Каннский кинофестиваль или Сочи? К звездам без терний
Наши журналисты и критики в одинаковой степени любят Канны и Сочи – и не только за прекрасный климат и возможность искупаться в перерыве между пресс-показами, но и за особую атмосферу. Как ни странно, в богемных, избыточных, дорогих Каннах во время фестиваля становится даже по-домашнему уютно: когда за соседним столиком в пиццерии видишь Квентина Тарантино и позируешь на ковровой дорожке фотографам сразу вслед за Тильдой Суинтон, начинаешь чувствовать себя «своим среди своих». То же и на «Кинотавре»: звезды, члены жюри и гости, которым в Москве не дозвонишься и к которым приходится прорываться с боем через бесчисленных помощников и пресс-агентов, тают под сочинским солнцем, как мороженое пломбир, и становятся милыми, дружелюбными, готовыми к общению почти в любой момент. Ловцы звезд, не имеющие отношения к прессе, тоже знают, что делать: нужно прорваться на пляж у отеля «Жемчужина», но идти не по берегу (охрана перехватит), а через гостиницу. В знаменитом баре «Нептун» можно встретить и Михаила Ефремова, и Машу Шалаеву, и Константина Хабенского (последний, кстати, председательствовал в этом году в жюри).
Эклектичность судейского состава – еще одна объединяющая черта Канн и «Кинотавра». На Лазурном Берегу, к примеру, председателем жюри был всеобщий любимец Алехандро Гонсалес Иньярриту, а его команду составляли эксцентричный грек Йоргос Лантимос, «наш» поляк Павел Павликовский (начинавший со «Стрингера» с Бодровым-младшим) и совершенно неожиданно 21-летняя Эль Фаннинг, младшая сестра Дакоты Фаннинг. Скорее всего, ее пригласили в жюри для украшения – в самом деле, достаточно ли компетентна юная звездочка, чтобы судить новые фильмы Терренса Малика и братьев Дарденн? Роль условно «нашей Фаннинг» сыграла на «Кинотавре» Анна Чиповская (хотя в ее «насмотренности» мы как раз не сомневаемся). Кроме нее, в состав жюри вошли режиссер Резо Гигинеишвили, сценарист Наталья Мещанинова и музыкант Алексей Айги.
Женский вопрос
Главная общемировая тенденция сейчас – это третья волна феминизма, накрывшая с головой не только кино, но и все области жизни. То, что «девочки сверху» в Каннах тоже, стало понятно еще до открытия, когда фестиваль посвятили памяти Аньес Варда (единственной женщине-режиссеру французской «новой волны») и когда феминистки едва не сорвали вручение «Золотой пальмовой ветви» Алену Делону. Бедный 83-летний Делон был обвинен по всем статьям: он и расист, и гомофоб, и сексист, и причинял боль любимым женщинам (в прямом и переносном смысле). Хорошо, что здравый смысл взял верх, и Делон получил свою награду за вклад в мировой кинематограф, – причем из рук женщины, своей любимой дочери Анушки.
Семь из пятнадцати режиссеров-участников конкурса «Кинотавра» – женщины. Даже для США это было бы настоящим прецедентом, а для нас – обычное дело
У нас на «Кинотавре» «за заслуги» наградили Сергея Соловьева. С точки зрения феминисток это тоже та еще кандидатура: всем известно, чем закончились сьемки самого знаменитого его фильма, «Сто дней после детства». 30-летний режиссер влюбился в 14-летнюю исполнительницу главной роли Таню Друбич.
Но в конце концов Владимир Набоков, автор «Лолиты», родом из России, а Наташе Ростовой на момент встречи с Болконским едва исполнилось шестнадцать. Поэтому никаких споров насчет того, заслужил Соловьев награду или нет, быть не могло – на «Ста днях после детства» выросло несколько поколений российской интеллигенции, а «Асса» зафиксировала целую эпоху десять с лишним лет спустя. По той же причине никого не удивляет, что в конкурсе «Кинотавра» участвовало такое большое число женщин режиссеров (семь из пятнадцати). Для французов или американцев это был бы настоящий прецедент, а для нас – почти обычное дело: кем бы было советское кино без Динары Асановой или Ларисы Шепитько?
От «Паразитов» к «Большой поэзии»
Канны в этом году принято ругать. Жюри полностью проигнорировало классиков вроде Джармуша, Терренса Малика и Квентина Тарантино, раздав «Пальмовые ветви» в точном соответствии с социально политической повесткой дня. В особом фаворе оказались картины про сильных девушек («Портрет молодой женщины в огне», реж. Селин Скьямма, Франция) или про невозможность найти общий язык представителям Запада и Востока («Молодой Ахмед», реж. братья Дарденн, Бельгия – Франция).
Гран-при дали чернокожей дебютантке Мати Диоп из Сенегала («Атлантика»). Ну а самую главную «Золотую пальму» забрали себе «Паразиты» – жестокая остросоциальная комедия корейца Пон Чжун Хо. Это во всех смыслах компромиссное решение, потому что каждый увидит в «Паразитах» что-то свое – пародию на идеи социализма, критику капитализма или оммаж политической истории Северной и Южной Кореи.
«Кинотавр» как фестиваль внутренний, «домашний» может себе позволить играть по своим же «домашним» правилам, не соответствовать каким-то там общественным ожиданиям. И надо отдать должное отборщикам, главной темой конкурса стала не политика, не противостояние России и Запада, не социальная драма из жизни мигрантов, а обычная жизнь «маленького» человека, со всеми его бытовыми трагедиями и радостями – это, кстати, тоже дань нашей литературной традиции, уходящей к Гоголю и Чехову.
На 30-м «Кинотавре» почти не было пафоса. Если в Каннах герои выясняют отношения на баррикадах, то главными декорациями наших фильмов служат квартиры
Если в Каннах герои выясняют отношения на баррикадах («Отверженные», реж. Ладж Ли, Франция) или в полицейском участке («Боже мой!», реж. Арно Деплешен, Франция), то главной декорацией конкурсных фильмов «Кинотавра» можно назвать обычную квартиру. Именно здесь решают вопрос пусть не жизни и смерти, но дальнейшего сосуществования герои «Выше неба» Оксаны Карас (приз за лучшую женскую роль Виктории Толстогановой) или «Верности» Нигины Сайфуллаевой. Эти герои – мужья и жены – не смотрят политические новости, а страдают от измен, недолюбленности, невозможности высказаться. То, что в конкурсе так много фильмов на эту тему (кроме уже названных, еще и «Давай разведемся» Анны Пармас, «Троица» Ян Гэ, «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой) – это, конечно, круги по воде, которую два года назад взбаламутила «Аритмия» Бориса Хлебникова (получившая, кстати, на «Кинотавре-2017» приз за лучшую мужскую роль и приз зрительских симпатий).
В конкурсе 30-го «Кинотавра» почти начисто отсутствовал пафос. Даже фильм «про войну» стилизован под любительскую документалку, а его главный герой – слепой подросток, угодивший в ад Первой мировой («Мальчик русский» Александра Золотухина). То, что поэт в России – больше, чем поэт (и то, что у нас вообще каждый второй – поэт), наглядно показал Александр Лунгин – в его «Большой поэзии» (приз за режиссуру и лучшую мужскую роль Александру Кузнецову) пара инкассаторов из города Железнодорожный ходят в литературный кружок в Доме культуры и ценят этот кружок больше, чем все остальное в окружающем мире. Фильм «Большая поэзия» – это эхо главного литературного бестселлера года, антиутопии «Опосредованно» Алексея Сальникова. Там, в альтернативной России будущего/настоящего стихи стали наркотиками, на которые так легко подсесть. Мы, конечно, за мир без крайностей любого рода, но если бы могли выбирать, то предпочли бы Пушкина с Мандельштамом, а не героин с кокаином, которыми пытается заглушить свою личную боль герой Антонио Бандераса в «Боли и славе», получивший за эту роль свою «Пальму».
Тем не менее главным победителем «Кинотавра» стала криминальная драма «Бык» Бориса Акопова – чуть ли не единственное в конкурсе актуальное высказывание на тему политики. Да, действие происходит в «лихие 90-е», но история парня с больным сердцем, который идет на сделку с власть имущими и своей совестью, чтобы получить свой кусок свободы, рифмуется с политической ситуацией нашего времени. Все таки нельзя жить в России и оставаться полностью свободным от политики, даже в курортных условиях.
О самых интересных фильмах, выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий