«Хранители времени»
12 июля – 13 октября, Музеи Московского Кремля
Выставки декоративно-прикладного и ювелирного искусства – главная специализация Музеев Московского Кремля: пока идет реконструкция отданных институции Средних торговых рядов у Красной площади, экспозиции размещаются в Успенской звоннице и Патриаршем дворце, где драгоценная пластика эффектно вписывается в довольно скромные залы. Одним из последних выставочных блокбастеров здесь был «Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей», но новую историческую выставку также ожидает фантастическое зрительское внимание: среди ее хайлайтс – короны и драгоценные шапки русских царей.
Один из самых ценных предметов экспозиции – корона императрицы Анны Иоанновны из золоченого серебра. Главный из символов власти был выполнен русскими придворными мастерами в 1730 году и украшен более чем 2,7 тысячи алмазов и огромным стограммовым турмалином.
Две другие царские шапки принадлежали братьям-соправителям Ивану и Петру Алексеевичам. Созданные по подобию легендарной шапки Мономаха, эти объекты так же оторочены соболем и искрятся блеском алмазов и других драгоценных камней.
У новой выставки есть и подзаголовок «Реставрация в Музеях Московского Кремля», так что о каждом экспонате посетители узнают как минимум три истории – создания, бытования и восстановления.
«Сокровища Кольмара: средневековое еврейское наследие»
22 июля – 12 января, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Спрятанные сокровища и тайны, их окружающие, будоражат человеческое воображение не одно тысячелетие. А если артефакты, возраст которых исчисляется пятью веками, остаются не атрибутированными и сегодня, то это лишь подхлестывает интерес к будущим вероятным открытиям.
К таким вещам, например, принадлежит и кольмарский клад, случайно обнаруженный еще в 1863 году. Примерно с тех пор монеты и драгоценности из шкатулки, замурованной в стену средневекового дома в бывшем еврейском квартале, хранятся в парижском Musée de Cluny и активно путешествуют по миру. Все найденные вещи были сделаны в XIV веке и, как свидетельствуют ученые, «опровергают традиционные представления о средневековой Европе как о монолитном христианском обществе». Колье, подвески, броши, браслеты и серьги из Кольмара – шедевры иудаики и немногочисленные свидетели трагических событий 1348–1349 годов, когда регион поразила чума.
В число экспонатов входят ритуальные и светские драгоценности из золота и драгоценных камней, выполненные безвестными мастерами прошлого, а дополняют их ювелирные украшения из собраний самого Метрополитен-музея, частных коллекций Европы и США.
«Дворец королевы Виктории»
20 июля – 29 сентября, Букингемский дворец, Лондон
Главное культурно-историческое событие в Великобритании в этом году – 200-летие королевы Виктории, именем которой названы целая эпоха и стиль. С периодом ее правления связаны небывалый рост экономики и промышленности, изменения в геополитике, расцвет искусств и ремесел, а также возведение монархии в статус британского символа. Празднование юбилея проходит во всех музеях и дворцах, где когда-либо бывала королева, но самое яркое впечатление об эмблемах власти в Англии можно получить, конечно, в Букингемском дворце, куда двор переехал вместе с Викторией через три недели после объявления ее королевой 20 июня 1837 года.
До Виктории нынешняя резиденция монархов фактически пустовала – ее дядя Георг IV лишь начал проект преобразования дома во дворец при помощи прославленного архитектора Джона Нэша, а после его смерти строительство и вовсе было заброшено. Но королева не желала ютиться в своей детской «колыбели» – Кенсингтонском дворце, к тому же мечтала избавиться от влияния матери и ее наперсников. Именно ее настойчивость, последовавшие позже свадьба с принцем Альбертом Саксен-Кобург-Готским и их разраставшееся семейство (у них было девять детей) позволили Букингемскому дворцу стать тем великолепным дворцовым комплексом, куда сегодня мечтает попасть каждый турист. Этим великим урбанистическим преобразованиям и жизни королевской семьи внутри «стройки века» и посвящена юбилейная выставка «Дворец королевы Виктории».
Ретроспективная выставка ювелирного дома Chaumet в Монако посвящена диадеме – любимому украшению царствующих особ прошлого и настоящего
Экспозиция будет выстроена как история любви королевы и дворца через ее личные вещи и драгоценности, произведения искусства и декора, тщательно подобранные властвующей четой для всех без исключения комнат здания. А центром притяжения должен стать бальный зал, в котором в деталях восстановят Крымский бал, одну из самых роскошных вечеринок викторианской эпохи.
