Речной вокзал: «Порт пяти морей»
Здание Северного речного вокзала – один из первых реализованных проектов сталинской Москвы. Комплекс спроектирован архитекторами Алексеем Рухлядевым и Владимиром Кринским и построен в 1932–1937 годах. Его возведение было частью масштабного проекта по «обводнению» столицы: в 1930-е Москва испытывала дефицит воды, который препятствовал нормальному развитию города. Чтобы его преодолеть, был утвержден проект строительства 128-километрового канала Москва – Волга (в 1947 году он был переименован в Канал имени Москвы). По замыслу разработчиков он должен был пустить в город волжские воды. После утверждения генерального плана развития Москвы 1935 года в столице началось сооружение набережных, причалов, новых каменных мостов и прочих объектов речной инфраструктуры.
Центральным объектом – не по расположению, но по значимости – стал Северный речной вокзал (тогда он назывался Химкинским), который возвели на сухом грунте, до заполнения водохранилища. Проект комплекса, как и многие знаковые сооружения того времени, находился в ведении НКВД. На строительстве работали заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря (Дмитлага). Именно поэтому все документы, связанные с этим объектом, на протяжении многих лет оставались засекреченными. Среди них – чертежи и проектная документация, без которых сегодня было бы невозможно осуществить полноценную реставрацию памятника. Монументальное здание вокзала стало одним из первых образцов зарождавшегося тогда нового «большого стиля» – сталинского ампира, который получил здесь особенно яркое воплощение. Архитекторы соединили приемы итальянских мастеров Возрождения (например, открытые трехъярусные аркады) с элементами готической архитектуры (шпиль, массивные колонны) и национальными мотивами.
23 теплохода за сутки – такова станет пропускная способность обновленного Речного вокзала – крупного транспортного комплекса столицы
Сооружение в форме корабля с высокой мачтой служило торжественным въездом в столицу с воды и олицетворяло идею Москвы как «порта пяти морей» – отсюда можно было добраться до Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. (Неслучайно боковые террасы вокзала украшали фонтаны «Север», со скульптурами обитателей Арктики – белых медведей и гагар, и «Юг», с изваяниями дельфинов.) Неудивительно, что Северный речной вокзал послужил естественной декорацией для двух идеологически важных фильмов сталинского периода – «Волга-Волга» Григория Александрова и «Новая Москва» Александра Медведкина (оба 1938 г.).
Вытянутое здание с аркадой и широкой гранитной лестницей посередине напоминало крепость и дворец одновременно. Согласно первоначальному проекту, 27-метровый шпиль должен был подниматься и опускаться при помощи специального механизма внутри конструкции, олицетворяя таким образом начало и конец навигации. Однако задумка архитекторов оказалась воплощена лишь частично: механизм был установлен, но приводился в действие всего несколько раз.
Само здание имело богатый символический декор, например, часы-куранты, привезенные из Воскресенского собора города Волоколамска, и пятиконечную золотую звезду на шпиле (дополненную серпом и молотом из уральских самоцветов), которая повторяла рубиновые звезды на башнях Московского Кремля. Так в представлении авторов проекта утверждалась – визуально и идеологически – власть Москвы и Советского государства на воде. У основания 75-метровой башни были установлены четыре монументальные скульптуры – «Южанка», «Красноармеец», «Северянин» и «Краснофлотец», а колонны центральных входов восточного и западного фасадов украсили 24 полихромных керамических медальона работы скульптора-керамиста Натальи Данько. Для декора интерьеров вокзала были использованы мозаики с гербами союзных республик и цитатами из только что принятой сталинской Конституции 1936 года. В вестибюле здания установили бронзовый бюст Иосифа Сталина (позже он был демонтирован) и большой макет канала Москва – Волга, впервые показанный в 1937 году на Всемирной выставке в Париже.
Речной вокзал: новое время
К середине 2000-х Северный речной вокзал фактически перестал функционировать – сказались резкое сокращение пассажирских перевозок и физическое устаревание самого сооружения. В 2010 году его закрыли на реконструкцию, которая фактически началась лишь восемь лет спустя. Комплексные работы распространились не только на историческое здание, но и на прилегающую территорию: до того, как стройку приостановили из-за пандемии коронавируса, рабочие заменили очистные сооружения, провели к кораблям электричество и коммуникации, начали благоустройство набережной.
Модернизация самого вокзального комплекса, который в 1987 году был признан памятником регионального значения, подразумевает сохранение его фасадов, оригинальных планировок и восстановление утраченных декоративных элементов (например, светильников, мозаик, росписей, витражей, фонарей-ландышей на вентиляционных шахтах). По такому же принципу ведутся работы по благоустройству Парка Северного речного вокзала, который тоже является объектом культурного наследия. Так, по архивным фотографиям и чертежам инженера Тимофея Шафранского воссоздаются два исторических фонтана, почти полностью разрушенных еще в конце прошлого столетия (уцелели только нижние чаши). По старым фотоснимкам обещают возвести и другие объекты на территории вокзала, например здание администрации, торговые павильоны и кафе.
Городские власти обещают вернуть на парковые аллеи отреставрированные памятники кораблестроителю Алексею Крылову и воинам речникам, погибшим во время Великой Отечественной войны, а также монументальные скульптуры «Водный путь» и «Спорт».
Впрочем, реконструкция Северного речного вокзала допускает и появление здесь новых объектов некапитального строительства. Один из них – сухой светодинамический фонтан, способный менять высоту, ритмичность и подсветку водяных струй, – установят на центральной площади перед вокзалом. В северной части парка появится небольшой летний кинотеатр, а в южной – единое игровое пространство для детей и взрослых. Всего в парке обещают обустроить семь детских площадок, одну из которых разместят в самом центре. Она будет выполнена в стилистике фильма «Волга-Волга». Основным элементом площадки станет многопалубный теплоход – прототип «Севрюги», обещают в пресс- службе московской мэрии. В парке оборудуют и спортивные площадки, на которых можно будет поиграть в стритбол, городки, пинг-понг, бадминтон, а зимой покататься на коньках.
После завершения реконструкции Северного речного вокзала ему вернут функцию транспортного комплекса. Более того, его пропускная способность возрастет до 23 судов. При этом в мэрии обещают превратить причал в полноценное городское пространство с парком, прогулочными набережными, местами отдыха, кафе и магазинами. Вполне возможно, что оно станет своеобразной северной альтернативой Парку Горького.
О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.
Добавить комментарий