи мира выстраиваются в очередь, чтобы показать украшение на выставках. Селебритис тратят миллионы, мечтая заполучить его в свои коллекции. В чем же дело?

Рене Лалик

Для светской дамы XIX века было немыслимо появиться в обществе без бриллиантов – в колье, кольцах, серьгах, подвесках, диадемах. Чем больше бриллиантов, тем интереснее позиционировалась дама. Разбавлять бриллианты разрешалось, к примеру, изумрудами и сапфирами. И, конечно, побольше золота.

Можно себе представить возмущение общественности, когда некто Рене Лалик – молодой ювелир из Парижа – всерьез начал изготавливать украшения неизвестно из чего! Какие-то полудрагоценные камни, дешевый перламутр, слоновая кость, рог, непонятные металлические сплавы, стекло. Да и сами изделия выглядели странно: кулоны и броши в виде бабочек, стрекоз, змей и лягушек, полуобнаженных барышень с прозрачными крыльями, а также ящериц, павлинов, ласточек и прочей живности. Ну какая великосветская львица добровольно посадит себе на голову… паучка или лягушонка? Между тем на такой рискованный для репутации шаг ювелир пошел сознательно.

Рене Лалик

Рене Лалик родился в 1860 году в провинции Шампань. Родители – виноторговец и портниха – сумели дать юноше хорошее образование. За его плечами – престижная Высшая национальная школа декоративного искусства в Париже (Ecole des arts decoratifs), Колледж искусств Сиденхама в Лондоне.

Рене был прекрасным рисовальщиком, получал за свое мастерство высокие награды. Закончив обучение в возрасте 20 лет, стал брать частные заказы – придумывал дизайн обоев, внештатно трудился в нескольких ювелирных компаниях. Все бы хорошо, но Лалика не вполне устраивала тогдашняя концепция, доминировавшая в ювелирном искусстве: бриллианты должны быть крупными, и их должно быть много. Эстету и выдумщику Лалику было скучно работать с большими драгоценными камнями: они казались ему грубыми.

В 1885 году Лалик открыл первую студию и стал творить в свое удовольствие. Экспериментировал с эмалями и металлами, создавал удивительные формы, сочетал разные фактуры. Бриллианты у него соседствовали с янтарем, золото с лунным камнем, стекло с древесиной. Бабочки и стрекозы, казалось, сейчас взлетят, птицы запоют. Наряду с насекомыми и цветами, в украшениях Лалика возникали изображения чертополоха, мха, грубых древесных корней, еловых лап с шишками.

Рене Лалик

Брошь-кулон с изображением Алисы Ледрю, жены Рене Лалика. 1900 г.

Но основной лейтмотив его творчества – юные красавицы в томных и страстных позах. Лалик украшал их образами броши и вазы, флаконы для духов и гребни, мебель и даже фигурки на автомобильных радиаторах.

Как в 1925 году Рене Лалик сказал французскому искусствоведу Максимилиану Готье, бравшему у него интервью: «Женщины и природа – мой главный источник вдохновения».

«Люди над вами потешаться будут»

1 августа 1888 года считается официальной датой рождения ювелирного дома Lalique. Рене Лалик регистрирует собственный товарный знак – эмблему с инициалами и мечом. Отныне этот знак будет стоять на всех его произведениях.

Ювелир работал с любым материалом, который был способен создать нужный ему эффект. Часто использовал полудрагоценные камни – не из соображений экономии, а из-за цвета и прожилок. Богатство фактур придавало творениям Лалика настоящий 3D-эффект. Украшения получались объемными и многослойными за счет тональных переливов и множества оттенков.

У Лалика стали появляться поклонники, в основном из мира богемы. Однако серьезные Дома не спешили с его признанием. По легенде, Рене Лалик пришел к директору ювелирного дома Boucheron с эскизом нагрудного украшения, на котором были изображены две летящие ласточки. Директор посмотрел, скривился и пояснил молодому мастеру, что это, мол, хоть и красиво, но «люди над вами потешаться будут». Слишком экстравагантно. Но после того как Лалик все-таки изготовил украшение, потрясенный директор немедленно выкупил его за большую сумму.

Рене Лалик

Украшение для корсажа «Стая ласточек». Около 1886–1887 г.

Рене Лалик, как сказали бы мы сегодня, попал в тренд, причем с точностью снайпера. В последние десятилетия XIX века в европейском искусстве набирал обороты стиль ар-нуво с его любовью к растительному миру, женским образам, гротеску, экзотическим сюжетам и плавным формам. Лалик по сути стал первым художником, реализовавшим этот стиль в ювелирном деле.

