Владимир Михайлов: Символы духа и веры
Художник Владимир Михайлов живет и работает в городе Боровичи Новгородской области, а в своих украшениях из камня и драгоценных металлов воплощает красоту и гармонию Божьего замысла.
Кто сформировал вас, оказал наибольшее влияние на мировоззрение и творчество?
Мой духовный путь начался благодаря бабушке, а как художнику мне помог сформироваться мой учитель Николай Михайлович Ротанов – именно он научил рисовать с натуры. И сейчас я понимаю, что рисунок – это азбука, основа любого творчества: живописи, скульптуры, ювелирного искусства.
Помните ли вы первый православный образ, который воплотили?
Был церковный праздник, наверное, юбилей благочинного прихода в Старой Руссе. Для него от нашей епархии я сделал подарок – первую каменную панагию. Вырезал изображение Богоматери из камня под впечатлением нательных икон и крестов, сделанных местными мастерами, – их много в нашем новгородском музее. И почувствовал душой, что продолжаю родное северное ремесло.
Но ведь существуют каноны изображения православных образов. Вы строго им следуете или предлагаете свою творческую интерпретацию?
Мои духовные наставники сразу объяснили мне: или надо делать по канону, или лучше не браться за этот духовный труд. А если хочешь самовыражаться, займись промыслом или изготовлением сувениров. Я выбрал первый путь.
Для вас резьба по камню духовный труд?
Да, конечно! Я освоил этот материал, требующий больших физических усилий, которые неизменно влекут за собой усилия духовные. Сувениры обезличены, а мои изделия, вырезанные вручную, хранят тепло и душу. К суровому северному камню я отношусь с огромным уважением: для меня он как старец, проживший многие тысячелетия. Именно он позволяет создавать вещи одновременно лаконичные и максимально выразительные.
Вы делаете предварительные эскизы или наброски?
Они очень схематичные, рабочие, иногда рисую прямо на краешке стола. Использую их как шпаргалку. Но когда полностью уходишь в материал, кроме своей головы, души и рук, ничего не надо.
Как появилась линия ювелирных украшений с православными символами?
Я познакомился с предпринимателем Михаилом Сасонко, и мы начали сотрудничать. Я разрабатываю дизайн, а в компании снимают формы и делают литье из серебра, золота, платины. Получаются кресты, подвески, кольца. Иногда используем цветные камни, но меня больше интересует выразительность образа, а не богатство отделки. Коллекции обновляем к православным праздникам. Сейчас уже готовы украшения к грядущей Пасхе – разные варианты пасхальных яиц с резным орнаментом: серия яиц с двунадесятыми праздниками, с двенадцатью образами Богородицы и необычные яйца-трансформеры с открывающимися створками.
Ваши клиенты – православные люди?
Я так скажу: это люди ищущие Бога. Через красоту человек идет к Богу, и моя задача в том, чтобы через красоту открыть Божий замысел.
Ильгиз Фазулзянов: Укрощение эмали
Работы в технике горячей эмали художника и ювелира родом из маленького городка Зеленодольска сегодня хранятся в коллекции Оружейной палаты и частных собраниях по всему миру.
Эмаль в творческой биографии Ильгиза появилась случайно, да и к ювелирному делу он пришел далеко не сразу. Уроженец небольшого городка Зеленодольска и выпускник Казанского художественного училища в конце 1980-х занимался традиционными техниками батика и витража, затем принимал участие в проекте по изучению и восстановлению драгоценностей булгарских татар (для чего отправился в горный кишлак в Туркмении), потом, вернувшись в Казань, ремонтировал ювелирные украшения и постепенно осознал, что этому делу стоит поучиться. Поворотным моментом в его судьбе стала выставка в Пуатье в 1996 году – буквально за два месяца до ее открытия на встрече с поставщиком ювелирных инструментов Ильгиз узнал о существовании ювелирной эмали и решил попробовать. В итоге во Францию отправилась совершенно новая коллекция из 40 цветных украшений. Сегодня Ильгиз понимает, что эмаль – не только удивительная палитра красок (а цвета ему не хватало всегда): «Эмаль позволяет гораздо точнее воплотить идею в готовом изделии, она открывает новые возможности передачи объема, формы, прозрачности». Ювелир остановил свой выбор на горячей эмали: во-первых, именно она дает максимальное разнообразие оттенков (более 100, для сравнения обычные эмальеры используют всего 20), а во-вторых, она намного прочнее холодной эмали, а значит, драгоценностям гарантирована долгая жизнь. У Ильгиза есть свои фирменные секреты и рецепты. Он единственный смешивает дулевскую эмаль (минеральные пигменты) и лиможскую (растительные красители), обжигает изделия при температуре +950 °С (общепринятая температура на 150–200 °С ниже). А при работе над серией художественных циферблатов Bovet применил технику фандом – слой прозрачной отполированной эмали наносится поверх живописной миниатюры и даже бриллиантового паве. Главный источник вдохновения украшений Ilgiz F. – природа: серьги с мечущимися бабочками или с будто живыми снегиря- ми, сидящими на ветках, крупные выразительные кольца с маками, ирисами, цветками артишока. «Самое трудное – создать ощущение живого цветка, передать энергетику природы». Некоторые из его украшений уже приобрела Оружейная палата, а 1 апреля в Кремле открывается экспозиция «Драгоценности, вдохновленные природой. Ильгиз Ф.». На ней будут представлены более 250 украшений – более половины из них созданы специально к выставке.
В Россию с любовью
Более 10 лет украшения Cluev Jewellery House производились в Италии, теперь у российской марки есть своя мастерская в Москве.
Будущий ювелир Илья Клюев с самого детства увлекался красивыми камнями – дома имелась большая коллекция необычных минералов, привезенная родителями-геологами. Но ему очень хотелось самому приобщиться к миру ювелирных украшений. Получив диплом Геммологического института Америки, Клюев открыл свой ювелирный бренд. Он использует только драгоценные камни исключительного качества, которые всегда отбирает сам, – колумбийские изумруды, сапфиры из Бирмы и Шри-Ланки, рубины, александриты, турмалины-параиба, шпинели, цавориты. Драгоценности Cluev – это подлинная ювелирная классика на все времена: парадные ожерелья с разноцветными шпинелями или сапфирами, изящная бриллиантовая диадема с неоновым турмалином-параиба весом почти пять каратов, классические кольца и серьги с крупными самоцветами в обрамлении бесцветных бриллиантов. Еще недавно все это великолепие производили итальянские ремесленники-ювелиры, но сегодня все украшения Сluev Jewellery House создаются в Москве – в ателье Клюева работают 50 мастеров. «Я не верил, что в России можно создавать настоящие драгоценности, но теперь у меня есть команда единомышленников, лучших специалистов в своей области». Марка неслучайно считает себя русской и по духу, и по вдохновению. Последние коллекции Дома – лучшее тому подтверждение. Одна из них – Ballets Russes – посвящена русскому балету. Каждую из прославленных балерин Клюев удостоил своего камня, сравнив Матильду Кшесинскую с сияющим бриллиантом, Анну Павлову – с изумрудом, Тамару Карсавину – с сапфиром, Иду Рубинштейн – с загадочным александритом, Майю Плисецкую – с исполненным страсти рубином. Украшения из коллекции «Серебряный век» навеяны русской поэзией начала XX столетия. Еще одно ювелирное собрание называется «Романовы. Царские подарки» – вдохновением для коллекции стали пышные балы императорского дома и презенты, которые члены царской семьи преподносили своим родственникам и представителям европейских монарших фамилий. Брошь с сибирским аквамарином, подаренная будущим императором Николаем II своей невесте, стала источником идей для сета украшений с голубыми аквамаринами. Коллекция «Дивный Восток» рассказывает сказочные истории «1001 ночи»: в сете «Ковер-самолет» зеленые турмалины будто летят на волшебном ковре.Каждое украшение Cluev сопровождает легенда, вдохновившая ювелира на его создание.
Владимир Маркин: Экспериментальная механика
Ювелиру Владимиру Маркину безумно интересно, как устроен мир. В своей ювелирной лаборатории на «Красном Октябре» он создает хитроумные механизмы для украшений MARKIN.
Компания Владимира Маркина появилась на рынке в 2011 году, и за эти неполные пять лет успела громко заявить о себе ювелирному миру. Кроме ателье и магазина на «Красном Октябре», куда приходят московские друзья и клиенты, у фирмы есть официальное представительство в Гонконге и небольшой бутик в пешеходной зоне модного района Сохо. Почему было принято такое решение? Во-первых, именно в Юго-Восточной Азии сосредоточена вся торговля камнями, во-вторых, здесь можно найти очень хороших ремесленников и ювелиров, а в-третьих, из Гонконга удобно вести бизнес с другими странами и организовать продажи через интернет. Четкий бизнес-план, за который отвечает партнерВладимира Захар Борисенко, вряд ли бы сработал, если бы не множество оригинальных ювелирных идей, воплощены в драгоценностях под логотипом MARKIN. Коллекция «Соборы» посвящена великим кафедральным соборам Европы: каждая из подвесок представляет собой план грандиозной постройки в Тулузе, Шартре, Флоренции или Лондоне (такие изображения можно увидеть в туристических путеводителях). Идею ювелирных мостов подсказало отражение полукруглой конструкции в воде, которое выглядит как кольцо. В украшении «Вантовый мост» в деталях воспроизведены все ванты и 56 соединений, и при этом не видно ни одной спайки! Кольцо «Диафрагма» создавалось на протяжении 15 лет: чтобы понять принцип работы старых фотоаппаратов, Владимир собрал целую коллекцию фототехники. И наконец придумал украшение-трансформер, в котором «шторка» скрывает и открывает великолепный сияющий бриллиант. Еще один симпатичный ювелирный сет изготовлен из янтаря – природной смолы, возраст которой достигает 50 млн лет. В руках Маркина янтарь превратился в сочный апельсин. В серьгах «Апельсин» полированный рифленый янтарь оплетен спиралевидной оправой из желтого золота, которая по фактуре напоминает апельсиновую кожуру, а в одноименное кольцо встроен механизм, позволяющий апельсиновым долькам разойтись и вновь сомкнуться во «фруктовый» шар. Еще одно янтарное украшение – брошь- булавка в виде петушка из желтой прозрачной смолы – почти не отличить от детского леденца на палочке. Иногда женские украшения Маркина упрекают в слишком «мужской» механистичности, недостатке романтизма и изысканности – но отнюдь не все дамы хотят быть похожи на прекрасную розу.
Дмитрий Гуржий: Образы Родины
Шуховская башня, дом архитектора Мельникова, значки ГТО и пионерская символика – наследие советского прошлого обретает новое звучание в коллекциях аксессуаров российской марки Gourji.
«Сразу скажу, что в моем творчестве нет никакой политической подоплеки, – меня интересуют только красота символа и его эмоциональная наполненность», – говорит Дмитрий Гуржий, предприниматель, коллекционер и основатель бренда аксессуаров Gourji. Он родился в Москве, окончил МГИМО, долгое время занимался дистрибуцией аксессуаров международных брендов на территории России, но в какой-то момент понял, что созидать свое значительно важнее и интереснее. Так появилась марка, названная по фамилии ее основателя, в которой воплотились знаковые события российской истории, символы искусства, патриотизм и легкая самоирония. Марка началась в 2007 году с коллекции мужских запонок в виде пионерского значка «Всегда готов». Казалось бы, идея проста и очевидна, но превратить знак отличия в украшение из серебра, золота и эмали никому не приходило в голову. Линию продолжили запонки в виде значков ГТО, октябрятских звездочек, моделей отечественных самолетов, военных орденов, элементов дизайна московского метрополитена. Поначалу все производство было сосредоточено на севере Италии в Валенце, сейчас многое производится в России, но преимущество итальянских мастеров в том, что они могут работать с крупными партиями украшений, а россияне изготавливают только штучный товар – например, запонки с панно Александра Дейнеки для Gourji исполнили мастера Федоскино. Сегодня под логотипом Gourji выпускаются аксессуары из кожи, коллекция шалей и шарфов, а также ювелирные украшения. Есть броши и колье в виде орденов Российской империи из состаренного серебра с рубинами и сапфирами; есть коллекция, имитирующая сложную конструкцию знаменитой Шуховской башни на Шаболовке; кольца «Дом архитектора» воспроизводят ромбовидные окна известного дома, построенного Константином Мельниковым в арбатском переулке; яркие серьги и подвески «Петрушка» из геометрических элементов коралла, оникса, бирюзы созданы под впечатлением легендарного балета из программы дягилевских сезонов в Париже.
Добавить комментарий