В наши дни старинное искусство мозаики переживает возрождение благодаря новым технологиям и материалам. Этим активно пользуются современные художники и дизайнеры интерьеров.
Жанр мозаики родился в эпоху античности, пережил расцвет в Византийской империи и был воскрешен в XIX веке в эпоху историзма. Но и в ХХ веке его не забывали, причем активно экспериментируя. Так, испанские архитекторы, особенно Антонио Гауди, ввели в моду технику «трекандис» – с использованием обломков керамической плитки и посуды, что сделало мозаику намного более дешевой.
Из крупных художников фанатом этой техники был Фернан Леже (к слову, в 2018 году мозаика по его рисунку «Лекция» была выставлена на Sotheby's с эстимейтом в £300-500 тыс. и продана за неназванную сумму). Архитекторы брутализма активно использовали мозаики из «грубых» материалов для создания ярких и запоминающихся украшений своих фасадов. Отдельный шедевр – могила Рудольфа Нуреева в Париже, созданная художником-декоратором Эдзио Фриджерио: надгробие «покрыто» ярким восточным ковром, который сделан из золотой и красной смальты в мастерской Akomena Spacio Mosaico.
В текущем столетии мозаика используется довольно разнообразно. Например, уличный художник Space Invader с ее помощью «вторгается» в городскую застройку, создавая изображения-цитаты из знаменитых видеоигр. А художник Джим Бахор украшает тротуары Чикаго, превращая выбоины в красочные мозаики. Большой известностью пользуется Джейсон Дюссо, делающий мозаичные портреты супергероев. Среди других современных авторов, работающих в этой сложной технике – Йоко Оно, Дикси Френд Гей, Эллен Дрисколл, Кэтрин Харвей.
Но главной функцией мозаики остается та же, что и на протяжении веков – украшение жилища и общественных пространств. Помимо отделки бассейнов, где она напрашивается сама собой из-за долговечности и влагостойкости, мозаика используется, в частности, в холлах отелей и парадных залах различных публичных учреждений. Среди ярких примеров мозаики в современном жилом доме журнал Architectural Digest называет интерьер 2010-х годов, созданный архитектурным бюро Peter Pennoyer Architects в частном поместье в Огайо: гостей встречает пламенно-красная мозаичная прихожая в духе ар-деко.
Отсылка к крупным историческим стилям – важный параметр: например, 2000-е годы журнал проиллюстрировал таун-хаусом в Нью-Йорке, над которым работали архитектор Алан Ванценберг и дизайнер интерьеров Владимир Фабриков, придумавшие для тягучие напольные орнаменты в стиле модерн. Способность мозаики мгновенно вызывать исторические ассоциации бесценна, когда речь идет о воссоздании старинных зданий с применением новых материалов: так, при реновации Hôtel de Paris Monte-Carlo, который решено было реконструировать в духе бель-эпок, дизайнер Пьер-Ив Рошон создавал полы при участии Friul Mosaic.
Во всех этих случаях мозаики могут либо целиком покрывать поверхность, как ковер или обои, либо же выполняться как отдельные панно – суперпрочные картины. Как и в античности, это могут быть копии настоящих картин, например, в парижском шоу-руме Dolce & Gabbana в 2020 году украсили мозаичными репродукциями парадных портретов Наполеона и Жозефины.
Мозаика на полу обязана быть идеально ровной, а вот на стене может быть более рельефной и поэтому намного более разнообразной по фактуре и материалу. Она одновременно кажется и атрибутом роскоши, и признаком надежности, вечности. При этом благодаря развитию химии мозаика теперь отнюдь не на вес золота. Современные технологии также намного упростили создание мозаик. Скажем, теперь художник не должен ломать голову, «раскладывая» эскиз на отдельные квадратики: компьютер делает это за секунду. Можно роботизировать и сборку мозаики из отдельных кусочков, и это будет в десять раз быстрее. Однако настоящие мастера предпочитают собирать эти гигантские пазлы по старинке — чтобы ощущалась душа.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО: bisazza.com; studioamainardi.com; Sotheby's; istockphoto; pinterest.com; katharineharvey.com.
О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.
Добавить комментарий