Эксцентричная муза

Перелом в судьбе художника, когда его буквально накрыло славой, случился в 1889 году, во время Всемирной выставки в Париже (той самой, для которой была построена Эйфелева башня). Украшения Лалика заметила Сара Бернар – именитая актриса так впечатлилась, что купила все оптом. Лучшего рекламного хода придумать было нельзя. Бернар всегда была на виду. Гениальная актриса любила щекотать публике нервы — и своим внешним видом, и экстравагантной личной жизнью. Теперь все это она делала в изящных украшениях, созданных Лаликом. Сара стала главной клиенткой его ювелирной студии.

Встреча с Сарой Бернар оказалась для ювелира судьбоносной. Это был тандем двух эксцентриков. Рене Лалик делал для Бернар роскошные «ошейники», массивные серьги, диадемы и сценическую бижутерию. Одна из самых известных работ, посвященных актрисе – брошь «Женщина-стрекоза» (Dragonfly), в которой женская красота подана как нечто прекрасное и опасное. У женщины-стрекозы, как будто дремлющей в ожидании жертвы, прозрачные невесомые крылья, инкрустированные драгоценными камнями, и массивные золотые когти. С учетом большого размера броши (23 х 26,5 см) крылья крепились на миниатюрных шарнирах и могли двигаться.

Рене Лалик

Рене Лалик. Украшение для корсажа «Женщина-стрекоза». 1897–1898 г.

В этом была некоторая извращенность – украшать женские наряды гадами и насекомыми. Но таковы были требования ар-нуво: жизнь кокетничала со смертью, красота любила уродство. Образы художников той эпохи часто совпадали. Неслучайно женщины-насекомые в работах Рене Лалика так похожи на утомленных красоток Густава Климта. Ювелирные изделия тогда вообще воспринимались как своего рода живописные картины, только написанные не маслом на холсте, а изумрудами на золоте. Или на стекле, как в случае с Лаликом.

Кстати, еще одним любимым дизайнером украшений Сары Бернар был чешский художник Альфонс Муха. Он не только рисовал для актрисы афиши, но и создавал эскизы украшений, которые затем воплощал в жизнь ювелир Жорж Фуке – главный соперник Рене Лалика.

Стрекоза на груди

В 1897 году после участия во Всемирной выставке в Брюсселе Лалик был награжден орденом Почетного Легиона. А через три года, в 1900-м, его стенд на Всемирной выставке в Париже (самой грандиозной в истории человечества; ее посетило 48 млн человек) произвел фурор. Этот стенд Лалик проектировал лично. Кованая решетка из нагих женщин-бабочек служила оградой. Внутри – самое лучшее из того, что создал мастер: эмали, бриллианты неправильной формы, бронзовые кубки, серебро, стекло, гребни, жуки и стрекозы.

Рене Лалик

Эскиз пекторали «Скарабей с распростертыми крыльями». 1898 г.

Лалик стал главным ювелиром ар-нуво и одним из самых смелых новаторов века. Его заказчиками были августейшие особы – и в их числе русская императрица Александра Федоровна, супруга Николая II. Женщины сходили с ума от его украшений. Мода стремительно менялась, ради Лалика увеличивали декольте: женщинам хотелось подчеркнуть красоту груди, на которой красовалась стрекоза.

Облака – это стекло

Еще в начале своей ювелирной карьеры Лалик столкнулся с проблемой. Он мог изобразить любую природную деталь – цветы, животных, насекомых. Но ему никак не давались облака. Наконец, художник понял: облака – это же стекло и хрусталь!

Любовь к стеклу – особая страница в биографии Рене. Он так любил этот материал, что в 1891 году придумал и запатентовал свой способ работы с ним — «pâte de verre» («стеклянная паста»). А с 1907-го начал делать флаконы для духов знаменитого парфюмера Франсуа Коти и других известных Домов – Worth, D’Orsay, Roger & Gallet. (Nina Ricci и сегодня использует хрустальные флаконы Lalique). Каждый флакон – отдельное произведение искусства, в каждом «замурован» любимый Лаликом образ: нагая девушка, стрекоза или бабочка.

Окончательный поворот к стеклу случился к 1912-му. Лалик решил полностью порвать с ювелирной темой и стать стеклодувом. Он приобрел сначала небольшой заводик в Комб-ла-Виль, а затем крупный – в Эльзасе, в местечке Винжен-сюр-Модере. Экспериментировал со стеклом сутки напролет, но обращая внимания на нормы и каноны, как когда-то с ювелирными изделиями. Попутно изобрел несколько новых методов работы с этим материалом, придумал рецепт опалесцентного стекла (до сих пор это секрет фирмы). Само собой, его вазы украшают фигурки нагих вакханок, а на пудреницах сидят стрекозы.

Надо сказать, что и тут Лалик угадал с трендом. К тому времени стиль ар-нуво начал угасать: в век технического прогресса восторгаться природой стало не модно. Рене Лалик переключился на технику: делал стеклянные скульптуры для радиаторов автомобилей (первым заказчиком стал Анри Ситроен), оформляет вагоны Восточного экспресса и столовую 1 класса парохода «Нормандия».

Если в юности Рене Лалик тяготел к миниатюрам, то в поздние годы его стали занимать крупные формы. Он проектировал фонтаны и оформлял рестораны, изготавливал световые панели для отелей и создавал хрустальные светильники. В ХХ веке на смену романтическим стрекозам пришли практичные вещи.

Свои ароматы

Сегодняшний Lalique – это символ роскоши и изящества. Компания создает посуду и предметы декора, мебель и ювелирные украшения. Как и сто лет назад, все эти предметы несут печать неувядающей страсти Рене Лалика. Комоды украшены нагими барышнями, вазы обрамлены змеями и танцующими вакханками, в ожерельях зашифрованы стрекозы и птичьи перья.Рене Лалик

С 1992 года по инициативе внучки Рене Лалика Мари-Клод компания начала производить собственную парфюмерию. Конечно же, для каждого аромата создается свой уникальный флакон, достойный музейных коллекций. Некоторые флаконы повторяют фигурки для радиаторов автомобилей – например, в коллекции мужского парфюма Lalique для Bentley или Jaguar.

Революционеры выбирают… бабочек

Вы спросите, куда же делся дух авантюризма, которым молодой Рене Лалик некогда смущал парижских буржуа? Неужели за сто с лишним лет ювелирный дом превратился в тихий благопристойный магазин дорогих ваз и шифоньеров? Кто же теперь смущает общественность? С этим все в порядке. Компания Lalique регулярно приглашает к сотрудничеству современных художников и архитекторов и позволяет им «отрываться» по полной. К примеру, скандальный тусовщик и художник Терри Роджерс, живописавший изнутри ночную жизнь нью-йоркской богемы, переосмыслил лаликовских «Вакханок». В версии Роджерса девушки на вазах получились эдакими моделями из ночных клубов, приглашающими к знакомству. Архитектор Заха Хадид создала коллекцию ваз из черно-белого хрусталя по природным мотивам Лалика. А главный провокатор современности, художник Дэмиен Херст, поучаствовал в создании 12 разноцветных панно с изображением бабочек. Как и Лалик в свое время, он испытывает нежную любовь к этим насекомым. Видимо, для революционеров это общий пункт.

Тайм-лайн

1860 – год рождения Рене Лалика

1885 – открытие собственной студии

1 августа 1888 года – регистрация товарной марки Lalique

1889 – участие во Всемирной выставке в Париже и знакомство с Сарой Бернар

1897 – участие во Всемирной выставке в Брюсселе, получение ордена Почетного Легиона

1900 – фурор на Всемирной выставке в Париже

1907 – начало работы с парфюмером Франсуа Коти

1921 – приобретение стекольного завода в Винжен-сюр-Модере (Эльзас)

1929 – оформление вагонов Восточного экспресса

1935 – оформление ресторана на пароходе «Нормандия»

1945 – год смерти Рене Лалика; главой компании становится его сын Марк Лалик

1977 – компанию возглавила внучка Лалика – Мари-Клод Лалик

1992 – создание первого парфюма Lalique de Lalique

2011 – открытие Музея Lalique в Винжен-сюр-Модере

 

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Алла Архангельская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Harry Winston представляет новую коллекцию «New York»

Нью-Йорк – неисчерпаемый источник вдохновения для фотографов, режиссеров, художников и даже юве...

ПОДРОБНЕЕ
Mercedes-Benz G 63 AMG 6X6

Пикап как роскошь передвижения

Воплощенные в дизайне маскулинность, практичность и оптимальное соотношение цены и качества – э...

ПОДРОБНЕЕ