«ВПРОЧЕМ, ЧТО БЫ Я МОГ СКАЗАТЬ О НЮРНБЕРЖЦЕ АЛЬБРЕХТЕ ДЮРЕРЕ? ПО ОБЩЕМУ МНЕНИЮ, ЕМУ В НАШЕ ВРЕМЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ПЕРВОЕ МЕСТО КАК В ЖИВОПИСИ, ТАК И В СКУЛЬПТУРЕ. КОГДА НЕДАВНО ОН ВНОВЬ ПРИБЫЛ В ИТАЛИЮ, ХУДОЖНИКИ ВЕНЕЦИИ И БОЛОНЬИ ПРИВЕТСТВОВАЛИ ЕГО КАК ВТОРОГО АПЕЛЛЕСА». Кристоф Шейрль из «Книжечки в похвалу Германии». 1508
Апеллесом, любимым живописцем Александра Македонского, Дюрера сравнивали совсем не случайно. По легенде, Апеллес обладал уникальным даром писать тончайшими линиями. Мастер Альбрехт снискал славу как виртуозный гравер – тоже мастер линии, чьи листы расходились по Европе огромными тиражами. Его рисунки поражают непревзойденной остротой в схватывании деталей и характеров.
Всю жизнь с 21 мая 1471-го по 6 апреля 1528-го Дюрер прожил в Нюрнберге. Но в отличие от большинства художников он очень много путешествовал – совершил две поездки в Италию, несколько лет провел в Венеции, вместе с семьей проехал по всем Нидерландам (нынешним Бельгии и Голландии), наезжал в немецкие города. Так что «дюреровский маршрут» разветвленный. Но мы сосредоточимся на главном.
Какой город выбрать в качестве отправного пункта и что там обязательно посмотреть
До Нюрнберга, куда самолеты из Москвы не летают, удобнее всего добраться из Франкфурта или Мюнхена. И в том и в другом месте хранятся уникальные работы Дюрера.
Доподлинно известно, что Франкфурт Дюрер посетил в июле 1520 года во время своего вояжа по северным землям. Но еще до этого в городе на Майне уже находилось одно из главных произведений художника – большой алтарь, заказанный купцом Якобом Геллером (он так и называется – Алтарь Геллера). Сам Дюрер считал его лучшей своей работой. Правда, у алтаря драматичная судьба – в начале XVII века его разъяли на части. Сегодня главный образ сохранился лишь в точной копии. Но в любом случае его нужно увидеть в Историческом музее Франкфурта. Второй пункт, где хранятся отличные произведения Дюрера, – Штеделевский художественный институт. Эти два музея и стоит посетить, если вы прилетели в воздушный порт Европы.
Если же вы начинаете путешествие с Мюнхена, непременно зайдите в Старую Пинакотеку (главную картинную галерею города). Здесь хранится один из несомненных шедевров – «Автопортрет» Альбрехта Дюрера, который написан в 1500 году. Об этом свидетельствует надпись золотом по черному фону «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет». Это один из самых странных, если не сказать скандальных, портретов в мировой живописи. Не нужно быть искусствоведом, чтобы увидеть, как художник подражает иконописному образу Спасителя. Христианское рвение или светская гордыня? Пока нет ответа. Здесь кроется парадокс гениальности – вы никогда не поймете и не объясните очевидные вещи.
Чем хорош город Нюрнберг и почему здесь расцвел неувядающий гений Альбрехта Дюрера
В Нюрнберге идеально сохранился дух средневековой и ренессансной Европы. За лавры аутентичности с ним соперничает разве что бельгийский Брюгге. Иными словами, прибывая на нюрнбергский вокзал, готовьтесь окунуться в историю.
Если постараться, главные достопримечательности можно обойти за один день. Маршрут очень прост – вам его прочертят на карте в информационном офисе, один из которых находится напротив вокзала. Идем по Королевской улице (Königstrasse) до церкви Святого Лаврентия. Более 500 лет две башни церкви доминируют над городом. Внутри – уникальная деревянная и каменная скульптура. Например, парящее в воздухе «Благовещение» (1517) Вейта Стосса, современника Дюрера.
Далее попадаем на Торговую площадь с церковью, посвященной Деве Марии (Frauenkirche). Именно здесь ковалась слава Нюрнберга как важнейшего ремесленного и торгового центра Европы. Чтобы узнать об этой славе побольше, пройдите несколько метров вперед по улице Burg, и вы попадете в Городской музей (Stadtmuseum). В бывшем доме голландского купца конца XVI века Филиппа ван Ойрла вам от лица хозяина расскажут про местные быт и нравы. Объяснят, откуда взялась поговорка «Нюрнбергская рука на все края славна», представят местные промыслы (главный – работа с металлом) и дадут послушать музыку лучших времен (среди музыкальных гениев Нюрнберга – органист Иоганн Пахельбель). Среди такого цветения искусств и ремесел просто обязан был появиться великий художник.