«Chaumet in Majesty»
12 июля – 28 августа, Форум Гримальди, Монако
«Говорим – диадема, думаем – Chaumet» – эта своеобразная аксиома нынешних любителей драгоценностей в любой точке планеты выводилась домом почти два века. И в этом ему помогали короли и принцы едва ли не всех европейских дворов. Сегодня старейший резидент Вандомской площади в Париже, месте «жительства» великих ювелирных домов, по крупицам собирает свое историческое наследие для ретроспективной выставки в Монако, посвященной любимому украшению царствующих особ прошлого и настоящего, от императрицы Жозефины до норвежской королевы Сони.
За 240 лет история ювелирного дома окуталась многочисленными легендами, но достоверно известно, что его основателем был Мари-Этьен Нито, талантливый художник и коммерсант, сумевший очаровать сначала французскую знать, а затем и самого Наполеона Бонапарта. Для последнего он создал императорский меч с огромным бриллиантом и венчальные короны ко дню бракосочетания с Жозефиной де Богарне, а позже был назначен придворным ювелиром. Многочисленные диадемы, парюры и разнообразные ювелирные безделушки сыпались тогда из мастерской, как из рога изобилия, – императорская чета обожала драгоценности. К списку заказчиков вознесенного на пьедестал Наполеоном мастера тогда добавились высокопоставленные особы со всего света, от индийских махараджей до папы римского.
Спустя время наследники Нито продали семейный бизнес управляющему мастерской Фоссену, привнесшему в изделия не только модные флористические мотивы, но и новые технологии – он крепил камни на крохотных пружинках, так что его диадемы «оживали» при малейших движениях их владелиц.
В середине XIX века фирма перешла в собственность нового управляющего – Мореля. При нем, вынужденном переехать в Англию, компания завоевала британский двор: он стал поставщиком королевы Виктории. И, наконец, в 1875 году у руля встал Жозеф Шоме, зять сына Мореля, решивший присвоить семейному бизнесу свое имя. Именно он первым «завоевал» Вандомскую площадь, внес популярную и сегодня иконографию ар-нуво в изделия дома, объединил в драматическом сочетании бриллианты и черный оникс и еще более расширил круг клиентов, нацелившись уже и на Россию. В списках клиентов того времени значатся не только представители Романовых, но и практически вся русская знать.
Для экспозиции в Монако диадемы, а также вариативные драгоценности, в разное время созданные Chaumet, предоставили многие его именитые заказчики-наследники королевских дворов Европы, включая князя Альбера II, под чьим патронатом пройдет выставка.
«Королева Виктория и принц Альберт»
До 1 сентября, Музей Виктории и Альберта, Лондон
В 1851 году в Лондоне прошла знаменитая Всемирная выставка, организованная мужем королевы Виктории принцем Альбертом. Ее успех – как и величие построенного по этому случаю Хрустального дворца, технологического чуда своего времени, – был столь вдохновляющим, что большинство произведений декоративно-прикладного искусства, выставленного в павильонах разных стран, были куплены королевской четой. Часть этих вещей, созданных гениями современников, украшает королевские дворцы и замки в разных частях Англии до сих пор, другая же часть легла в основу музея, основанного Викторией и Альбертом буквально через год, а спустя полвека названного их именами.
Акцент на декоративно-прикладном искусстве, заложенный основателями, музей сохраняет и поныне. Поэтому и в торжествах, приуроченных к 200-летию королевы Виктории, институция выступает в собственном амплуа – рассказывает историю большой любви Виктории и Альберта через драгоценные во всех смыслах знаки внимания, которые супруги оказывали друг другу. И в фокусе здесь, в первую очередь, оказываются произведения ювелирного искусства.
Один из самых эффектных и памятных экспонатов – роскошная тиара с бриллиантами и сапфирами, выполненная по эскизам принца Альберта в год их свадьбы в 1840 году. В ней Виктория позировала Францу Ксаверу Винтерхальтеру для одного из самых известных ее портретов; в ней она впервые появилась в парламенте через пять лет после смерти любимого мужа.
Среди других вещей выставки – кольца, ожерелья, подвески, броши, шкатулки, портсигары, выполненные ювелирами Cartier, Chaumet, Boucheron и других домов, а также современные версии драгоценностей, вдохновленные викторианской эпохой.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий