Аниме: через тернии к звездам

«Что для вас Япония?» – спросим мы любого современного человека и получим в ответ: «Суши, самураи и аниме». Или – «чайная церемония, гейши и аниме». В чем же секрет этого явления, которое, по общему признанию, занимает отдельное место в мире мультипликации?
Главный герой сериала Astro Boy. 1980 г. ФОТО: DESKTOPBACKGROUND.ORG

Главный герой сериала Astro Boy. 1980 г. ФОТО: DESKTOPBACKGROUND.ORG

Аниме – понятие, плотно ассоциируемое с Японией и всем японским, несмотря на то что анимационные технологии развиты далеко не только в этой стране. Само слово «аниме» происходит от английского animation, прошедшего сквозь сито японского языка, на котором оно произносится как анимэсён. Если вначале японцы охотно пользовались заимствованием для обозначения новой отрасли, то уже в конце 1970-х режиссер Осаму Тэдзука утверждал, что японское аниме следует рассматривать как отдельный новый жанр в мире мультипликации.

Рождение жанра аниме

Одни исследователи уверяют, что предком аниме является переносной театр бумажных кукол камисибай (крайне популярное в Японии детское развлечение до массового внедрения кино и телевидения), другие возводят генеалогическое древо к уцуси-э, «живым картинкам» (родственникам волшебного фонаря и диапроектора). Но все едины во мнении, что богатая традиция визуального повествования, присутствующая в японском театре и японской графике, нашла в аниме свое продолжение.

Кадр из мультфильмов военной поры (Sora no Momotaro). ФОТО: SHOSHOSEIN.COM

Первые короткие анимационные фильмы в Японии появились в 1916 году, когда три автора – Симокава Отэн, Коти Дзюнъити и Китаяма Сэйтаро – независимо друг от друга предприняли попытку создать собственные мультфильмы, вдохновившись европейскими образцами. Результаты их работы были далеки от того, что мы называем аниме сегодня. Симокава рисовал на черной доске вроде школьной, а Китаяма и Коти практиковали «бумажное аниме», когда каждое изображение наносилось на отдельный лист бумаги. Сюжеты брали из японского фольклора – сказок и легенд, знакомых как детям, так и взрослым.

Кадр из мультфильмов военной поры (Sora no Momotaro). ФОТО: SHOSHOSEIN.COM

В те годы никто не разделял рисованные и игровые фильмы – они все относились к одному общему «валу» кинопродукции. Уже в 1917 году в Японии были введены первые ограничения для зрителей – детям младше 15 лет запрещалось смотреть фильмы категории А. Впрочем, в 1920-е правительство страны стало осознавать огромный образовательный потенциал мультипликации. Именно в этот период была заложена и поныне живая традиция снимать ленты просветительского толка. Тот же Китаяма Сэйтаро создавал фильмы про банковское дело, сельское хозяйство и даже про важность предохранения от сифилиса. Не сказать, что эти мультики пользовались популярностью (они были рассчитаны скорее на взрослых), но сама идея прижилась. К сожалению, до нашего времени мало что дошло – виной тому землетрясение в Канто в 1923 году, разрушившее все столичные киностудии, а затем и бомбежки Токио во Вторую мировую войну.

Аниме на воинской службе

В 1930–1940-е годы анимация, как и многие другие области, была поставлена на службу военному правительству. Фильмы, созданные в то время, были обращены преимущественно к японской молодежи и служили пропаганде националистических идей. По замыслу, они должны были вызвать у молодых людей желание служить в армии, а также утвердить завоевание соседних государств как нечто само собой разумеющееся. В 1939-м был даже принят соответствующий закон, требующий от всех анимационных произведений строгого соответствия государственной милитаристской программе. Художники вновь обратились к японским легендам, и героем анимационных фильмов стал Момотаро. Предание гласит, что Момотаро появился на свет волшебным образом, из персика, и прославился победой над злыми ограми. В мультфильме военной поры (Sora no Momotaro) огров из сказки заменил таинственный жестокий орел, от которого Момотаро обещал защитить островных жителей – пингвинов и тюленей. Как нетрудно догадаться, в образе жестокого орла выведены США, от «пагубного» влияния которых японское милитаристское правительство хотело избавить южные острова.

Большеглазые, вечно юные герои обосновались во всех жанрах – от детективов до комедий, от эротических фильмов до экранизаций произведений японской классики

Несмотря на сомнительный характер большинства созданных в военные годы мультфильмов, стоит отдать им должное – благодаря госзаказам анимационные студии могли продолжать работу и шлифовать свои технологии, в то время еще явно отстающие от западных.

Звездный мальчик

История современного аниме была бы невозможна без Осаму Тэдзуки – создателя знаменитого сериала для детей Astro Boy (Tetsuwan Atomu, 1963–1966) о приключениях мальчика-робота.

