По сравнению с Европой яхтенный чартер в России, в особенности люксовый, постоянно оставался на вторых ролях. Причины вполне объективные: в акваториях Средиземноморского бассейна и сезон длится намного дольше, и вся сопутствующая инфраструктура есть, да и вообще эта индустрия развивалась десятилетиями, все четко отрегулировано экономически и законодательно. 2020 год стал переломным – введенные по всему миру карантины и ограничения больно ударили по этому рынку, спад составил более 60 процентов. Заказанные вояжи отменялись либо переносились на неопределенный срок, ни брокеры, ни клиенты не понимали, чем и когда закончится авральная ситуация, прогнозировать что-либо было невозможно. К середине лета, когда вся Европа еще была закрыта для въезда, российские власти ослабили режим самоизоляции, разрешив передвигаться по стране, – и на внутреннем чартерном рынке случился настоящий бум. Благо водоемов у нас достаточно, а география очень разнообразная, даже весьма опытные путешественники с удивлением открывали для себя красоты родной земли и возможности локального туризма. Рекордно высокий спрос на аренду яхт наблюдался до самой осени. Когда начали открываться и другие страны, он пошел на спад, впрочем, оставаясь все же заметно выше, чем в предыдущие годы. Словом, классический случай «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Да и клиенты сменили устоявшиеся предпочтения. Всем стало ясно, что яхтинг на самом деле – едва ли не самый безопасный способ путешествовать: находясь на судне, вы резко уменьшаете контакты с окружающими, изолируетесь в автономном пространстве. По статистике, за рубежом в разгар локдаунов средняя продолжительность чартера возросла от стандартной недели до десяти дней, а в отдельных случаях он длился и более двух месяцев! «Пандемия заставила обратить внимание на яхты тех, кто раньше даже не рассматривал для себя такой вид отдыха, – говорит Дарья Цыганкова, ведущий чартер-брокер компании Burgess. – По отзывам наших клиентов, которые смогли совершить чартер в 2020 году, на яхте они чувствовали себя в полной безопасности и наслаждались отдыхом, вообще не задумываясь о пандемии. Это самый надежный способ дистанцироваться в условиях карантина, поэтому рост интереса как к аренде яхт, так и к их покупке вполне объясним».
Здесь стоит особо оговорить, что к новым санитарным требованиям рынок быстро приспособился и выработал специально для яхт собственные протоколы противоковидных мер и процедур. Первым документом такого рода был Burgess Outbreak Prevention & Response Plan, ставший справочным документом для отрасли в целом.
Он охватывает все аспекты жизни на судне до мельчайших подробностей: правила перемещения экипажа, прием на борт полезного груза, обработку помещений и поверхностей, установку санитайзеров и обеззараживателей воздуха, тесты, карантинные меры и т. д. Все, что попадает на борт, проходит тщательную обработку, доступ на яхту третьих лиц строго ограничен, регламентированы все контакты экипажа, а в промежутках между рейсами яхты проходят усиленную обработку.
Как же обстоят дела в мировом чартере нынешним летом, когда люди, можно сказать, привыкли жить в условиях ограничений?
Эксперты констатируют резкий всплеск спроса. «После зимнего затишья во всех наших офисах, от Лос-Анджелеса до Москвы, клиенты стали активно интересоваться возможностями отдыха. К настоящему моменту календари яхт уже плотно забиты, найти лодку 50 м+ на август практически нереально, – делится наблюдениями г-жа Цыганкова. – Поскольку спрос превышает предложение, владельцы яхт подняли цены на сезон 2021 и проявляют меньше гибкости в переговорах. Скажем, 73-метровая Titania, которая раньше постоянно предлагалась со скидками, сейчас сдается по цене выше рынка, так как хозяин уже продает свое собственное время. Разумеется, это не радует арендаторов. Однако наработанные брокерской компанией связи позволяют максимально оперативно получать информацию – важно, чтобы лодка, которую вы обсуждаете с клиентом сегодня, не ушла завтра к кому-то другому, – и договариваться со всеми участниками сделки. Благодаря нашей репутации и хорошим отношениям с владельцами мы можем, например, уговорить на чартер хозяина лодки, который не собирался ее сдавать вовсе, или попросить его уступить нашим клиентам даты, в которые он планировал пользоваться судном сам».
Несколько изменились привычные маршруты. Если обычно летом наибольшей популярностью пользовалось западное Средиземноморье, то в этом сезоне, как и в прошлом году, супер- и мегаяхты идут туда, где ограничений нет или они минимальны – в Хорватию, Грецию, Турцию. Самыми востребованными осенне-зимними направлениями будут Карибы, Мальдивы, Сейшелы и Таиланд, правительство которого активно предпринимает шаги для развития яхтенного отдыха, включая ослабление ограничений для яхт под иностранным флагом.
Глобальный рынок чартера люксовых яхт в 2020 году оценивался в $15,6 млрд. По оценка экспертов к 2026 году он достигнет $ 24,6 млрд
Как и следовало ожидать, снятие карантинных запретов в Европе оттянуло на себя значительную часть клиентов из российского сегмента чартерного рынка, закрепить прошлогодний успех в сезоне 2021 года не удалось. «Запросов поступало много, но реальными сделками завершились далеко не все, – комментирует ситуацию Екатерина Павлова, руководитель чартерного отдела компании Imperial Yachts. – Сказывается и отсутствие инфраструктуры, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи, и недостаток больших яхт (подавляющую часть флота составляют суда длиной до 30 м), и неразвитость самого рынка. В России пока нет структурированной культуры сдачи яхт в аренду, как в ЕС. Нет единой ценовой базы, нет контрактной системы – на одну и ту же яхту разные брокеры могут давать совершенно разную цену, поэтому клиенты начинают теряться, не понимают, все ли честно и прозрачно. Однако прогресс все же заметен: если взять наш рынок пять лет назад и сегодня, уже сделан большой шаг вперед – чартер становится все более цивилизованным».
В любом случае удачная конъюнктура-2020 стала катализатором интереса и послужила толчком к развитию. Все больше первоклассных марин появляется в Подмосковье и окрестностях Петербурга, на Черном море, кроме Сочи, опорной точкой становится Геленджик. Более того, к списку востребованных чартерных направлений добавился теперь и Дальний Восток. «Наш прорыв 2021 года – La Datcha, экспедиционная яхта ледового класса длиной 77 м, – с понятной гордостью рассказывает г-жа Павлова. – С апреля она базируется в Петропавловске-Камчатском и пользуется там ажиотажным спросом, весь сезон разбронирован, люди стоят в очереди, запросы поступают уже и на следующий сезон. В 2022 году она туда обязательно вернется. Благодаря этой яхте по сути открыт новый регион для люксового чартера – Камчатка, Курилы».
Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и хорошо накатанные маршруты, ведь красота рек Центрального региона и Русского Севера никуда не делась. Никого не оставляют равнодушными путешествия по Золотому кольцу: заходы в Плес, Кострому, Ярославль, Углич, Касимов, Нижний Новгород чередуются с рыбалкой, водными и береговыми развлечениями типа конных прогулок или посещения экоферм. Из столицы через канал имени Москвы, Волгу и Оку можно пройти до Казани или Самары – правда, это пара недель в спокойном режиме, редко кто выбирает столь продолжительные вояжи. На севере один из самых интересных маршрутов: Санкт-Петербург – Нева – Ладожское озеро – остров Валаам с посещением монастыря – побережье Карелии. По срокам его легко уложить и в три дня, и в неделю. Из менее известных мест г-жа Павлова рекомендует, например, реку Свирь, которая находится между Ладожским и Онежским озерами и невероятно красива сама по себе, а по пути можно сделать остановку в старорусской деревне Мандроги. На Черном море преобладают короткие туры с купанием и рыбалкой. И наконец, в Московском регионе очень популярен однодневный чартер: пребывание на воде позволяет хорошо отдохнуть от суеты мегаполиса и воспринимается как мини-отпуск.
О новостях мирового яхтинга читайте в MY WAY.
Добавить комментарий