Опасная гонка Vendée Globe, или Женщины в океане

Кругосветная регата яхтсменов-одиночников Vendée Globe – одно из самых трудных спортивных состязаний, которое в принципе возможно на нашей планете. На этот раз среди участников впервые оказалось столько женщин. О том, какие испытания выпали на долю шестерых смелых, – рассказ MY WAY.
ФОТО: VENDEEGLOBE.ORG

Миранда Меррон. ФОТО: VENDEEGLOBE.ORG

В нынешнее время тотальных карантинов, когда почти все яхтенные события были отменены, гонка Vendée Globe 2020–21 стала исключением – уж с чем-чем, а с социальной дистанцией в ней проблем нет. 8 ноября из французского порта Ле-Сабль-д’Олон стартовало 33 участника, и шесть из них – женщины. И хотя все они опытные яхтсменки, для участия в столь опасном приключении нужна, очевидно, какая-то особая мотивация. Все три месяца, пока участники проходят 24 тыс. морских миль (около 44 тыс. км), это экстремальный тест на индивидуальную выносливость: гонка безостановочная, пользоваться чьей-либо помощью правила запрещают. Береговая команда дает по интернету лишь метеосводки и добрые советы, а с любыми поломками и травмами шкипер обязан справляться самостоятельно. Случись посреди океана крушение, а такое не раз бывало – выручить смогут только коллеги-соперники, ведь спасатели не во всякую точку земного шара так сразу и доберутся.

Добавим пару слов про яхты. Это высокотехнологичные гоночные болиды класса IMOCA 60 длиной 18,28 м, напичканные электроникой и напрочь лишенные даже намека на комфорт: внутри почти все место занято парусами и припасами (еда сублимированная, вода из опреснителя). На этой гонке 18 из 33 яхт оснащены подводными крыльями (фойлами), которые на острых курсах позволяют корпусу подниматься над водой, снижая тем самым сопротивление воды и фантастически увеличивая скорость – до 30 узлов! Контролировать движение судна помогает авторулевой, однако полноценно отдохнуть шансов нет, ведь карбоновый корпус сам по себе очень шумный, грохот от волн внутри стоит круглосуточно. Перед стартом со спортсменами даже работают сомнологи, обучая их спать по 20 минут каждые три часа. Словом, от участников требуется и надежное знание матчасти, и умение справляться с техническими проблемами, и главное – недюжинная физическая и психическая устойчивость.

И еще. С тех пор, как Эллен Макартур заняла в 2001 году второе место, женщины на пьедестал почета Vendée Globe не поднимались. На момент сдачи номера победители были уже известны, но не все участники еще финишировали.

Миранда Меррон

Великобритания, 53 года

«ТРИ МЕСЯЦА БЕЗ ИНТЕРНЕТА, ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ И ПОСТОЯННЫХ НОВОСТЕЙ О COVID – ЭТО ЖЕ ЗДОРОВО! В ТВОЕЙ ЖИЗНИ ПРИСУТСТВУЮТ ТОЛЬКО ЛОДКА, МОРЕ И НЕБО»

Когда ей было девять лет, она вместе с отцом пересекла на яхте Атлантику. Потом море надолго ушло на второй план, все ее время занимали учеба в Кембриджском университете и последующая успешная карьера в рекламном бизнесе в Токио, Сиднее и Париже. Но в 40 лет Миранда Меррон решила все бросить и вернуться в парусный спорт, стать профессионалом. Она отлично проявила себя в офшорных гонках, таких как знаменитые Rolex Fastnet Race и Route du Rhum; в числе ее достижений есть и абсолютный мировой рекорд в женском экипаже на регате Round Britain and Ireland, она была штурманом (рекорд улучшили сразу на 16 часов). Внушительный послужной список позволил найти крупного спонсора Campagne De France, в честь которого названа лодка Миранды – ярко-зеленая IMOCA с розовыми цветочками на парусах. Она была построена в 2006 году, четырежды обошла вокруг Земли, в 2014-м получила удар молнии и прошла глубокую модернизацию. Но даже на идеальном судне мелкие поломки в длительном плавании – дело обыденное: в Vendée Globe 2020–21 у яхтсменки выходил из строя автопилот, отказывала бортовая электроника, отключалось электричество, ломался гидрогенератор, куски пластика наматывались на киль. Все это Миранда чинила в открытом море, и в ее ежедневных отчетах никогда не было ни одной жалобы. Вот, например, что она говорила, пересекая в ноябре экватор: «Впервые я прошла экватор под парусом 22 года назад, когда мы женской командой на тримаране Royal SunAlliance участвовали в кругосветке на Приз Жюля Верна, шкипером была Трейси Эдвардс, в экипаже с нами тогда была и Сэм Дэвис (их яхта потеряла мачту и вышла из гонки. – Прим. ред.). Сейчас я пересекаю экватор девятый раз. Накануне был хороший шквал, который напомнил мне, кто здесь хозяин». Такова Миранда. Коллеги называют ее «романтическим моряком, решительным гонщиком».

Кларисса Кремер

Франция, 31 год

ФОТО: LEGION-MEDIA

«КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО, Я НАПОМИНАЮ СЕБЕ: КАК ЖЕ МНЕ ПОВЕЗЛО ЗАНИМАТЬСЯ ТАКИМ КРАСИВЫМ И ЗАХВАТЫВАЮЩИМ ВИДОМ СПОРТА!»

Первой из женщин финишировала на этой гонке. Становиться профессиональной яхтсменкой она вообще не планировала. Все было как у всех: престижный вуз, карьера – и только иногда Кларисса удивляла друзей дерзкими мечтами типа «а не облететь ли земной шар на маленьком спортивном самолетике?». Яхтинг был в числе хобби на летних каникулах, но постепенно как-то сам собой перерос в страсть. Да такую, что рафинированная парижанка переехала из столицы в Бретань, чтобы стать моряком. Первым серьезным вызовом стала Mini-Transat 2017 – регата одиночников на 6,5-метровых парусниках класса мини. Дебютантка пришла второй! Дальше было участие вместе с легендарным гонщиком Армелем Ле Клеашем в Transat Jacques Vabre в экипаже-двойке на яхте Transat 6.50. Армель и сейчас ее наставник. В кругосветку Vendée Globe 2020–21 Кремер отправилась на лодке Banque Populaire Х предыдущего поколения, без фойлов (2011 года постройки).

На протяжении всего маршрута на лидирующие позиции не поднималась, но двигалась стабильно, занимая во флоте примерно 12–15-е места. Впереди нее шли две яхтсменки, однако они выбыли из-за поломок: Саманта Дэвис налетела в океане на полузатопленный объект, Изабель Йошке повредила киль. Самыми трудными, по признанию Клариссы, оказались последние мили перед финишем. Бискайский залив встретил ветром 25 узлов и пятиметровыми волнами, к тому же навигация в этих водах очень интенсивная, а организм за два предыдущих месяца и так измучен усталостью и недосыпом. Столкнуться с каким-нибудь кораблем и вылететь из гонки на пороге дома было бы очень обидно, так что для финального рывка пришлось мобилизоваться по максимуму.

В общем зачете Кларисса пришла двенадцатой, но побила мировой рекорд среди женщин, державшийся 20 лет (94 дня 4 часа 25 минут), – в одиночку обошла вокруг света за 87 дней 2 часа 24 минуты 25 секунд.

Алексия Барьер

Франция, 40 лет

ФОТО: VENDEEGLOBE.ORG

«МНЕ КАЖЕТСЯ, ЭТО САМОЕ СЛОЖНОЕ ИСПЫТАНИЕ ИЗ ВСЕХ ВИДОВ СПОРТА, ПОТОМУ ЧТО ЗДЕСЬ МОЖНО ПОЛОЖИТЬСЯ ТОЛЬКО НА СЕБЯ, НЕТ НИКАКОЙ ПОДДЕРЖКИ СО СТОРОНЫ»

Родители начали брать ее с собой на яхту уже в трехлетнем возрасте. Потом в детстве и юности она пробовала себя во многих видах спорта: баскетболе, легкой атлетике, конном спорте. Парус в итоге победил – Алексия стала профессиональной яхтсменкой. Сейчас у нее за плечами 17 гонок через Атлантику, в том числе несколько одиночных, а общий «пробег» перевалил за 120 тыс. морских миль. Она вспоминает, как в 1989 году смотрела по телевизору самый первый старт регаты Vendée Globe и думала: «Однажды настанет мой черед проплыть вокруг земного шара на одноместной яхте». Что ж, мечта сбылась.

Но кроме соревновательной цели амбициозная спортсменка поставила себе другую важную задачу. В 2009 году она основала некоммерческое общество 4myplanet, которое вносит вклад в спасение океана посредством добровольного экомониторинга. С тех пор в каждое свое плавание Алексия берет научное оборудование для сбора данных о состоянии воды, планктона, фауны и т.д., она уже собрала более 1 млн единиц таких данных. Ее лодка TSE – 4myPlanet, построенная в 1998 году, – самая старая в классе IMOCA, без фойлов; другие шкиперы пять раз прошли на ней VG и совершили шесть кругосветок.

Саманта Дэвис

Великобритания, 46 лет

ФОТО: VENDEEGLOBE.ORG

«ШЕСТЬ ШКИПЕРОВ-ЖЕНЩИН НА VENDÉE GLOBE 2020–21 – ПОКАЗАТЕЛЬ ТОГО, ЧТО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАРУСНЫЙ СПОРТ ДВИЖЕТСЯ К ГЕНДЕРНОМУ РАВЕНСТВУ»

Она из тех, кого уже при жизни начали называть человеком-легендой. Длиннейший список пройденных ею регат даже не будем пытаться воспроизвести, вспомним только Volvo Ocean Race 2014–15, где Саманта Дэвис была капитаном стопроцентно женской команды SCA. Эта Vendée Globe для нее уже четвертая. Примечательно, что предыдущую VG она пропустила, чтобы вокруг света смог отправиться ее муж Ромен Аттанасио, а Сэм в это время сидела дома с малолетним сыном Рубеном. Теперь родители-яхтсмены сочли, что он подрос достаточно, – и ушли в кругосветку вдвоем. На разных лодках, разумеется, но это первый случай участия в гонке семейной пары. Сэм активно занимается благотворительностью, помогает собирать средства на кардиологические операции для детей (на парусе ее яхты Initiatives-Coeur изображено сердечко) – за каждый лайк, комментарий, перепост в ее аккаунтах в соцсетях спонсоры жертвуют 1 евро в фонд Mécénat Chirurgie Cardiaque. Таким образом спасено уже 60 ребятишек с болезнями сердца.

… Она была в лидирующей группе, когда столкнулась с неопознанным плавающим объектом в Южном океане. Сильно поврежденный парусник стал набирать воду, нон-стопом работали помпы, а яхтсменка еле двигалась из-за полученных травм. С трудом она добралась до Кейптауна и, казалось, гонка на этом должна закончиться. Но как только лодку отремонтировали, Дэвис снова вышла в море. Ведь спонсоры по-прежнему продолжали перечислять деньги по формуле «1 клик = 1 евро». Ради сбора этих пожертвований отважная Саманта решила завершить дистанцию вне зачета и все-таки дойти до финиша.

Изабель Йошке

Германия, 43 года

ФОТО: VENDEEGLOBE.ORG

«ДЕВУШКИ ЧАСТО ДУМАЮТ, ЧТО ИМ НЕ МЕСТО НА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ОКЕАНСКИХ ГОНКАХ. ЭТО НЕ ТАК. НЕСМОТРЯ НА ФИЗИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ЖЕНЩИНЫ ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ ЗДЕСЬ НИЧУТЬ НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ МУЖЧИНЫ»

Француженка с немецкими корнями Изабель Йошке жила морем с раннего детства – с пяти лет гонялась крошечных парусниках «Оптимист». Первую свою яхту купила в 27 лет, приняла участие в гонке Mini Transat через Атлантику, а к 40 годам освоила уже несколько гоночных классов и наработала солидный опыт в офшорных гонках. Активно пропагандирует гендерное равенство среди яхтсменов.

Ее яхта MACSF – один из первых прототипов, спроектированных знаменитым бюро Verdier-VPLP в 2007 году, с другими шкиперами она участвовала в VG 2008 и 2016 годов, а к нынешней Vendée Globe корпус оснастили фойлами. У Изабель были очень высокие шансы, однако после прохождения самой, пожалуй, сложной точки маршрута – мыса Горн – лодка получила повреждения гидравлической системы киля. Исправить такую поломку самостоятельно невозможно, поэтому из Южной Атлантики яхтсменка направилась в бразильский порт Салвадор-де-Баия, где за неделю был произведен сложный ремонт. После этого Изабель решила вернуться на дистанцию и пройти ее до конца вне зачета.

Пип Хейр

Великобритания, 46 лет

ФОТО: VENDEEGLOBE.ORG

«ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ ТРЕБУЕТ БЫТЬ ЛУЧШЕЙ ВЕРСИЕЙ СЕБЯ, ПОКАЗАТЬ ВСЕ, НА ЧТО ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН»

Пип (сокращенное от Филиппа) выросла в графстве Англии, не имеющем выхода к морю, и к яхтингу приобщилась только в 16 лет. Став журналистом, яхтсменкой и даже тренером по парусному спорту, она продолжала мечтать о кругосветке и осваивать одиночное плавание начала после 35. Пип решилась на значительный риск, используя только собственные накопления, чтобы купить лодку и запустить кампанию своего участия в Vendée Globe: на регату 2020–21 годов она зарегистрировалась с микроскопическим бюджетом, в ее береговой команде – только друзья и волонтеры, платных сотрудников нет. Незадолго до старта спонсорскую поддержку оказала американская компания, на чьи средства приобрели новые паруса и модернизировали лодку – не новую, 1999 года постройки, четырежды обошедшую вокруг света. Яхте Mеdallia добавили фойлы, и Пип небезосновательно надеялась побить женский кругосветный рекорд. Однако в Южном океане случилась серьезная авария – треснуло левое перо руля, без которого судно теряет управление на левом крене. Трудно поверить, но яхтсменка самостоятельно произвела замену среди бушующих волн, при 17-узловом ветре и низкой температуре. «У меня кровь на пальцах, синяки на ногах, болят мышцы, о которых я даже не знала. Но да! Новый руль в игре, и Medallia снова в гонке», – таким был ее отчет.

О новостях мирового яхтинга читайте в MY WAY.

Текст: Виктория Струц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Savoy: «горю, но не сгораю»

Старинные интерьеры, шик которых умело подчеркнули современные дизайнеры, русско-французская ку...

ПОДРОБНЕЕ

World Gourmet Festival пройдет в Бангкоке

Ежегодный гастрономический фестиваль с 24 по 29 сентября соберет лучших шеф-поваров и барменов ...

ПОДРОБНЕЕ