Хотим мы этого или нет, но история переписывается у нас на глазах – и речь прежде всего про Америку. Наглядный пример – оскаровские номинации. Еще никогда в финальных списках не было столько «черных» тем и актеров, режиссеров, героев из числа афроамериканцев. Возможно, это справедливо для них, но не слишком понятно для нас, поэтому значительная доля фильмов с оскаровским потенциалом не была куплена для показа в наших кинотеатрах.
Из восьми картин, представленных в номинации «Лучший фильм года», мы видели только половину. Это «Земля кочевников», «Девушка, подающая надежды», «Минари» и «Отец». «Девушка…» кажется самым слабым звеном из всех: это история пухлогубой блондинки, которая так и не смогла пережить насилия, учиненного над ее подругой 15 лет назад в студенческом кампусе. Сюжет трагичен, а вот способ изложения – вовсе нет. По жанру «Девушка…» – яркий и злой фарс, в котором хорошая актриса Кэри Маллиган убедительно клеит парней в барах, размазывает дешевую губную помаду по лицу и в конце концов сгорает в огне собственных страстей.
«Земля кочевников», на которую изначально делали ставку все критики, напротив, снята с ледяной серьезностью. Это история стареющей женщины, которая сознательно отказывается от оседлого образа жизни и кочует по стране в разваливающемся фургоне, перебиваясь, чем послал Бог и сезонные работодатели.
Как социальное высказывание фильм, безусловно, важен (мол, есть и такие американцы, и их голос тоже имеет значение). Но как художественное произведение «Земля кочевников» страдает от длиннот и монотонности – героиня Фрэнсис Макдорманд под смену времен года собирает гамбургеры, смотрит на небо, страдает от диареи, снова смотрит на небо…
Режиссер «Земли…», китаянка Хлоя Джао, явно черпала вдохновение в знаменитом фильме Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Не избежать сравнения с этим фильмом и картине «Минари», тем более что режиссер Ли Айзек Чун, даром что родился в США, – кореец по крови. Но если «Земля кочевников» – о нежелании «вить гнездо», то в «Минари» все ровно наоборот. Это история корейской семьи, которая пытается представить Америку своей новой родиной: отец покупает ферму, кормит детей кукурузными хлопьями и отправляет их в деревенскую школу, где веснушчатые сыновья ковбоев показывают маленьким корейцам, кто тут главный.
Что касается «Отца», то это действительно замечательное кино с прекрасным сюжетом – сэр Энтони Хопкинс играет патриарха с нарастающей деменцией. Болезнь и потеря человеческого сознания показаны, что интересно, от первого лица: мы видим, как буквально исчезают картины на стенах его квартиры, как одно лицо подменяет другое. Дочь главного героя играет потрясающая Оливия Колман (номинация «Лучшая женская роль второго плана»), и ей приходится перевоплощаться по ходу фильма несколько раз, представая то злодейкой, то ангелом, то Гонерильей, то Корделией – в зависимости от того, что подкидывает измененное сознание ее отца, короля Лира нашего времени (в свое время Энтони Хопкинс играл его и на сцене).
Теперь, собственно, о повестке. Сразу два фильма из основных номинаций посвящены одному, по сути, событию – расправе над леворадикальной организацией «Черные пантеры» в 1968 году. Но если «Суд над чикагской семеркой» (режиссер и автор сценария – Аарон Соркин) – классическая разговорная судебная драма, то «Иуда и черный мессия» – настоящий детектив. Если вы любите хлесткие диалоги и готовы сидеть в напряжении два часа, вам, определенно, понравится «Суд». Ну а «Иуда…» – фильм для всех, главный спойлер которого раскрыт уже в названии. Да, все именно как в Библии (с поправкой на то, кого конкретно авторы считают дьяволом): ФБР вербует мелкого вора и мошенника, внедряет его в организацию «Черные пантеры» и с его же помощью убивает «мессию», 20-летнего лидера афроамериканцев, марксиста-пацифиста Фреда Хэмптона. За скобками (но в финальных титрах) остается то, что «иуда», как и его библейский прототип, не смог вынести своего предательства и свел счеты с жизнью через пару десятилетий. Параллели с «новым американским святым» Джорджем Флойдом очевидны, хотя масштаб личности иной – Фред Хэмптон, безусловно, тот герой, про которого нужно знать.
Два фильма из основных номинаций посвящены одному событию – расправе над леворадикальной организацией «Черные пантеры»
В оскаровском списке этого года таких национальных героев, впрочем, вполне достаточно. Это, например, певицы Ма Рейни и Билли Холидей. Про первую сняли фильм «Ма Рейни: мать блюза» – номинацию получила не только исполнительница главной роли Виола Дэвис, но и актер Чедвик Боузман, сыгравший трубача. Это и неудивительно – для Чедвика, который стал знаменит после фильма «Черная пантера» (не про радикальную организацию, а по комиксам Marvel), эта роль стала последней. Скорее всего, он и получит награду, а зал будет аплодировать стоя пустующему креслу – просто потому, что «Оскар» был и остается главной шоу-площадкой года.
Картина «Соединенные Штаты против Билли Холидей» попала в список почти исключительно благодаря повестке: яркая и трагичная биография великой афроамериканской певицы показана схематично, скатываясь в банальную мелодраму. Жизнь Билли пунктиром: ранний опыт проституции, неудавшаяся личная жизнь, романы с мужчинами и женщинами, марихуана и героин, полные залы и освистывание приличной «белой» публикой, ну и, разумеется, песня, которая, будь она единственной в ее репертуаре, все равно бы попала в историю, – «Странный фрукт» (Strange Fruit) про линчевание негра. Если бы Билли Холидей сыграла великая актриса, это мог бы быть фильм года, и мы бы смотрели его во всех кинотеатрах страны (как, например, «Жизнь в розовом цвете» об Эдит Пиаф). Но про актрису Андру Дэй можно сказать лишь «талантливая, но не выдающаяся» – впрочем, свою номинацию она все равно, конечно же, получила.
«Манк» – новый черно-белый фильм Дэвида Финчера. И это, слава богу, дань не моде, а, скорее, традиции – действие происходит в эру золотого века Голливуда, когда на цветную пленку особенно и не снимали. Картина представлена во всех основных номинациях, в том числе на лучшую мужскую роль (за статуэтку поборется сыгравший главного героя Гари Олдман). Но это слишком эстетская история – о том, как создавался голливудский шедевр «Гражданин Кейн». Если точнее, история не об Орсоне Уэллсе, который во всех источниках значится как режиссер фильма, а о его малоизвестном соавторе – сценаристе-алкоголике, «паршивой овце в стаде» Хермане Манкевиче. Фильм актуален, кстати, и для нас. Если Америка считывает в нем стильный, но холодный оммаж 1930-м, то мы – параллели с взаимоотношениями творческой интеллигенции и власти в нашей стране.
Ну и напоследок две не основных, но всегда интересных для нас номинации – «Лучший анимационный фильм» и «Лучший фильм на иностранном языке». В первой очевидный победитель – философская пиксаровская «Душа». Что касается второй, в отсутствие наших можно поболеть за датскую драму «Еще по одной». Просто потому, что в ней сошлись замечательный режиссер Томас Винтерберг, гениальный, без шуток, актер Мадс Миккельсен и понятная для всех нас тема – бытовой алкоголизм как сознательный выбор и способ побега от удушливой действительности. И да – благодаря фильму «Еще по одной», показанному в наших кинотеатрах в пандемию, все происходящее вокруг было чуточку легче пережить. Как говорится, на здоровье!
ФОТО: IMDB.COM
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.
Добавить комментарий