Не сразу понимаешь, что «Щелкунчик» не так прост, как кажется. Уже больше ста лет он будто сам напрашивается на новые трактовки: в сказке стали вычитывать психоанализ и сюрреализм, чему очень способствовала музыка Чайковского. Из него делали кино, компьютерные игры и цирковые шоу, мультфильмы и дефиле мод. Но балет в своей хрупкой наивности остается самым притягательным, в нем версий «Щелкунчиков» не счесть, и каждая хороша по-своему.
Как родился «Щелкунчик»
Давным-давно, когда Европа полюбила общение в салонах, модной темой стали народные сказки. Романтики-литераторы стали их собирать, облагораживать и издавать, причем сказки пользовались спросом у самой широкой публики, богатой и не очень, образованной и совсем нет. Так стали знамениты «Рапунцель» и «Король Дроздобород» братьев Вильгельма и Якоба Гримм и «Щелкунчик и Мышиный король» Эрнста Теодора Гофмана, за двести лет превратившийся в любимую новогоднюю сказку всех детей планеты.
Сказка по духу и букве очень немецкая. С одной стороны – обыкновенная жизнь с ее домашними хлопотами, с другой – быт напичкан странностями, которые проявляются с заветным боем часов. В канун Рождества бюргерские семейства – дамы в пелеринах, мужчины в теплых камзолах – собираются в дом уважаемого советника Штальбаума на праздничный ужин, а дети Фриц и Мари никак не могут дождаться подарков. Лучшие – всегда от господина Дроссельмейера, их крестного, большого фантазера и немного волшебника. В этот раз крестный подарил целый ворох прекрасных игрушек, а добрая Мари полюбила неприметного деревянного Щелкунчика. Дальше явь смешалась со сном. Посреди ночи в комнату с елкой ворвались полчища мышей, и девочку Мари, теперь уже принцессу, смог защитить только Щелкунчик, превратившийся в прекрасного принца во главе игрушечного войска. Победив мышей, принц и Мари плывут в волшебную страну, встречаясь с феей Драже и куклами. И остается загадкой, приснилась ли эта история девочке, или все приключилось на самом деле.
Как родился балет
Эту сказку обнаружил отец русского балета Мариус Петипа, искавший сюжеты для Императорских театров. Но читал он не мрачный оригинал Гофмана, а светский пересказ Александра Дюма и именно его счел годным для сцены. Петипа затеял рождественскую сказку с феерией в волшебной стране и вереницей красивых танцев. Поначалу все складывалось удачно. Балетмейстер увлек идеей Петра Ильича Чайковского снабдив его точной инструкцией для написания музыки. Она сохранилась, читать ее одно удовольствие: Петипа видел в мельчайших подробностях все танцы и мизансцены, общую режиссерскую картину, дух спектакля. «При подъеме занавеса большая гостиная освещена лишь одним канделябром… 8 тактов музыки, воспроизводящей скрип ключа… Елка становится огромной. 48 тактов фантастической музыки… Кофе мокко. Восточный танец. От 24 до 32 тактов прелестной и сладострастной музыки» и все в таком духе. Петипа умел расчерчивать свою буйную фантазию по клеточкам, а Чайковский умел ею вдохновляться. Гении, что тут сказать!
Весь второй акт «Щелкунчика» проходил в городе-мечте любого ребенка – Конфитюренбурге. Истинный француз Петипа знал толк в сладостях: фонтаны били лимонадом и смородиновым сиропом, текла река из розового масла, лежали ковры из мятных лепешек, сияли карамельки, марципаны, пряники, нуга, драже, палочки из ячменного сахара, миндаль в сахаре, коринка, фисташки, миндальное печенье и т. д. Фея Драже распоряжалась подачей шоколада под испанский танец и чая под китайский.
Отец русского балета Мариус Петипа читал не мрачный оригинал сказки Гофмана, а светский пересказ Александра Дюма-отца и именно его счел годным для сцены
Однако поставить эту сладкую рождественскую грезу Мариус Петипа не сумел. От тяжелой болезни у него на руках умерла любимая дочь, талантливая девочка, которой он прочил будущее прима-балерины, и у отца случился нервный срыв. Спектакль выпускал помощник Петипа Лев Иванов, но частично придуманные сцены не сделали его шедевром. К тому же после премьеры 6 декабря 1892 года случился грандиозный скандал: постановщика обвинили в рекламе кондитерских лавок Санкт-Петербурга – как сказали бы сейчас, в продакт-плейсменте. Для Императорского Мариинского театра это было слишком, и спектакль быстро сошел со сцены. Однако «Щелкунчик» вернулся с триумфом.
«Щелкунчик» оригинальный
Подаривший миру балет «Щелкунчик» Мариинский театр щедр на показы, и зал все равно заполнен. С конца ноября до 12 января спектакль идет почти ежедневно, и это знаменитая версия Василия Вайнонена, поставленная в 1934 году и переодетая в новые декорации в 1954-м. Главное в спектакле – детская непосредственность, озаряющая и битву с мышиным войском, и прекрасный, лучший из существующих на свете Вальс снежинок. Почти три часа чистого счастья с двумя антрактами.
Большой «Щелкунчик»
Традиционно «Щелкунчика» ставит в предновогоднюю афишу Большой театр. Претендентов на заглавную партию в труппе много, и директор балета Махар Вазиев не спешит утверждать составы, но шансов много у всех: театр зарядит «Щелкунчиков» с 27 декабря по 8 января, часто дважды в день. Редакция Юрия Григоровича 1966 года в чудных декорациях Симона Вирсаладзе. Главное в спектакле – мистика, проступает суровый Гофман.
Европейский «Щелкунчик»
Вопреки ожиданиям главные европейские театры в этом году отдыхают от «Щелкунчика» – и Королевская опера в Лондоне, и Гранд-опера в Париже, и Ла Скала в Милане. «Щелкунчик» в версии Английского национального балета восполняет нехватку ореховых принцев в Лондоне 11 декабря – 5 января на родной сцене «Колизеум», рядом с Трафальгарской площадью.
Параллельно с главным «Щелкунчиком» на исторической сцене Мариинского театра идет «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина в Мариинском-2 – на полчаса короче и в галлюциногенной сценографии
Американский «Щелкунчик»
Традицию показывать главную балетную сказку под Рождество привил США в 1950-е годы Георгий Баланчивадзе, он же – отец американского балета Джордж Баланчин. Нынешний «Щелкунчик» идет в American Ballet Theatre в постановке Алексея Ратманского. Ее танцуют серией 13 21 декабря, но не в Линкольн-центре Нью-Йорка, а в Центре искусств Сегестрем в Калифорнии, куда стекаются в это время респектабельные семьи. Не беда, что снега в Калифорнии не дождаться, для Рождества хватит снежинок на сцене.
«Щелкунчик» концертный
Если вы захотите сосредоточиться на музыке «без картинки», такой шанс предоставит Российский национальный оркестр, как никто умеющий прочувствовать каждую ноту Чайковского. Концертную версию знаменитой сказки РНО исполнит в намоленном Большом зале Московской консерватории воскресным днем 29 января.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.
Добавить комментарий