Осаму Тэдзука. ФОТО: LEGION-MEDIA

Изначально популярный автор комиксов-манги Осаму Тэдзука заслужил титул самого влиятельного аниматора в японской истории. Основанная им в 1961 году студия Mushi Production заложила основы для целой индустрии. Именно ему мы обязаны теми стилистическими особенностями, которые позволяют безошибочно отделить японскую анимацию, например, от российской – непропорционально большие глаза, маленькие носы-пуговки, торчащие в разные стороны волосы, застывшие, излишне театральные позы. Отчасти создатели персонажей аниме опирались на традиции театра масок. К тому же подобный дизайн был дешевле в производстве, чем западная мультипликация. Именно в студии Тэдзуки были придуманы и пущены в ход различные технические уловки, чтобы ускорить и упростить процесс прорисовки героев и задних планов – более «схематичных» персонажей и фон рисовать быстрее и проще, а значит, можно обойтись меньшим количеством панелей. Почти все эти особенности были порождены жесткой экономией – отчаянно нуждаясь в дополнительном финансировании для выпуска Astro Boy, Осаму Тэдзука предложил потенциальному спонсору, компании сладостей Meiji Seika, выпускать один эпизод всего за 550 тыс. иен. Эта сумма может показаться весьма солидной, но даже по тем временам она была ничтожно мала для того объема работ, которые следовало выполнить, прежде чем эпизод был готов к показу на экране.

ФОТО: DESKTOPBACKGROUND.ORG

Позднее Тэдзука назвал это решение величайшей ошибкой своей карьеры. За заниженную финансовую планку его будут винить и другие аниматоры, включая Хаяо Миядзаки, – ведь если сам Тэдзука был согласен выпускать эпизоды за такие скромные суммы, на что могли рассчитывать новички без имени?

«Унесенные призраками» режиссера Хаяо Миядзаки в 2003 году были удостоены премии «Оскар» как лучший анимационный полнометражный фильм

Тем не менее малый бюджет не повлиял на рост популярности Astro Boy в Японии и других странах. В Америке в какой-то момент Astro Boy обошел по показам даже «Микки Мауса» и завоевал немало поклонников как среди детей, так и среди взрослых (Стэнли Кубрик под впечатлением от сериала пригласил Осаму Тэдзуку работать вместе над «Космической одиссеей 2001 года», но это сотрудничество не состоялось). За счет чего Astro Boy стал так популярен в США, остается не до конца понятно: критики того времени указывали на то, как проигрывает японский сериал тому же Disney в технике, но сердца не столь взыскательных, рядовых зрителей были покорены экзотичным мальчиком-роботом, героем космических приключений.

«Повесть о Гэндзи». 1987 г. ФОТО: TUMGIR.COM

Невзирая на упреки коллег по цеху, вынужденных с боем отвоевывать более высокие ставки, а также право на более сложные анимационные приемы, влияние Осаму Тэдзуки на индустрию невозможно переоценить. Именно он стал первым японским аниматором, чьи работы транслировались за рубежом. В его студии начинали карьеру многие знаменитости, в том числе Хаяо Миядзаки. И ему мы обязаны появлением термина «аниме», хотя особую популярность этот термин приобрел лишь в 1990-е годы.

«Унесенные призраками».2001 г. ФОТО: IMGUR.COM

Аниме живет и побеждает

К сегодняшнему дню индустрия аниме проделала огромный путь: от скромных разрозненных студий до корпораций, стабильно выпускающих по несколько десятков проектов в год. В феврале 2021 года рынок аниме оценивался в $24 млрд, а к 2027-му эта цифра может достичь 43 млрд. Аниме давно перестало считаться развлечением для детей – большая часть фанатов старше 30 лет. Полки в японских магазинах ломятся от фигурок полюбившихся публике персонажей. Большеглазые, вечно юные герои обосновались во всех жанрах – от детективов до любовных комедий, от эротических фильмов для взрослых до экранизаций произведений классической японской литературы (например, «Повести о Гэндзи»). Среди этого разнообразия порой попадаются достаточно специфические ленты, с графично прорисованными сценами убийства и насилия (несколько таких аниме, включая «Эльфийскую песнь», «Тетрадь смерти», «Токийский гуль», «Зомбилэнд», не так давно запретили к показу в России), но важно учитывать, что в Японии подобные сериалы рассчитаны строго на взрослую аудиторию.

Практически каждый зритель может найти себе героя по душе: персонажи аниме учатся, наводят порядок в своих уютных домиках, сражаются с монстрами, ищут ответы на вечные вопросы, сохраняя свою юную красоту годами и даже десятилетиями (самое долгоидущее аниме – «Садзаэ-сан» про будни японских семейств Фугута и Исоно – выходит с 1969 года и насчитывает свыше 7 тыс. эпизодов).

«На волне! Серфинг». 2020 г. ФОТО: ANIMEJOY.RU

Олимпиада в Токио, запланированная на 2020 год, вызвала пик интереса к «спортивным» аниме, наблюдающим за развитием героя в каком-либо виде спорта: баскетболиста Куроко Тэцуя из «Баскетбола, в который играет Куроко», волейболиста Хинаты Сёё из Haikyu!!, теннисиста Этидзэна Рёмы из «Принца тенниса», пловцов Харуки Нанасэ и Мацуоки Рина из Free! и т. д. А 2021 год дарит фанатам новые сериалы и новых героев: «Сальто назад!» (Backflip!!), «Пылающий кабадди», «На волне! Серфинг»... Образ мальчика, увлеченного спортом, – новый кумир японской молодежи.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.

Текст: Ксения Спиридонова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

В цвете красного вина

Первый в мире электрический кабриолет класса люкс – Maserati GranCabrio Folgore Tignanello – бы...

ПОДРОБНЕЕ

Savoy: «горю, но не сгораю»

Старинные интерьеры, шик которых умело подчеркнули современные дизайнеры, русско-французская ку...

ПОДРОБНЕЕ