Когда в июне этого года Джонатан Айв обьявил о том, что уходит из Apple, эта новость вызвала настоящую сенсацию. Казалось бы, кто такой этот Джонатан Айв – не политик, не голливудская звезда, не модельер. Просто дизайнер, работавший «в тени» своего знаменитого босса, Стива Джобса. Мало кто знал, как он выглядит, никто не знал, сколько он зарабатывает (хотя зарплаты остальных сотрудников Apple были официально опубликованы). Но вдруг оказалось, что в «яблочной» корпорации без Айва ничего бы не было. Да, он был не первым дизайнером, который работал на Apple, – до его прихода было еще пять или шесть человек, но кому есть до них дело? До Айва дело было всем – это ему мы обязаны дизайном iMac, iPod, MacBook, iPad, iPhone…
«Я иногда шучу, что, когда умру, на моей могиле напишут: «Здесь лежит парень, который взял на работу Джонатана Айва», – в этой шутке Роберта Браннера, основателя промышленной дизайнерской группы Apple, есть лишь доля шутки. Да, возможно, так и напишут. Талант Айва отмечал даже Стив Джобс, который вообще был крайне скуп на комплименты. «В нем больше энергии и силы, чем у кого-то еще в Apple», – говорил Джобс. И добавлял, конечно: «За исключением меня».
Айв появился в компании со второй попытки: его приглашали в команду еще в 1989-м, но тогда он сказал нет. Этот спокойный, уравновешенный англичанин всегда знал себе цену – еще в университете (а учился он как раз промышленному дизайну) Айв приобрел репутацию гения и к концу обучения имел на своем счету целых две награды Королевского общества искусств.
Но тогда, в 1989-м, он пытался делать что-то свое. У него не особенно получилось: первые клиенты Айва требовали от его продуктов, расчесок и туалетных кабин, прежде всего коммерческого потенциала, сам дизайн отходил на второй план. Но Джонатан был художником по природе, ему нравилось придумывать что-то новое. И да, его методы работы многих пугали: дислексик от рождения, Айв мыслил, скорее, образами. Точные расчеты и цифры (в том числе и цифры продаж) были для него не так важны, как, к примеру, чувственное восприятие объекта. Все, что придумал Айв, и прежде всего продукты Apple, приятно трогать – тактильность для него всегда была синонимом сексуальности, а сексуальность – залогом успешного дизайна. Именно поэтому за Айва так схватился Стив Джобс. Он, наконец, нашел единомышленника – Айв понимал его слова о «сексуальности» продукта с полуслова. С приходом нового дизайнера в Apple началась «золотая эра», которая длилась четверть века.
«Наша концепция была такой: продукция Apple отличается от всего, что вы видели раньше. Но до прихода Айва мы не могли понять, как именно она отличается», – признается один из дизайнеров компании, Томас Мейерхоффер (сейчас он придумывает доски для серфинга, очень классные, кстати). Джобс хотел начать с компьютера – упростить его настолько, чтобы «начинка» была понятной даже для детей. Его дочь Лиза как раз собиралась в колледж, и ей было нужно что-то подобное. Кроме того, Стив зациклился на идее компьютера без проводов – чтобы компактный корпус можно было перенести куда угодно (скажем, в комнату общежития Лизы Джобс).
«Вы же помните, как выглядел буквально каждый компьютер в начале 1990-х? – говорит Мейерхоффер, – Большой уродливый куб из бежевого пластика. Никто не знал, что у него внутри, это пугало. Мы хотели сделать комп более легким, забавным, понятным». Этот запрос о «понятности» был считан буквально. Момент рождения первого компьютера iMac зафиксирован поминутно. Те, кто присутствовал в секретной лаборатории в офисе Купертино, вспоминают, как Джобс движением фокусника сбросил покрывало с предмета, стоявшего на столе, и все увидели… абсолютно прозрачный корпус-ракушку, начиненный проводами-кишками. «Мы были в шоке, – рассказывает Томас Мейерхоффер. – Это выглядело слишком радикально, как самая смелая версия будущего. Но Джобс сказал: «Парни, я еще хочу добавить цвет, – чтобы эти кишки были сексуальными».
«Телефон должен выглядеть так, чтобы вам захотелось его лизнуть»
И они сделали так, как захотел Джобс: iMac сходил с конвейера в 13 «девчачьих» конфетных цветах (а один из слоганов рекламной кампании звучал почти издевательски для конкурентов: «Извините, что не бежевый»). И это был первый компьютер, который покупали обычные люди, – не для бизнеса или работы, а для личного удовольствия. Это был первый компьютер, который покупали себе женщины, – как они покупают невероятно соблазнительные туфли, выставленные в витрине. Впервые в истории компьютер стал «спонтанной покупкой», то есть продуктом, который прежде всего соблазняет своим внешним видом, а не функциональностью. Когда аймаки появились в редакциях первого российского глянца, на них приходили смотреть из всех соседних офисов (автор статьи сама из числа этих любопытных).
После такого сенсационного успеха Джобс уверился в том, что дизайн и сексуальность имеют в его продуктах столь же важное значение, что и функциональность. «Это должно выглядеть настолько хорошо, что вы захотите это лизнуть», – говорил он своим сотрудникам («Что они там с Айвом курят?» – смеялись за его спиной). Компьютер оставался центром экосистемы Apple, но вскоре на рынке появился iPod с его идеей «тысячи песен в одном кармане». Дизайн гаджета был придуман за считанные месяцы, разработка началась в январе 2001-го, к марту окончательный эскиз был утвержден. «Крестным отцом» айпода являлся Тони Фаделл, но за дизайн отвечал Айв – именно он придумал крутящееся колесико и форму, напоминающую пачку сигарет (идеально помещавшуюся в карман джинсов). Как и в случае с iMac, далеко не все были уверены в успехе. «Кому нужен еще один карманный плеер Walkman?» – Джобсу не раз задавали этот вопрос. Но в магазинах случился невероятный ажиотаж – возможно, дело в том, что этот плеер действительно хотелось лизнуть.
После того как были проданы первые два миллиона айподов, команда Джобса стала работать над созданием телефона. Айв собрал новую команду дизайнеров под своим началом, причем искал людей разных взглядов и вкусов («Создавая что-то новое, важно следовать принципу Джеймса Бонда: «Взбалтывать, но не смешивать»). Все дизайнеры должны были соблюдать строгую конфиденциальность. «Не говорите ни с кем, – наставлял их Джобс, – не рассказывайте о работе никому, даже своим женам».
Многие ожидали, что первый iPhone будет выглядеть как iPod – маленький, черный, с колесиком. Но, как вспоминает Айв, они пришли к выводу, что в XXI веке никто не хочет набирать номер телефона при помощи диска или кнопок, все хотят просто прикасаться к экрану. С помощью одного прикосновения стало возможно делать невероятные вещи – увеличивать картинку на экране, а потом ее уменьшать, переворачивать «страницу», отправлять сообщение… Но мало было придумать вкусную «начинку», нужно было сделать телефон таким, чтобы он стал объектом желания. Все фокусировались на том, чтобы их телефон был умным, а Apple – еще и на том, чтобы их телефон был любимым.
Все, конечно, спрашивали, почему белый. Это тоже был грандиозный разрыв шаблона – почти все телефоны, продававшиеся на рынке в тот момент, были черными. Но, как мы помним, «продукция Apple отличается от всего того, что вы видели раньше». И первый iPhone не был похож на все остальные, в том числе и цветом. Причем Джонатан Айв хотел сделать не просто белый телефон, он искал оттенок «белее самого белого». Для него это было синонимом чистоты, простоты и понятности – и в конечном итоге символом нового продукта. «Простота – это хорошо, – говорил Айв. – Упорядочивая хаос, вы подчиняете себе предмет».
Спустя 12 лет после выхода новинки можно констатировать: iPhone стал самым успешным продуктом Apple. А команда Айва почти сразу же сконцентрировалась на следующем девайсе – iPod Touch. «Яблочники» просто не умели останавливаться, они словно всегда задавали себе вопрос: «Где бы нам еще совершить революцию?»
…Конечно, дизайнерские продукты существовали всегда – еще до Джобса, Айва и других гениев. Но эти дизайнерские продукты стоили очень дорого, их мало кто мог себе позволить. Apple привел «высокий дизайн» в нашу повседневную жизнь, воспитал вкус у целого поколения пользователей и, да, добавил всем нам, фанатам «яблочных» девайсов, немного сексуальности.
Что касается Джонни Айва, то он, по сути, никуда и не уходит. В Apple Айв проработает до конца года, а потом сосредоточится на собственном дизайнерском бюро LoveFrom, чьим единственным и эксклюзивным клиентом будет… бывший работодатель. Тот самый случай, когда секс будет действительно по любви.
Новости моды и стиля – в MY WAY.
Добавить комментарий