Юэ Миньцзюнь | Китай
Главным героем картин, а позже и скульптур Миньцзюня выступает он сам, а событийным фоном – новейшая история Китая, начавшаяся для художника в 1989 году во время студенческих волнений в столице. С начала 1990-х его всегда улыбающийся персонаж (пародия на коммунистические пропагандистские плакаты), пребывающий в полуреалистической-полусюрреалистической реальности, начал путешествие по миру, привлекая все новых фанатов. Работы художника участвовали в Венецианской биеннале, выставлялись в музеях Парижа, Лондона, Нью-Йорка и других городов. Миньцзюнь не входит в топ-10 самых дорогих китайских авторов: его рекорд составляет $6,9 млн за полотно Gweong-Gweong, – но точно попадает в десятку самых выставляемых в мире.
Ай Вэйвэй | Китай
Вероятно, нет в мире музея, который бы не мечтал принять у себя полноценную выставку китайского художника-диссидента. И на любовь кураторов Ай Вэйвэй отвечает полной взаимностью: его часто называют «вездесущий» и «плодовитый», экспозиции могут одновременно открываться сразу в нескольких частях света. Кроме того, художник любит пробовать себя в разных техниках – от живописи и скульптуры до видео и инсталляций, и искусно совмещает визуальную эффектность своих объектов с политическим контекстом. Последнее качество особо ценят коллекционеры – за его знаменитую бронзовую серию «Круг животных / Зодиакальные головы» в 2015-м выложили $4,3 млн на торгах Phillips.
Лю Вэй | Китай
Лю Вэй – мастер построения фантастических ландшафтов и выдуманных миров. Один из его фантазийных микрогородов, будто высеченный из горной породы и выдернутый с корнями из земли, помнят зрители 4-й Московской биеннале современного искусства. Другие регулярно привлекают толпы коллекционеров в секции Unlimited ярмарки Art Basel, где выставляют масштабные произведения и инсталляции. Цены на подобный «микрокосмос» давно перевалили за отметку в $12 млн, а с такой в некотором смысле игровой подачи художник переключился и на взрослые «игрушки». Одним из самых запоминающихся произведений нынешней Венецианской биеннале стал именно его Microworld – фантазия на тему будущего планеты.
Многие из выдающихся азиатских мастеров contemporary art занимают верхние строчки и в мировом рейтинге самых коммерчески успешных художников
Цао Фэй | Китай
Международный успех к медиахудожнице Цао Фэй пришел в начале 2000-х. Тогда ее ироничные видео и анимационные фильмы, снятые в сюрреалистической манере и рассказывающие о всевозможных аспектах жизни родного Китая, были куплены Музеем Гуггенхайма в Нью-Йорке и парижским Центром Помпиду. Далее последовали выставки по всему миру (работы показывали и в Москве), участие в Венецианской биеннале, коллаборации с большими брендами, от Prada до BMW, для которых Фэй создавала очередной art-car. Известность отразилась и на ценах: сегодня за ее видеоарт коллекционеры платят от €15 до 25 тыс.
Ёситомо Нара | Япония
Совместив невинность и агрессию в одном образе еще в начале 1990-х, Нара, как оказалось, попал в точку. Его работы с изображением детей с «черными мыслями» мгновенно обрели славу и поклонников по обе стороны океана, а позже обрели и трехмерные скульптурные формы. По узнаваемости их можно сравнить с уорхоловскими портретами Мэрилин Монро. И, что удивительно, публика не устала от них до сих пор: 6 октября 2019 года на торгах Sotheby’s в Гонконге его обаятельная зеленоглазая злюка в красном платье под названием «Нож за спиной» ушла за рекордные для художника $25 млн.
Яёи Кусама | Япония
Объекты в горох всевозможного калибра и цвета, зеркальные бесконечные лабиринты и живописные полотна, усеянные тысячами точек, – во внутренние миры японской звезды contemporary art Яёи Кусамы уже смогли войти миллионы зрителей, от Москвы до Сан-Паулу. Она – фактически единственный из ныне живущих авторов, которому посвящен целый музей, – он открылся два года назад в специально построенном здании в Токио. Кроме того, Кусама остается и самой дорогой из здравствующих художниц: Christie’s в Нью Йорке продал ее картину «Белый № 28» в 2014 году за $7,1 млн.
Цзэн Фаньчжи | Китай
Еще один аукционный рекордсмен из Китая Цзэн Фаньчжи, чья работа «Тайная вечеря» была продана на Sotheby’s за $23,3 млн в 2013 году, в своей живописи переосмысляет традиционные евангельские, мифологические и исторические образы художников от Возрождения до постимпрессионизма. Придуманный им прием действует безотказно: многослойные полотна 55-летнего художника выставляют и покупают в Азии, Европе и Америке вот уже два десятка лет. Одним из главных его коллекционеров является фэшн-магнат Франсуа Пино, неоднократно выставлявший масштабные картины Фаньчжи в своем венецианском музее Punta della Dogana.
Ли Уфан | Южная Корея
83-летний Ли Уфан сегодня – живой классик минимализма и человек мира, кочующий между странами и континентами. Его работы, наполненные восточной философией о корнях человечества и смыслах бытия, кочуют по планете вместе с ним, от Мельбурна до Венеции и Нью-Йорка. В 1970-х он вместе с группой единомышленников создал в Корее целую школу и направление Dansaekhwa, что переводится как «живопись одного цвета». И своему «ответу» западной послевоенной абстракции Уфан верен до сих пор. Он пишет монохромные картины, делает абстрактные скульптуры, напоминающие валуны, и, как говорит сам художник, «стремится наполнить бушующий мир покоем».
Такаси Мураками | Япония
Своей популярностью Мураками обязан целой армии помощников, которые день и ночь трудятся в его студиях. Благодаря им идеи мастера воплощаются в жизнь. Он пишет картины, делает скульптуры, мебель и игрушки, снимает фильмы и делает много чего еще. Причем в собственном, безошибочно узнаваемом стиле – миксе комиксов манга и азиатской мифологии. Из написания 18-метрового полотна «Дракон в облаках», проданного на аукционе Council за $8,8 млн, Мураками устроил целый онлайн-перформанс, в ходе которого каждый мог видеть, что мастер рисует сам.
Чжао Уцзи | Китай
Одного из самых дорогих в мире азиатских художников (триптих «Июнь – октябрь 1985» ушел в 2018 году на Sotheby’s в Гонконге за $65,2 млн) «делят» его родной Китай и Франция. В 28 лет Уцзи переехал из Сычуаня на учебу в Париж, подружился со многими великими модернистами и так и остался здесь работать. Именно в Париже он познакомился с экспрессионизмом и абстракцией и, пропустив их сквозь собственное классическое образование, начал писать монументальные экспрессивные пейзажи с отзвуками родины – за какие-то десять лет они успели завоевать всю Европу. С 1970-х выставки Уцзи уже принимали музеи всего мира.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий