Начнем с того, что в азиатской культуре отношение к грызунам намного лучше, чем в европейской. Крыса – одно из 12 животных китайского зодиака, то есть одно из священных животных в принципе. Благодаря своему интеллекту крыса является символом хитрости и осторожности. Она воплощает в себе жизненную силу, умение выживать, а также фертильность, ведь приплод у нее огромный и частый. Увидеть крысу во сне для крестьянина значило «к урожаю». Кстати, именно крыса, согласно китайской мифологии, научила человечество культивировать рис. Поэтому неудивительно, что изображения крыс и мышей встречаются во множестве восточных произведений искусства.
Крысу можно найти, скажем, на фонтане из сада Юаньминъюань. До 1860 года одно из важнейших сокровищ китайского искусства украшали 12 бронзовых фигур зодиакальных животных. Они исчезли во время Второй опиумной войны, когда европейцы разгромили Пекин и разграбили императорский дворец.
В конце ХХ века фрагменты фонтана начали всплывать на аукционах, и китайское государство открыло охоту за национальным достоянием, что привело к удивительным происшествиям. Так, в 2009 году, при распродаже коллекции покойного Ива Сен-Лорана оказалось, что в нее входят головы крысы и кролика с того самого легендарного фонтана. Китай попытался запретить продажу раритета, но Christie’s от них отмахнулись. В итоге животные ушли за рекордные $18 млн каждое – неплохая цена для бронзы XVIII века! Но сделка, по сути, не состоялась – покупатель был подставным, от китайского правительства, и отказался платить.
Вдобавок Китай заявил, что в дальнейшем Christie’s работать на его территории будет затруднительно… Спустя несколько лет владелец аукционного дома Франсуа Пино торжественно и совершенно бесплатно вернул крысу и кролика на их историческую родину.
Крыса – первый знак Зодиака, и поэтому она покровительствует началу любых важных дел. Кроме того, считается спутницей удачи, богатства и процветания
Как и другие зодиакальные животные, крысы и мыши весьма популярны в мелкой пластике, в особенности в японских нэцкэ. Таких фигурок с изображением крысы-недзуми сохранилось много. Дело в том, что Крыса – первый знак зодиака, и по этой причине она покровительствовала началу любых важных дел. Кроме того, грызун был спутником бога удачи, богатства и процветания по имени Дайкокутэн и, значит, тоже мог приманить все эти полезные свойства. А в индуизме крыса – ездовое животное бога мудрости Ганеши и тоже несет в себе исключительно позитив.
Неизвестно, видели ли мастера фирмы «Фаберже» азиатские фигурки из полудрагоценных камней или кости, однако в начале ХХ века наши ювелиры тоже начали в изобилии вырезать мышей и крыс, добавив к ним важную мелочь – глаза из ограненных драгоценных камней. Подобные игрушечки есть даже в коллекции английской королевы. Они знаменуют собой триумфальный приход грызунов в европейское искусство. Дело в том, что примерно до конца XIX века крысы и мыши для европейца обозначали безусловное зло, – вспомните хотя бы Гамельнского крысолова или Мышиного короля из «Щелкунчика». Слишком глубоко в подсознании общества укоренился страх перед животными, «ответственными» за эпидемии чумы. Ассоциируясь со смертью и разложением, они, наряду с песочными часами, стали еще и символом неумолимого бега времени – неслучайно в полных аллегоричности голландских натюрмортах XVII века рядом с увядшими листьями и подгнивающими фруктами нередко можно заметить пробегающего мышонка.
По мере улучшения здравоохранения и гигиены страх перед мелкими грызунами стирался. В викторианской книжной иллюстрации – например, у Беатрикс Поттер – чистые мышки щеголяют в хорошеньких костюмчиках и шляпках. Со временем любование «серой» милотой будет прогрессировать. Так мы получим Микки Мауса с семейством, Стюарта Литтла, мышонка из «Рататуя» и огромное количество игрушечных мышей и крыс в детских магазинах. Любопытно, что в советской мультипликации к ним все-таки сохранится настороженное отношение: вспоминаются крыса Лариска, принадлежавшая старухе Шапокляк, мыши – враги кота Леопольда и «Сказка о глупом мышонке».
Со временем любование «серой» милотой прогрессировало. Так мы получили Микки Мауса с семейством, Стюарта Литтла, мышонка из «Рататуя» и массу игрушечных мышат
Еще один вариант изображения грызунов, популярный во все века, как в Азии, так и в Европе, – их взаимодействие с кошками. Причем наша традиция весьма древняя – она ведет свою историю от иллюстрирования древнегреческих басен Эзопа, которые после пересказывали и Лафонтен, и Крылов. Сценки охоты бывали весьма забавными.
Например, где-то кошка притворяется мертвой, чтобы заманить добычу, – этот мотив потом попадет и в русский лубок «Как мыши кота хоронили» (говорят, под видом кота высмеян «антихрист» Петр I), и в мультфильм про Тома и Джерри. А иногда мышек использовали для создания жанровых картинок: например, визжащая девица вскочила на табуретку и подбирает свои юбки, демонстрируя изящные щиколотки. Мышь, как вы понимаете, тут не главное.
К концу ХХ века можно наблюдать уже некоторую усталость от «милых» грызунов в искусстве. Энди Уорхол высмеивает Микки Мауса как одного из поп-символов. То же потом сделают Комар & Меламид и другие мастера соцарта. А уже в нашем столетии Бэнкси создаст целую серию, посвященную крысам.
Он к ним неравнодушен. Во-первых, потому что слово rat («крыса») – это анаграмма слова art («искусство»). Во-вторых, он использует крысу как аллегорию человеческой расы. Наконец, как Бэнкси признавался сам, он тоже порой ощущает себя крысой, ведь анонимному художнику приходится скрываться в городских закоулках и создавать свои работы в темноте.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий