Многогранность и всеохватность этого хобби не сравнится, пожалуй, ни с каким другим. Возрастной и социальный разброс – от малолетних детей до солидных состоятельных мужей, а предмет их интереса – от простенькой игрушки, вырезанной и склеенной из подручных материалов, до высокотехнологичных аппаратов, которые напичканы электроникой и по стоимости порой сравнимы с автомобилем. Это отнюдь не преувеличение: например, самолет Boeing B-50 Superfortress, одна из самых больших в мире радиоуправляемых моделей, которую построил
британец Тони Найхаус, обошелся ему в $13 000. И пусть коллекционеры согласны выложить немалые суммы за приглянувшийся раритет в готовом виде, все же главная страсть и вопрос чести для тех, кто выбирает авиамоделизм, – делать все собственноручно.
Пересчитывать масштаб чертежей и выпиливать все детали, конечно, не придется. Многие годы именно так и было, а соревнования по авиамодельному спорту в стране проводились с начала 1920-х годов. К слову, строительство самолетиков «с нуля» до сих пор поощряется в вузах, связанных с авиапромом, ибо это лучшая практика по профильным специальностям. Ведь создание и запуск модели – не компьютерная игра, где можно нажатием клавиши исправить оплошность, аппарат хотя и мал, но летает по тем же физическим законам, что и большие самолеты, просчет в конструкции планера или ошибки в пилотировании могут привести к крушению. Тогда начинай все заново. Но приобретенный опыт бесценен.
В XXI веке от возможностей, которые предоставляет моделисту технический уровень развития цивилизации, просто голова кружится. Миниатюризация электроники и появление компьютерных чипов, 3D-печать, ультралегкие современные материалы, степень проработки деталей… А главное – любую модель теперь возможно купить в виде готового набора для самостоятельной сборки (простейший радиоуправляемый самолет, способный к высшему пилотажу, стоит порядка $1000 и поставляется с мотором, передатчиком, приемником, сервоприводами и пошаговой инструкцией). Да и тот желающие могут до бесконечности совершенствовать и апгрейдить на свой вкус, создавая по сути кастомные экземпляры. Верхней ценовой планки нет.
В России первые соревнования по авиамодельному спорту состоялись в Москве 2 января 1910 года. На мероприятии присутствовал «отец русской авиации»
То есть это уже далеко не ребяческое развлечение. Точнее, у многих оно эволюционирует в серьезное хобби, для которого нужны время, терпение, владение множеством навыков, ювелирная точность и даже, если хотите, талант: иные модели смело можно назвать произведениями искусства. В масштабе от 1:24 до 1:200 большой прототип воспроизводится вплоть до каждой заклепки на крыле, в кабине можно рассмотреть микроскопические приборы, а если это машина военных лет, то она может выглядеть так, будто только что вернулась с боевого вылета, с пробоинами и подтеками керосина на фюзеляже. И создают такие шедевры не обязательно профессионалы, зарабатывающие этим на жизнь, а вполне зрелые, состоявшиеся в других профессиях люди – просто моделизм стал любимым делом их жизни. Сборка миниатюрного самолета чем-то сродни медитации: здесь надо полностью отрешиться от «внешних» проблем и сконцентрироваться на мелкой моторике. А заодно проштудировать массу материалов по истории авиации, основам авиастроения, инженерии, дизайна. Словом, если лучшим отдыхом считается смена рода деятельности, то это как раз тот случай.
От разновидностей моделизма тоже глаза разбегаются. Две главные ветви – стендовые и летающие – в свою очередь делятся на множество категорий. «Статичные» модели украшают не только столы генеральных директоров авиакомпаний, они востребованы на выставках и в музеях, с ними делают инсталляции и целые диорамы в очень реалистичной манере. «Мобильные» версии бывают радиоуправляемыми, кордовыми (летают по кругу на привязи из тросиков, посредством которых осуществляется управление) и свободнолетающими, причем своя градация есть и по моторам: ДВС, электродвигатель, импеллерный электродвигатель. Для них устраивают спортивные турниры, где оцениваются искусство управления в полетах на скорость, дальность, продолжительность, участники также показывают фигуры высшего пилотажа и даже воздушные бои. Соревнования очень зрелищные, накал эмоций не меньше, чем на реальных авиашоу.
К чему следует быть готовым человеку, решившему войти в этот мир, MY WAY узнал из первых уст – рекомендациями поделился Юрий Богачик, моделист со стажем 52 года и весьма показательной биографией: после успешной карьеры в сфере издательского бизнеса и PR он сделал профессией свое хобби, сейчас преподает в секциях, возглавляет клуб, известен как организатор выставок и судья. Во-первых, авиамоделизм потребует места в доме – отдельного кабинета, а лучше просторной мастерской. Желательно заранее продумать и возможности хранения готовых изделий. Если коллегам, собирающим, скажем, танки или авто, достаточно нескольких шкафов, то для самолетов с их размахом крыльев нужно ощутимое пространство. Во-вторых, чтобы не тратить время на поиски давно известных решений и избежать досадных ошибок, неофиту лучше пройти простейший курс обучения. Это касается и сборки, и навыков пилотирования. В секциях всегда помогут с материалами, инструментами и станочным оборудованием, сориентируют на рынке моделей (он поистине необъятен!), да и само общение с единомышленниками позволит набраться практического опыта. А постигать искусство управления можно и вовсе под руководством асов – членов сборной команды России по авиамодельному спорту, чемпионов Европы и мира, да к тому же на отлично оборудованных площадках (хотя есть случаи – люди строят мини-ВПП прямо у себя на участке). В-третьих, ничто так не способствует прогрессу в мастерстве, как участие в выставках, конкурсах и соревнованиях. Они всегда градуируются по уровням сложности, шанс блеснуть в своей нише дается и начинающим, и маститым искусникам.
Между прочим, азартом и драйвом могут похвастаться не только шоу летающих моделей, но и мероприятия их стендовых собратьев. К примеру, в России проводится интереснейший турнир формата «Собрать за 24 часа»: участники получают стандартные наборы, и за уикенд (соревновательные сутки разбивают на два дня по схеме 12+12) самолет надо склеить и покрасить. А летом стараниями некоммерческого партнерства «М-СТЕНД» уже в восьмой раз откроет двери выставочный проект «Мини-Макс», куда съезжаются со своими лучшими творениями моделисты со всей страны и из-за рубежа, чтобы поучаствовать в конкурсных программах, мастер-классах и ярмарке.
И напоследок еще пара практических советов. Перед путешествием в отдаленные регионы стоит обзавестись специальным противоударным кофром для модели (она поедет в разобранном виде, и если габариты больше дозволенных для ручной клади в самолете, то придется оформлять как хрупкий багаж), а если поездка предстоит на зарубежное мероприятие и ваш экземпляр летающий, то надо ознакомиться с правилами оформления разрешительной документации на ввоз радиоэлектронных средств – под эту категорию попадают радиоуправляемые модели. О финансовом обеспечении участия в чемпионатах каждый моделист, как правило, заботится сам. Федерация авиамодельного спорта России поможет разве что добрым напутствием, спонсорство у нас пока развито слабо. Взнос за участие в международных соревнованиях варьируется от $300 до $700 в зависимости от класса турнира.
О самых интересных видах спорта читайте в MY WAY.
Добавить комментарий