Подумать только, уже Древняя Греция и Рим с ума сходили по тонким шелковым тканям Китая и плотным, покрытым сплошной вышивкой материям из Вавилона. Крестоносцы познакомили Европу с тюрбанами своих врагов-арабов – и на их основе возникло множество средневековых головных уборов. Да что там, даже брюки – тоже отчасти дар Востока.
Но по-настоящему Азия начала влиять на европейскую моду начиная с XVII века. Тогда как раз возникли фирмы с монопольными правами на торговлю с Востоком, так называемые «ост-индские компании» (потому что Восточной Индией называли не только настоящую Индию, но и другие страны Южной и Юго-Восточной Азии). Благодаря им мужчины Европы узнали, что такое халат, и влюбились в него навсегда. Дамам же достались складные зонтик и веер – в Европе до такой эргономичной конструкции еще не додумались.
А знаете ли вы, что полосатые ткани стали модными благодаря Азии? Полоску в Европе раньше, конечно, знали, но в одежде не использовали. Кардинально изменили отношение к этому рисунку послы Сиама в роскошных полосатых одеяниях, побывавшие во Франции в конце XVII века. Были и глобальные новшества, например, ткани с яркими орнаментами, которые наносились методом набивки, – это выходило гораздо дешевле, чем старый метод создания узоров вручную.
Еще больше интерес к Востоку проявился в следующем, XVIII веке. Начиная с 1720-х годов страстное увлечение Китаем и его культурой привело к тому, что в искусстве Европы стали активно использоваться мотивы средневекового китайского искусства – стиль «шинуазри» («китайщина»). Этот же корень есть в названии ткани крепдешин – «креп из Китая».
XIX век принес с собой новые тренды. В самом начале столетия в моду вошли легкие платья в классическом стиле, напоминавшие античные одеяния. Самой востребованной тканью для них стал муслин, тончайшая ткань из хлопка. Желательно, белоснежная. И хотя подобные ткани худо-бедно производили и в Европе, но без колониальной торговли по-прежнему было не обойтись. Все везли из Азии. Опять заглянем в словарь: «чинтц», то есть «ситец» – изначально слово на хинди, означающее «сияние» или «пестроту». Ситец сегодня кажется нам самой что ни на есть русской тканью, а его индийское происхождение давно забыто. Как и этимология слова «кашемир», отсылающая к области на границе Индии и Пакистана.
Кашмирские, они же кашемировые, шали – неимоверно дорогие и такие же желанные – в первой половине XIX века были крайне модным аксессуаром.
В XIX веке произошел чрезвычайно важный прорыв: на европейскую культуру и, конечно, на моду начала влиять еще одна азиатская страна – Япония. Сначала моднейшими аксессуарами стали зонтики и веера в новом, японском стиле.
Затем торговцы массово повезли ткани, из которых портные шили платья европейского силуэта и кроя (что делало их весьма экзотическими). Тогда же Европа примерила упрощенную версию кимоно – костюмы, изготовленные в Японии с расчетом на западного клиента. Их можно было носить в качестве халата или домашнего платья.
Не менее важным периодом стало время перед Первой мировой войной. Тогда женский костюм постепенно стал упрощаться, и в поисках вдохновения модельеры обратились к модной тогда Японии. Они были впечатлены тем, как там умеют кроить. Это было совершенно новое мировоззрение. Например, свободный рукав со спущенной линией плеча, лиф с запахом. Ткани, отделка при этом оставались европейскими.
Когда в 1920-х годах воцарился новый стиль ар-деко, апологеты которого очень любили «японщину» и «китайщину», мода той поры опять-таки не преминула заимствовать отдельные восточные элементы, преломляя их по-европейски. В частности, именно с Востока пришли платья из золотой ткани «ламе», напоминавшие о черных лакированных шкатулках с золотой инкрустацией, или же узорчатые ткани с изображениями рыб и волн.
Перед Первой мировой женский костюм постепенно стал упрощаться, и в поисках вдохновения кутюрье обратились к модной тогда Японии
Очень популярна была верхняя одежда в японском духе, – широкая и объемная, чуть сужавшаяся книзу, которая окутывала тело, как уютный кокон. Признак эпохи – бумажные зонтики от солнца и веера, популярные и дешевые, как никогда. Вглядываемся еще более пристально: оказывается, что одежда китайских крестьян – штаны и куртка – перевоплотились в шелковые пижамы, облачение не столько для сна, сколько для расслабленного отдыха. А поскольку в те годы брюки начали, пусть и медленно, входить в женский гардероб, пижамы принялись носить и женщины. Так постепенно этот вид одежды тоже стал классикой (само слово «пижама» из хинди, между прочим).
В середине 1930-х годов модельеры вдруг охладели к Востоку, причем на несколько десятилетий. В основном, из-за политической ситуации. Хотя были исключения – например, после Второй мировой войны в Европу проникли «ципао», или «чонсам». Современная форма этих платьев – своеобразный гибрид маньчжурского, китайского и европейского костюмов. Плотно облегающие фигуру, с высокими разрезами по бокам и высоким воротником, в западной культуре они стали олицетворять стереотипное представление об азиатских женщинах – с одной стороны, покорных и послушных, с другой – соблазнительных и коварных.
Вновь интерес к Азии вспыхнул в середине 1960-х. Во-первых, это случилось благодаря работам таких смелых и экстравагантных японских модельеров, как Йоджи Ямамото, Рей Кавакубо, Кензо Такада, у которых европейские коллеги переняли моду на минимализм, готовность к экспериментам, отрицание штампов. Во-вторых, возникла культура хиппи, и молодежь начала смешивать в своей одежде элементы, позаимствованные и у индейцев Северной Америки, и у индусов, и у азиатов.
Позднее не только хиппи, но и люди, просто следовавшие за модой, принялись носить кафтаны или платья-кафтаны в качестве вечерних туалетов или домашней одежды, и этот восточный костюм в его европеизированном виде стал ассоциироваться одновременно и с субкультурой, и с трендсеттингом (этот образ его активно эксплуатировали селебрити). Кафтаны продолжали носить и в 1970-х, пока в 1980-х они не перекочевали в разряд пляжной одежды.
Сегодня мир становится все более единым, и люди перемещаются между континентами как никогда свободно. Это находит отражение и в моде: идеи становятся универсальными. Что, впрочем, не мешает дизайнерам знаменитых европейских домов то и дело обращаться к узнаваемым азиатским образам – то в Prada вдохновятся имиджем диктатора Мао, то у Cavalli сделают ципао... но в варианте мини. Культурный обмен продолжается, и наблюдать за его извивами крайне интересно.
Новости моды и стиля – в MY WAY.
Добавить комментарий