Феномен английского чудачества известен всему миру. С родиной либерализма он связан не случайно, поскольку являет собой одно из главных проявлений свободы – думать и поступать так, как тебе хочется, не ущемляя при этом права других. Одним из таких чудаков был создатель «Алисы в Стране чудес».
Льюис Кэрролл между двух революций
Считается, что в своей сказке математик Льюис Кэрролл спародировал возникшую в то время нетрадиционную математику, которая перевернула вверх дном прежние представления о науке. Словно решив таким чудаковатым образом защитить знание от посягательств революционеров. И в самом деле, что такое, например, улыбка Чеширского Кота, как не мнимое число, которое, не имея никакого физического смысла, используется в специальных формулах? Но получилось так, что, выступив против революции математической, автор учинил свою – литературную, став прародителем литературы абсурда.
Таланты Кэрролла были многогранны. Он написал более десятка математических книг, причем работы по логике считаются классическими. Оставил около 3 тыс. фотографических портретов и пейзажей. Был диаконом англиканской церкви: по правилам оксфордского колледжа Крайст-Чёрч, в котором писатель 26 лет читал лекции по математике, преподавать там могли только священнослужители. (Правда, от сана священника Кэрролл отказался, сославшись на заикание, которое лишало его возможности читать проповеди.)
А еще Кэрроллу принадлежит множество замечательных идей. Например, идеи книжной суперобложки, двусторонней клейкой ленты, бланка для денежных переводов и множества других как будто бы не слишком важных предметов, которые делают жизнь комфортнее. Бытовые мелочи были важны для Кэрролла и в жизни. Отправляясь в дальнюю поездку, он рассчитывал маршрут чуть ли не до фута и минуты, раскладывал по разным карманам ровно те суммы денег, которые понадобятся ему на билеты, еду, чаевые. А собирая дома гостей, скрупулезно записывал, кто, что и сколько съел и выпил, – чтобы в следующий раз подать именно то, что гости любят больше всего. Словом, он был классический чудак, умевший в обыденном увидеть необычное и превратить это в привычное.
Льюис Кэрролл и цветы жизни
Настоящее имя писателя – Чарльз Лютвидж Доджсон, родился он 27 января 1832 года в селе Дарсбери графства Чешир, в семье приходского священника. Таланты к точным наукам у мальчика проявились рано, однако академической карьеры он не сделал и преподаванием своим тяготился, хотя не бросал его, поскольку оно приносило неплохой заработок. Был он человеком стеснительным, общаться предпочитал с детьми, особенно с девочками и девушками. Незадолго до смерти писал: «Одна из главных радостей моей – на удивление счастливой – жизни проистекает из привязанности моих маленьких друзей. Двадцать или тридцать лет тому назад я бы сказал, что десять – идеальный возраст; теперь же возраст двадцати – двадцати пяти лет кажется мне предпочтительнее».
Много лет спустя после смерти Кэрролла его предпочтения вызвали у ревнителей нравственности подозрения в педофилии. Вот только в викторианской Англии отношения между взрослыми и детьми разительно отличались от современных. Тогда считалось, что до наступления зрелости, до 14-летнего возраста, девочки асексуальны, а значит, ничто не мешает им составить компанию взрослым мужчинам. Алисе Лидделл – дочери декана колледжа, которая стала прототипом героини Кэрролла, на момент знакомства с ним было всего четыре года, а в год выхода в свет книги исполнилось 12.
РУКОПИСНЫЙ ВАРИАНТ СВОЕЙ СКАЗКИ КЭРРОЛЛ ПОСЛАЛ АЛИСЕ С ЕЕ ФОТОГРАФИЕЙ НА ПОСЛЕДНЕЙ СТРАНИЧКЕ, ПРИПИСАВ: «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОДАРОК ДОРОГОМУ РЕБЕНКУ В ПАМЯТЬ О ЛЕТНЕМ ДНЕ»
К тому же сам Кэрролл вырос в многодетной семье – три брата и семь сестер, так что общение с девочками было для него самым привычным делом. Да и у самой Алисы были три сестры, и сочинять свою сказку он начал именно для них во время лодочной прогулки. История девочкам настолько понравилась, что при каждой новой встрече они требовали продолжения, а Алиса попросила Кэрролла записать ее на бумаге, да так, чтобы «там было побольше глупостей!». Вот и послал Кэрролл ей первый, еще рукописный, вариант своей сказки в тетрадке в кожаном переплете, с ее фотографией на последней страничке, приписав: «Рождественский подарок дорогому ребенку в память о летнем дне».
Культурный обмен
Помимо «Алисы в Стране чудес», «Алисы в Зазеркалье» и «Охоты на Снарка», перу Кэрролла принадлежит книга, которая должна быть особо интересна россиянам, – «Дневник путешествия в Россию 1867 года». Она не предназначалась для печати и была издана уже после смерти автора. В «Дневнике…» рассказывается о единственной зарубежной поездке Кэрролла, которую он совершил в рамках своеобразного обмена опытом между англиканской и православной церквями. Дневник любопытен тем, что гражданин самой в ту пору преуспевающей и демократической страны в мире приезжает в империю, едва упразднившую крепостное право. Впечатления автора о русских городах и людях поданы предельно корректно и доброжелательно, несмотря на всю разницу между двумя цивилизациями.
«АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС» ВОШЛА В СПИСОК 12 «САМЫХ АНГЛИЙСКИХ» ЯВЛЕНИЙ И ПРЕДМЕТОВ, ГДЕ ОНА СОСЕДСТВУЕТ СО СТОУНХЕНДЖЕМ, ЧАШКОЙ ЧАЯ И ДВУХЭТАЖНЫМ ЛОНДОНСКИМ АВТОБУСОМ
Кроме Петербурга и Москвы, Кэрролл побывал на знаменитой ярмарке в Нижнем Новгороде, а также в Троице-Сергиевой лавре. Понятно, что по русскому обычаю иностранным гостям показывали парадный фасад империи, а потому Москва, например, представлена у Кэрролла так: «Мы уделили пять или шесть часов прогулке по этому чудесному городу, городу белых и зеленых крыш, конических башен, которые вырастают друг из друга словно сложенный телескоп; выпуклых золоченых куполов, в которых отражаются, как в зеркале, искаженные картинки города; церквей, похожих снаружи на гроздья разноцветных кактусов (некоторые отростки увенчаны зелеными колючими бутонами, другие – голубыми, третьи – красными и белыми), которые внутри полностью увешаны иконами и лампадами и до самой крыши украшены рядами подсвеченных картин; и, наконец, город мостовой, которая напоминает перепаханное поле». Довелось англичанам увидеть и изнанку русской жизни, в гостинице Нижнего Новгорода: «Поистине разбойничье место, хотя, без сомнения, лучшее в городе. Еда была очень хорошей, а все остальное – очень плохим…»
Жизнь после смерти
Символично, что жизнь Кэрролла ровно уложилась в викторианскую эпоху, которую прославили кроме него еще и Дарвин, Диккенс, Фарадей и другие великие английские чудаки. Писатель умер от пневмонии 14 января 1898 года в Гилфорде, графство Суррей, где и похоронен вместе с братом и сестрой. Его сказки переводятся и издаются по всему миру миллионными тиражами, а «Алиса в Стране чудес» вошла в список 12 «самых английских» явлений и предметов. В этом рейтинге, составленном Министерством культуры, спорта и СМИ Великобритании, книга Кэрролла соседствует со Стоунхенджем, чашкой чая и двухэтажным лондонским автобусом.
Алиса Лидделл пережила Кэрролла на 36 лет. Она вышла замуж за его ученика, родила троих сыновей, двое из которых погибли в Первой мировой. После смерти мужа, чтобы расплатиться с долгами, она продала ту самую тетрадь в кожаном переплете. Умерла в возрасте 82 лет. «Могила миссис Реджинальд Харгривс, Алисы из „Алисы в Стране чудес“ Льюиса Кэрролла» – выбито на ее могильном камне.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.
Добавить комментарий