По Северному морскому пути

Одна пятая всех российских земель находится за Полярным кругом, а само арктическое побережье страны протянулось на 22 600 км. Казалось бы, что толку в этих столь же бескрайних, сколь и безжизненных, никому не нужных пространствах. Но задолго до того, как здесь были обнаружены нефтяные и газовые месторождения, эта стылая земля уже приносила государству огромные прибыли.
ФОТО: LEGION-MEDIA

ФОТО: LEGION-MEDIA

По словам историков, почти три четверти бюджета Руси в XII–XVI веках составляли доходы от продажи собольего меха: в год на Русском Севере добывалось почти 90 тыс. соболей. Расширяя границы собольего промысла, охотники продвигались все дальше на восток, открывая и присоединяя к Русскому государству новые земли. В 1600 году сотня стрельцов и казаков основала по указу Бориса Годунова в устье реки Таз, что впадает в Карское море, знаменитую Мангазею. Первый заполярный город-порт вел настолько успешную торговлю пушниной с иностранными купцами, что Англия в начале XVII века даже намеревалась прибрать его к своим рукам.

Виллем Баренц (1550–1597). ФОТО: LEGION-MEDIA

Когда же соболей научились выращивать на фермах и необходимость охоты на них отпала, Русский Север сделал стране новый подарок: в 60-х годах ХХ века геологи обнаружили в недрах полуострова Ямал огромные запасы природного газа. И вскоре оттуда потянулись магистральные газопроводы, до сих пор питающие топливом и Россию, и Европу, а Ямало-Ненецкий округ превратился за эти годы в один из богатейших регионов страны.

Стоит ли говорить, что без надежного транспортного сообщения человек не смог бы надолго удержаться в этих далеких суровых местах. Так родилась идея Северного морского пути, появление которого предсказал еще в 1763 году в своей статье «О приуготовлении к мореплаванию Сибирским океаном» Михайло Ломоносов: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и Америке».

Северный морской путь. ФОТО: LEGION-MEDIA

Если взглянуть на карту мира внимательнее, станет очевидным невероятный, казалось бы, факт: морской путь из Европы в Азию через Арктику намного короче, чем через Суэцкий канал. К примеру, если идти из Лондона до Шанхая южными морями, то получится 11 865 морских миль, а если северными, то всего 8814. Сегодня этот магистральный маршрут проходит через Белое, Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово моря и завершается в Тихом океане. Большая часть его покрыта льдом десять месяцев в году.

На протяжении веков сменяли тут друг друга первопроходцы: кто сушей, а кто морем преодолевали они рубеж за рубежом. А началось все с того, что переселенцы из городов и княжеств Древней Руси, которых позже назвали поморами, еще в XV веке ходили на лодках промышлять морских котиков к далекому острову Шпицберген.

Архипелаг Шпицберген. ФОТО: LEGION-MEDIA

Первым же, кто попытался достичь Тихого океана Северным морским путем, стал великий голландец Виллем Баренц. Он предпринял три арктические экспедиции и с последней дошел до Новой Земли. Но в 1597 году во время вынужденной зимовки скончался от самой распространенной среди путешественников того времени болезни – цинги. 350 лет спустя в его честь море к западу от архипелага было названо Баренцевым.

Вскоре исследованием своих заполярных владений занялись и российские власти. В 1733 году под руководством двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых была снаряжена и отправлена Великая Северная экспедиция, задачей которой стало описание всего арктического побережья Сибири. Десять лет продолжался этот беспримерный поход, и одним из его достижений стало открытие самой северной точки евразийского материка.

Борис Вилькицкий (1885–1961). ФОТО: ITAR-TASS

По расчетам, она должна была находиться на севере полуострова Таймыр. И вот в декабре 1741 года Харитон Лаптев поставил перед штурманом Семеном Челюскиным и двумя казаками, которые должны были сопровождать его, задачу найти это место. 9 мая 1742 года, передвигаясь на нартах, запряженных собаками, путешественники достигли чаемого мыса и присвоили ему имя Восточный Северный. Увы, открытие не принесло Челюскину прижизненного почета, он умер в полном забвении, и даже могила его неизвестна. Слава пришла к нему лишь посмертно, полтора столетия спустя, когда северная оконечность Евразии получила официальное название – мыс Челюскина.

Любопытно, что именно на Северном морском пути было совершено последнее великое географическое открытие. Сделал его в 1913 году русский исследователь Борис Вилькицкий. Обходя на ледоколах с севера огромное ледяное поле возле Таймыра, путешественники неожиданно обнаружили на стыке Карского моря и моря Лаптевых целый архипелаг, состоящий из четырех крупных и десятка мелких островов. Объявив о его присоединении к российским владениям, Вилькицкий по праву первооткрывателя назвал острова Землей Императора Николая II, однако в 1917 году большевики переименовали их в Северную Землю.

ФОТО: LEGION-MEDIA

Воплотить идею регулярной навигации по Северному морскому пути стало возможно лишь с появлением мощных ледоколов, способных вести за собой караваны других судов. Составить этот экстремальный маршрут было поручено в 1932 году экспедиции советских ученых под руководством Отто Шмидта. Впервые в истории им удалось за одну навигацию пройти от Архангельска до Берингова пролива, после чего в стране было создано Главное управление Северного морского пути под руководством того же Шмидта.

ЛЕГЕНДАРНАЯ АРКТИЧЕСКАЯ ТРАССА ПРОЛЕГАЕТ ЧЕРЕЗ ВЛАДЕНИЯ ГРЕНЛАНДСКИХ КИТОВ И БЕЛУХ, БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ И МОРЖЕЙ, МИМО КОЛОНИЙ СЕВЕРНЫХ ПТИЦ И ЛЕЖБИЩ ТЮЛЕНЕЙ

Впрочем, трудностей хватало и в новую эпоху. Так, в конце 1930-х годов вся страна с замиранием сердца следила за арктической эпопеей, когда сразу три ледокола оказались на несколько зимних месяцев в ледяном плену. Весной два из них удалось освободить и вывести в буквальном смысле на чистую воду, а вот третий ледокол – «Седов» – последовать за ними не сумел, у него был поврежден руль. Тогда правительство страны приняло решение превратить его в дрейфующую полярную станцию. Почти три года команда из 15 человек провела в Северном Ледовитом океане, собирая океанографические, метеорологические, геофизические и биологические сведения. «Седов» вернулся на родину только в январе 1940 года, а вся его команда удостоилась звания героев Советского Союза.

Так благодаря усилиям сотен известных и безвестных первопроходцев и исследователей Северный морской путь превращался в самую активно развивающуюся водную транспортную магистраль в мире. Сегодня он позволяет России не только вести торговлю с другими странами, но и осваивать свои собственные, во многом девственные, баснословно богатые территории.

О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.

Текст: Игорь Зотов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Villagio Estate – победитель премии «Поселок года 2024»

Состоялось награждение победителей премии «Поселок года» – одного из самых авторитетных меропри...

ПОДРОБНЕЕ

World Gourmet Festival пройдет в Бангкоке

Ежегодный гастрономический фестиваль с 24 по 29 сентября соберет лучших шеф-поваров и барменов ...

ПОДРОБНЕЕ