Пако Рабан: скованные одно цепью

55 лет назад Пако Рабан придумал свое знаменитое платье-кольчугу. История вышла на новый виток: в последней коллекции Демны Гвасалии для дома Balenciaga и мужчины, и женщины носят рыцарские ботфорты-доспехи. Защищайтесь, господа!
Зендая в образе Орлеанской девы на Met Gala 2018. ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM

Зендая в образе Орлеанской девы на Met Gala 2018. ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM

Эту тенденцию можно связать с пандемией или просто с желанием быть неуязвимыми – от болезней, кризисов, дурных намерений. Может, средневековое облачение рыцарей – это как раз то, что нам нужно, и без костюмов, сшитых из металлических колец и цепочек, в наше суровое время не обойтись?

Dolce & Gabbana F/W 2014/2015. ФОТО: VOGUE.COM

Не стоит путать средневековый стиль с готическим: про кейпы с капюшоном, сумки-мешки и растянутые свитера мы еще обязательно напишем, но кольчуги и латы дело совсем другое. Еще 13 лет назад Джон Гальяно показал кутюрную коллекцию в духе средневековой эстетики: декоративные доспехи, венцы с кольчугой и костюмы, больше похожие на боевые камзолы… Эти изделия были адресованы женщинам, но большую их часть могли одолжить для своего гардероба и мужчины. Вслед за Гальяно отличился дуэт Dolce & Gabbana: в 2014-м он представил свою первую по-настоящему «рыцарскую» коллекцию: свитера-кольчуги, шапки-шлемы с забралами, ботинки, «инкрустированные» шипами, и перчатки как бы для соколиной охоты, от которых не отказался бы и доблестный Айвенго.

Джемма Чан на Met Gala 2019. ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

Наконец, четыре года назад дизайнер дома Balmain Оливье Рустен создал наряды из струящегося материала ламе (парча с вкраплениями металлических нитей), напоминающего жидкое серебро и бронзу, – их разбавляли платья-кольчуги, сплетенные в технике макраме из золотых колец. За Рустеном последовали и другие кутюрье. К концу 2020-го коллекции стали более брутальными и прямолинейными: Alexander McQueen, Kenzo, Salvatore Ferragamo представили свои варианты современных лат и доспехов, а Андреас Кронталер пошел еще дальше и приспособил в своей серии аксессуаров для Vivienne Westwood мечи, точнее, их мини-версии в виде сережек и почти полноразмерные на поясах. Вишенкой на торте выглядит игра Afterworld: The Age Tomorrow, выпущенная креативным директором дома Balenciaga Демной Гвасалией. Все ее персонажи одеты в новинки коллекции Pre-Fall 2021. Дизайнер предложил и мужчинам, и женщинам выглядеть как Милла Йовович в фильме про Жанну д’Арк и носить средневековые ботфорты… на шпильках. Люди гибнут за металл, как сказал бы Мефистофель.

Paco Rabanne F/W 2020/2021. ФОТО: VOGUE.COM

Все новое – это хорошо забытое старое. Вот и модный тренд сезона – лишь отголосок революции, которую совершил Пако Рабан в 1966-м. Тогда в парижском отеле George V он показал «Двенадцать непригодных для носки платьев из современных материалов». Звездой коллекции было то самое, прославившее дизайнера ультракороткое мини из пластиковых дисков и металлических колец.

«Он не кутюрье, он рабочий по металлу. Я холодею, когда вижу этих женщин в алюминиевых пластинах. Кому могло прийти в голову так запаять бедняжек?»

Главным источником вдохновения для мастера послужило Средневековье, но – переосмысленное: модели выходили на подиум босиком и в платьях на голое тело. «Я хотел создать определенный образ, – скажет Пако о своей коллекции позже, – образ свободной, своенравной женщины, которая ни в коем случае не является чьей-то вещью, она сама распоряжается своими деньгами и знает цену независимости».

Paco Rabanne F/W 2020/2021. ФОТО: VOGUE.COM

Идеи Рабана были восприняты, мягко говоря, неоднозначно. «Иголка с ниткой, похоже, ушли в прошлое, – иронизировал модный критик Chicago Tribune, – Рабан заменил их рабочим столом с плоскогубцами, проволокой, машинами для пробивки отверстий и штампами». «Он не кутюрье, он рабочий по металлу. Я холодею, когда вижу этих женщин в алюминиевых пластинах. Кому могло прийти в голову так запаять бедняжек?» – презрительно бросила в адрес дизайнера Коко Шанель.

Balenciaga F/W 2020/2021. ФОТО: VOGUE.COM

Однако тот факт, что его воинствующая мода пришлась по вкусу обычным женщинам, игнорировать было невозможно. К удивлению самого Рабана, который считал свою коллекцию экспериментальной, к нему посыпались заказы из крупных европейских и американских универмагов. «Платье-броня» продавалось по 300 долларов за штуку: в комплекте шли дополнительные диски и проволочные кольца на случай повреждения. Кстати, в 1996-м, к тридцатилетию своей знаменитой коллекции, и незадолго перед тем, как оставить моду, Пако создал DIY версию того самого платья: в магазинах продавались все необходимые комплектующие, 750 пластиковых дисков, 1300 колец из металла и подробная инструкция в духе «сделай сам». Можно было бы поднять архивы и перевыпустить эти наборы прямо сейчас: на тот случай, если снова нечем будет заняться на самоизоляции.

Пако Рабан и его модели. 1966 г. ФОТО: HAMMOCKMAGAZINE.GE

Так или иначе, но в середине шестидесятых это платье стало по-настоящему культовым: буквально все it-girls имели свою версию. «Это было просто… бам!» – так описывает эффект, произведенный Рабаном, нынешний креативный директор дома Paco Rabanne Жюльен Доссена. Платье, несомненно, популяризировала Джейн Фонда, появившись в нем в фильме «Барбарелла». Но на нежной романтичной Одри Хепберн («Двое на дороге») оно сидело ничуть не хуже – как и на Джоанне Шимкус в «Искателях приключений», как и на Джейн Биркин, когда она выходила в нем на очередную вечеринку с Сержем Генсбуром, как и на девушках Бонда в оригинальном «Казино «Рояль» (1967). Платье настолько шокировало публику, что даже удостоилось отдельной кинопародии – в фильме «Кто вы, Полли Магу?». А одна из самых ярких звезд 1960-х, певица и актриса, «идеальная парижанка» Франсуаза Арди, которая в те годы считалась законодательницей мод, появилась на Международной выставке алмазов 1968 года в его драгоценной версии – с золотыми пластинами, инкрустированными бриллиантами.

DIY-версия платья-кольчуги. 1996 г. ФОТО: EBAY.COM

Как бы ни язвила Коко Шанель, Рабан поймал настроение времени: девушки готовы были к новым подвигам, к новой свободе (в том числе и сексуальной), но им нужна была защита. В 2006-м Музей Института моды и технологий в Нью-Йорке устроил на эту тему специальную выставку – «Любовь и война: Женщина в доспехах». Как заметила выступавшая на ее открытии директор и главный куратор музея Валери Стил, «кольчуга – это оружие, но также и уязвимость: ведь между звеньями цепей есть пустоты».

Одри Хепберн в фильме «Двое на дороге» (1967). ФОТО: IMDB.COM

Мужчины спохватились довольно поздно: в 1990-е они активно начали возвращать себе кожаные штаны, заклепки и шипы на кожаных куртках и, наконец, растянутые свитера с дырками, больше напоминавшими кольчуги.

«Через пять тысяч лет, – говорит Рабан, – при раскопках в пустыне, которая когда-то звалась Европой, найдут вещи из металла и решат, что это было облачение богов»

Моде на рыцарей помогло и кино: один за другим вышли «Робин Гуд: принц воров», «Храброе сердце», «История рыцарей» (это для мальчиков), «Зена – королева воинов» и «Рыжая Соня» (для девочек). Наконец, кинотрилогия Питера Джексона «Властелин колец» объединила и тех и других: ролевыми моделями стали одновременно и Арагорн, и Эовин, оба – рыцари в сияющих доспехах (интересно, что дизайнером по костюмам в фильмах Джексона выступила Нгила Диксон, та самая, что придумала облачение Зены). А в «Игре престолов», которая повлияла на моду целого десятилетия, были не только Песчаные Змейки с портупеями, брутальная Бриенна Тарт, но и прекрасный Джейме Ланнистер в полном рыцарском облачении.

Джейн Фонда в костюме, созданном Пако Рабаном для фильма «Барбарелла» (1968). ФОТО: IMDB.COM

Мода на доспехи никуда не уходила, она лишь крепла, как и полагается броне. На Met Gala 2018 певица и актриса Зендая появилась в образе Орлеанской девы: в тяжелом корсете, латах и даже со стрижкой «под горшок», соответствующей оригиналу (то-то бы порадовался дизайнер Александр Маккуин, считавший Жанну д’Арк своей музой). А для красной ковровой дорожки в Каннах-2019 Тильда Суинтон выбрала платье кольчугу – как и звезда «Безумно богатых азиатов» Джемма Чан для Met Gala 2019. Разумеется, к нам вернулось и то самое культовое платье Пако Рабана, с которого все и началось. Жюльен Доссена представил коллекцию Paco Rabanne Fall/Winter 2020 Ready-to-Wear в мрачном замке-тюрьме Консьержери, показав геральдические накидки, шапочки-кольчуги с бахромой и… платья, словно сшитые из маленьких металлических звеньев-колец.

Герои «Игры престолов» Бронн (Джером Флинн) и Джейме Ланнистер (Николай Костер-Вальдау). ФОТО: IMDB.COM

«Через пять тысяч лет, – говорит Пако Рабан, которому в феврале исполняется 87, – ученые будут проводить раскопки на территории пустыни, которая когда-то звалась Европой. Они найдут вещи из металла и решат, что это было облачение великих богов». Так что имейте в виду: кольчуга – это пропуск в бессмертие.

Новости из мира моды и стиля – в MY WAY.

Текст: Ольга Маршева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Savoy: «горю, но не сгораю»

Старинные интерьеры, шик которых умело подчеркнули современные дизайнеры, русско-французская ку...

ПОДРОБНЕЕ

Villagio Estate – победитель премии «Поселок года 2024»

Состоялось награждение победителей премии «Поселок года» – одного из самых авторитетных меропри...

ПОДРОБНЕЕ