До недавнего времени мало кто подозревал о существовании этого роскошного особняка в центре испанской столицы – высокая изгородь, огромная «живая» ограда и круглосуточные полицейские патрули надежно охраняли от посторонних глаз аристократическое гнездо клана Альба. Одно из самых титулованных и богатых европейских семейств лишь изредка приоткрывало фамильную сокровищницу, выдавая произведения искусства в аренду на выставки в мировые музеи, но внутрь пускало лишь избранных. Сегодня же, волей Карлоса Фитц-Джеймс Стюарта, 19-го герцога Альба, роскошные апартаменты дворца и его коллекция стали едва ли не главными конкурентами известным мадридским достопримечательностям, от королевских апартаментов до музеев Тиссена-Борнемисы и Прадо.
Возрождение дома герцогов Альба
Гражданская война в Испании 1930-х и политика тоталитаризма Франсиско Франко нашли зеркальное отражение не только в художественном восприятии современников – ярким напоминанием тому служит, конечно, знаменитая «Герника» Пабло Пикассо, – но и в архитектуре Мадрида. Именно в то время испанская столица приобрела свои широкие проспекты с парками-тайниками и примечательные здания в стилистике ар-деко, но и утратила немало барочных и других архитектурных шедевров прошлых веков под бомбами союзников националистов. Одной из жертв тогда стал и Palacio de Liria, история которого началась еще в середине XVIII века.
€ 3,5 млрд унаследовал Карлос Фитц-Джеймс Стюарт, старший сын Каэтаны Фитц-Джеймс Стюарт-и-де-Сильвы, 18-й герцогини Альба, обладательницы восьми герцогских титулов, 19 титулов маркизы и 23 графских титулов
Дворец герцогов Альба, строительство которого продолжалось с 1767 по 1785 год, стал крупнейшей постройкой своего времени. Французские неоклассические черты он получил благодаря приглашенному из Парижа архитектору Луи Гильберу, но основные работы по планировке прямоугольного вытянутого здания и строительству залов, аркад, библиотеки и частных покоев здесь проводил прославленный Вентура Родригес, соавтор вновь отстроенного после пожара королевского дворца в Мадриде и автор множества местных церквей и частных резиденций. Изящный песочный фасад с тонкими пилястрами и барельефами скрывал около 200 комнат, украшенных мрамором, позолотой, хрусталем, зеркалами, фресками и тысячами произведений самого разного искусства такой ослепительной красоты, что посетивший дворец вскоре после открытия британский писатель-денди и коллекционер Уильям Бекфорд назвал его «самым великолепным зданием Мадрида».
В этом доме род Альба креп и рос, здесь рождались и умирали самые известные его представители, включая эксцентричную Каэтану Фитц-Джеймс Стюарт, 18-ю герцогиню Альба, возглавлявшую династию более полувека и сыгравшую главную роль в восстановлении дворца после бомбежек и пожаров во времена Гражданской войны.
200 комнат (из них 26 залов) насчитывается во дворце Лирия, общая площадь которого составляет 3,5 тыс. кв. м
Тогда, в ноябре 1936 года, здание было фактически полностью разрушено – остался лишь остов из наружных стен. И понадобилось почти 12 лет, чтобы пепелище начало возрождаться: едва вернувшись из полугодового свадебного путешествия, 22-летняя Каэтана стала воскрешать семейное гнездо, следуя завету недавно почившего отца. Восемь лет кропотливого труда дали фантастический результат – дворец засиял фактически в своем первоначальном блеске.
Сокровища семи веков
Герцогскому собранию повезло больше: ни в мировые войны, ни даже в смутное время Франко великая коллекция, которую герцоги Альба собирали с XV века, фактически не пострадала. Да, были невосполнимые утраты – пожары унесли и фрески, и роскошную оригинальную отделку самого дворца (во время реконструкции ее тщательно восстанавливали по эскизным рисункам, гравюрам, фотографиям и найденным на руинах фрагментам полов, драпировок, шелковой обивки стен и других элементов).
Кроме того, еще в XIX веке предки нынешнего владельца вынужденно расстались с такими каноническими полотнами, как «Мадонна Альба» Рафаэля (почти столетие она успела провести в царском Эрмитаже, а затем была продана большевиками в Америку), «Маха обнаженная» Франсиско Гойи (для нее, по легенде, художнику позировала сама Мария Каэтана де Сильва, 13-я герцогиня Альба, с которой у Гойи был роман) и «Венера перед зеркалом» Диего Веласкеса. Но все прочие важные вещи собрания были надежно упрятаны в хранилищах музея Прадо, Национального банка Испании и посольства Великобритании – Альба и сегодня с гордостью поминают свои глубокие британские корни.
А после восстановления дворца в 1956-м живопись, скульптура, фарфор, гобелены, произведения декоративно-прикладного искусства и знаменитая на весь мир библиотека с дневниками и письмами Христофора Колумба, первым прижизненным изданием классического «Дон Кихота» Мигеля де Сервантеса 1605 года и так называемой «Библией Альба», первым испанским переводом Ветхого Завета – вернулись на свои места. Тщательно каталогизированное Хесусом Агирре, литературным редактором и вторым мужем скандалистки и самой титулованной светской дамы XX века Каэтаны Фитц-Джеймс Стюарт, собрание насчитывает сегодня свыше 50 тыс. произведений.
13-я герцогиня Альба, Мария Тереза Каэтана де Сильва, муза и возлюбленная Франсиско Гойи, которую он изобразил также на полотнах «Маха одетая» и «Маха обнаженная»
Но то, за чем сюда устремилась после открытия публика – кроме, конечно, возможности хоть мельком увидеть частную жизнь обитателей поместья, – это легендарная коллекция европейской живописи XIV–XIX веков, которая может дать фору иному музею.
Среди шедевров, доступных зрителям на двух открытых сегодня этажах дворца, – «Тайная вечеря» и портрет 3-го герцога Альба кисти Тициана, «Мадонна с младенцем» Перуджино, «Портрет Карла V и императрицы Изабеллы Португальской» и «Портрет Филиппа IV» Питера Пауля Рубенса, религиозные сюжеты Гвидо Рени, Эль Греко и Франсиско Сурбарана, портреты работы Антона Рафаэля Менгса, Веласкеса и Гойи.
Впрочем, здесь найдется чем полюбоваться и любителям других видов изобразительного искусства. Залы в избытке наполнены также античной римской и греческой скульптурой, а огромная коллекция декоративно-прикладного искусства включает барочную и неоклассическую итальянскую и французскую мебель, средневековые гобелены, севрский фарфор и кабинетную бронзу.
А «оживляют» музейную тишину мемориальные вещи бывших и нынешних обитателей Palacio de Liria, напоминающие о славном прошлом и вполне реальном будущем дома Альба. От туалетных принадлежностей последней императрицы Франции и жены Наполеона III Евгении, скончавшейся здесь же в 1920 году, до антикварных столовых приборов, которыми и сейчас пользуется глава рода Карлос Фитц-Джеймс Стюарт, 19-й герцог Альба.
О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.
Добавить комментарий