Рэйф Файнс хорошо известен своей любовью к русской культуре. И если в других руках «Белый ворон» вышел бы пропагандистской клюквой, Файнс решил разобраться в феномене Нуреева и рассказать историю артиста максимально честно.
«Когда я приезжаю, чувствую себя у вас как дома», – эти слова Рэйф Файнс произносит на почти чистом русском языке. Неудивительно, что когда он начал снимать свой фильм, на главные роли были приглашены почти исключительно русские. Сам Файнс сыграл учителя Нуреева, Александра Пушкина, его жену – Чулпан Хаматова. Ну а главная роль досталась премьеру Татарского театра оперы и балета Олегу Ивенко.
«Белый ворон» – кино вовсе не о том, «как все плохо было в СССР». В своих работах Рэйф Файнс осознанно избегает политики. Его фильм – скорее, не о внешней эмиграции, а о внутренней, о том, каково это – быть «чужим среди своих», не вписываться в определенный стандарт.
Среди балетных людей таких вот «чужаков» всегда было достаточно. Кроме «белого ворона» Нуреева, который попросил политического убежища прямо в аэропорту Ле Бурже, с тридцатью франками в кармане, вспоминаем еще четверых.
Наталья Макарова (1970)
Рудольф Нуреев «открыл дверцу» на Запад – первой за ним последовала ведущая балерина Кировского театра оперы и балета Наталья Макарова. Как и в случае с Руди, это было импульсивное решение – Макарова не планировала уезжать, казалось, в СССР ее все устраивало. У нее была репутация лояльной к власти балерины: во время гастролей в Лондоне Наталья могла ходить куда угодно и делать то, что ей вздумается. О том, что Макарова никуда не собиралась, говорит и такой факт, что в тот приезд балерина устроила масштабный шопинг, купив родственникам массу дорогих подарков, а себе – машину. Тем не менее в день отлета она попросила политического убежища. Говорят, костюмерша Валечка, узнав об этом, рыдала: «Кто бы мог подумать, что наша Наташка останется! Все думали, это будет Барышников…»
В отличие от Барышникова, чья очередь придет несколькими годами позднее и кому приготовят особый прием, Макаровой придется побороться за свою карьеру на Западе. Труппа лондонского Ковент-Гардена откажется ее принимать (Наталья решит, что это от зависти), и ей придется уехать в Америку, в жадный до чужих талантов American Ballet Theatre. Макарова вновь выступила на сцене Кировского театра только в 1989 году.
Михаил Барышников (1974)
Его эмиграция ни для кого не стала сюрпризом – все были в курсе (Михаил это особенно и не скрывал), что он хочет жить и танцевать в США. Он прекрасно знал себе цену, и ему было недостаточно тех скромных материальных благ, которые мог предложить Советский Союз. «Я все танцую-танцую, а еле-еле на какую-то машину заработал».
Тем не менее внезапное бегство Барышникова во время гастролей Кировского театра в Канаде напоминало сцену из бондианы. Тайная встреча с адвокатом, подписи под бумагами с просьбой о политическом убежище и… тот самый вечер после спектакля, когда все уже было решено.
Балетная звезда номер один в США, Барышников также известен широкой публике как русский бойфренд Керри Брэдшоу из сериала «Секс в большом городе»
После того как опустился занавес, артист с остальной труппой должен был идти на банкет в сопровождении агентов КГБ. Но, выйдя из театра с черного хода, он бросился бежать к совсем другой машине, ждавшей его неподалеку: товарищам с Лубянки не удалось его догнать.
Все надежды Барышникова оправдались: он, действительно, стал в США балетной звездой номер один. Сначала был премьером в American Ballet Theatre, затем основал собственную труппу. Встречался с голливудской звездой Джессикой Лэнг, снимался в кино – играл, в том числе, и загадочного русского бойфренда Керри Брэдшоу в «Сексе в большом городе». В Россию не приезжает принципиально: «У меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».
Валерий Панов (1974)
Настоящая фамилия премьера Кировского театра Валерия Панова – Шульман, но он вынужден был ее скрывать. Как, собственно, и свое происхождение – знаменитый «пятый пункт» в паспорте ограничивал выезды Валерия за границу. В 1972 году он подал прошение об эмиграции в Израиль и сразу же стал «невыездным». Это было только начало: Панова уволили из труппы, потом арестовали за антисоветскую пропаганду.
Несколько месяцев артист, танцевавший в «Лебедином озере», провел в тюрьме и в конце концов объявил голодовку. Об этом узнали на Западе, и различные балетные труппы, от Deutsche Oper Berlin до Royal Ballet of Flanders, стали предлагать ему контракты. Советская власть не хотела лишней шумихи: спустя полтора года Панова все-таки выпустили из страны. Он снова начал танцевать, а в 1998-м основал собственную балетную труппу в израильском городе Ашдоде.
Сын Валерия Панова Андрей стал «первым ленинградским панком». Юноша играл рок музыку, был другом Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова
Отъезд Валерия сказался на его родных: в Ленинграде вместе с женой Лией остался и сын танцовщика, Андрей Панов. Стать «сыном невозвращенца» в те годы было почти то же самое, что и «сыном врага народа» в 1930-е: Андрея вынудили уйти из школы, он поступил в театральный институт, но бросил его, не отучившись и семестра. Юноша стал «первым ленинградским панком», знаменитым Свином, другом Цоя и Гребенщикова – и умер летом 1998-го при загадочных обстоятельствах.
Александр Годунов (1979)
Он был последним из советских балетных звездных невозвращенцев. Когда накануне гастролей в Нью-Йорке его вызвали в КГБ и спросили, есть ли гарантия, что он вернется, Александр честно ответил: «Нет». Тем не менее его выпустили на свой страх и риск.
В Нью-Йорке Годунов встретился с Иосифом Бродским, тот свел танцовщика с адвокатами, договорился о предоставлении политического убежища… Оставалось только уговорить жену. Однако Людмила Власова, прима Большого театра, наотрез отказалась уезжать.
Пресса окрестила эту пару «Ромео и Джульеттой железного занавеса». Три дня советскому самолету с сотней пассажиров на борту не разрешали вылететь – в здании аэропорта Годунов с Бродским пытались уговорить Власову. Но она была непреклонна. И пару месяцев спустя снова вышла на сцену Большого, – а Годунов стал танцевать в American Ballet Theatre под руководством Барышникова. В Россию он вернулся всего один раз, незадолго до смерти, – но это было не столько возвращение, сколько прощание.
Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.
Добавить комментарий