За «краеведческим» музеем вырастают неприступные стены княжеского замка. Конечно, можно посвятить еще час-два на осмотр этого чуда фортификации, но лучше вдоль стен дойти до Дома Дюрера. Это конечный пункт быстрых маршрутов.
Дом Дюрера в Нюрнберге – зачем туда идти и что там можно увидеть
Этот богатый и дорогой (о чем свидетельствуют большие окна – непозволительная роскошь) дом Дюрер приобрел для семейного бизнеса в 1509 году и прожил здесь без малого 20 лет. У них с женой Агнес не было детей. После смерти мастера строение переходило из рук в руки, пока в 1826 году его не выкупило государство. После наполеоновских войн немцы вспомнили о корнях и подняли Дюрера на знамя национальной культуры, превратив его дом в место паломничества.
Само собой, никаких подлинных вещей и картин здесь не сохранилось. Из аутентичных комнат нетронутой осталась лишь кухня (пикантная деталь – рядом с кухней для престарелого Дюрера был сделан индивидуальный туалет, который и ныне можно увидеть). В музее вас ждет интереснейший зал с подробным рассказом и показом искусства гравюры (ксилографии и офорта), множество мультимедийных материалов и отдельная комната, где собраны все картины в копиях. Кстати, по выходным в обеденное время по дому ведет экскурсии «жена Дюрера Агнес» – говорит она на разных языках.
Что случилось на могиле Дюрера в темную апрельскую ночь и почему это событие произошло
Могилу Дюрера не очень легко найти – придется выйти за городские стены и направиться на кладбище Святого Иоанна. Путь занимает около десяти минут. И он того стоит – вы увидите доподлинный средневековый погост, где среди массивных плит есть и плита Дюрера под номером 649 (обращайте внимание на процарапанные номера). Заодно поклонитесь первопечатнику Кобергеру (плита 1116), гуманисту и ближайшему другу художника Виллибальду Пиркхеймеру (плита 1414). Здесь к месту вспомнить историю, которая случилась на следующий день после смерти мастера 7 апреля 1528 года. Несколько учеников Дюрера вскрыли могилу, чтобы сделать маску с лица покойного. Так начался дюреровский культ, распространившийся по всем северным землям. Художника превратили почти в «святого учителя искусства». Вот вам еще один объект поклонения: в Академии художеств Вены хранится прядь рыжих волос Дюрера. Не пропустите!
Куда направиться после того, как увидели родовое гнездо Дюреров, и что смотреть в музеях славного Нюрнберга
Лучше всего – в Национальный музей (National Museum). По пути можно зайти в один из традиционных ресторанов на площади Trodel, чтобы отведать непременную свиную ногу и пиво. В суперсовременном музее несколько отделов – осмотреть их быстро никак не получится. Так что предлагаем вновь сосредоточиться на Дюрере и его времени. Ради этого пройдите в отдел старых картин, где вы увидите, возможно, не самые «ходовые», но очень интересные работы художника. Например, невероятно натуралистичный портрет учителя Дюрера Михаэля Вольгемута. Рядом – парадный портрет императора Максимилиана I (1519). Есть тут и предполагаемый портрет матери художника Варвары. А на десерт – «Венера и Купидон с пчелами» Лукаса Кранаха. Пчелы, между прочим, – символ любви: и сладкое дают, и жалят сильно.
Как блеснуть интересными сведениями о Дюрере, о которых не знают даже искушенные в искусстве люди
Если хотите глубже вникнуть в мир Дюрера, для этого стоит захватить в путь томик его сочинений. Художник много писал: письма, путевые заметки (особенно хороша его корреспонденция из Италии), трактаты (лучше всех – про пропорции человеческого тела). Судя по всему, человеком он был веселым, самовлюбленным, жизнерадостным. А еще – франтом. Вот от пишет другу Пиркхеймеру: «Но больше всего сердит меня, когда они говорят, будто вы красивы. Тогда я должен считать себя безобразным. Это может свести меня с ума. Я сам нашел у себя седой волос, он вырос у меня от бедности и оттого, что я страдаю. Мне кажется, что я рожден, чтобы иметь неприятности. Мой французский плащ и красный кафтан вам кланяются» (1506). Тот же Пиркхеймер после смерти Дюрера откровенно писал: «В его ранней смерти я могу винить только его жену, ибо она так грызла его сердце и так мучила его, что он раньше от этого скончался. Ибо он высох, как связка соломы, и никогда не смел мечтать о развлечениях или пойти в компанию, так как злая женщина всегда была недовольна». Если судить по письмам Дюрера из Венеции, развлекался он неплохо.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий