Начнем с небольшого пояснения: а зачем мотоциклу «лишнее» колесо? Вовсе не потому, что с двухколесного можно упасть. Прежде всего это нужно для увеличения грузоподъемности, пассажировместимости и устойчивости на плохой, например скользкой, зимней дороге. Первыми достоинства такой схемы оценили военные. Именно поэтому практически все тяжелые армейские мотоциклы первой половины прошлого века обзавелись коляской. Но ездить на них, честно говоря, то еще удовольствие… Из-за несимметричной колесной формулы они по-разному поворачивают направо и налево. Причем и туда, и туда достаточно неохотно. Да и просто на прямой их ощутимо тянет в сторону. Но для энтузиастов подобной техники это не проблема. Последнее время «колясычи» вновь входят в моду, особенно среди мотопутешественников, и их продажи медленно, но стабильно растут.
Harley-Davidson Tri Glide Ultra
мощность: 88 л.с.
снаряженная масса: 504 кг
рабочий объем двигателя: 1868 см³
модельный год: 2022
Попытку избавиться от проблем с управляемостью, вызванных асимметричностью колесной базы, компания Harley-Davidson предприняла еще в начале 1930-х. На рынок был выпущен трехколесный мотоцикл Servi-Car с жестким задним мостом и двумя автомобильными колесами на нем. Модель очень понравилась мелким торговцам, почтальонам и полицейским, и потому она продержалась на конвейере аж до начала 1970-х. Возродить ее решили уже в этом веке.
ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ TRI GLIDE ULTRA И FREEWHEELER, ТО ПЕРВЫЙ ЛУЧШЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ДАЛЬНИХ ПОЕЗДОК И ПУТЕШЕСТВИЙ, А ВТОРОЙ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ РАССЧИТАН НА ГОРОДСКУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ
20 января 2009 года в почетном кортеже на инаугурации Барака Обамы все увидели совершенно новый трехколесный Harley-Davidson. Это была модель Tri Glide Ultra Classic, которая выпускается по сей день. Ее передняя часть практически без изменений позаимствована у классического мотоцикла Street Glide, а сзади стоит неразрезной жесткий мост с двумя колесами, обутыми, естественно, в резину автомобильного типа.
Harley-Davidson Freewheeler
Идея, как теперь принято говорить, зашла. На волне популярности ретростиля покупатели очень благосклонно восприняли возвращение олдскульного трехколесника от Harley-Davidson, и компания решила развивать это направление и дальше. В конце 2014 года был анонсирован Harley-Davidson Freewheeler – более легкая и более доступная трехколесная модель. В отличие от Tri Glide Ultra ее построили на базе мотоцикла семейства Softail. Ее передняя часть больше всего напоминала Softail Fat Boy прошлого поколения. Тот самый, который когда-то засветился в блокбастере про Терминатора. Помните: «Мне нужна твоя одежда и твой мотоцикл»? Сзади, опять же, стояла жесткая ось с двумя симметричными колесами.
мощность: 88 л.с.
снаряженная масса: 507 кг
рабочий объем двигателя: 1868 см³
модельный год: 2022
Если сравнивать Tri Glide Ultra и Freewheeler, то первый лучше подходит для дальних поездок и путешествий, а второй прежде всего рассчитан на городскую эксплуатацию. При внедрении симметричной колесной базы далеко не все проблемы с управляемостью трехколесных мотоциклов ушли в прошлое. Да, трайки от Harley-Davidson комфортабельны и стабильны на прямой, но их поворачиваемость все равно оставляет желать лучшего. Дело в том, что для столь тяжелой техники контакт единственного переднего колеса с дорогой явно недостаточен. Как говорят мотоциклисты: «Нет зацепа». При ощутимом повороте руля на значительной скорости колесо начинает проскальзывать, а мотоцикл продолжает ехать прямо. Если повернуть руль еще сильнее – довольно распространенная ошибка неопытных райдеров, – передняя покрышка может «подломиться» и трайк перевернется.
Can-Am Spyder RT
«А что, если все сделать наоборот и поставить два колеса спереди?» – подумали когда-то инженеры канадской компании BRP. Подумали и сделали модель Can-Am Spyder, которую в обиходе нередко называют «обратным трайком». Передняя подвеска у нее автомобильного типа – классическая «независимая» схема с поперечными рычагами и амортизаторами. А все остальное – мотоциклетное. И заднее колесо, и рядный трехцилиндровый двигатель Rotax, и посадка пилота, и практически все органы управления.
мощность: 115 л.с.
снаряженная масса: 408 кг
рабочий объем двигателя: 1330 см³
модельный год: 2022
В линейке Can-Am Spyder присутствуют две модели: более спортивная версия F3 и более комфортабельная туристическая модификация RT. Благодаря развитым обтекателям она обладает лучшей ветрозащитой, и еще на нее устанавливаются вместительные багажные кофры. Коробка передач – полуавтоматическая. «Механика» с полностью ручным переключением передач теперь доступна только на спецверсиях модели RT.
Can-Am Ryker
И здесь не обошлось без маркетинга. Увидев, что Can-Am Spyder пользуется спросом на рынке, канадцы тоже стали расширять модельный ряд своих трехколесников и в 2019 году выпустили на рынок «молодежную» модель Can-Am Ryker. Она легче и компактнее большого Spyder, но с технической точки зрения не сильно отличается от своего старшего собрата. Чисто конструктивно ходовая часть у них практически одинаковая.
мощность: 50 (82) л.с.
снаряженная масса: 270 (280) кг
рабочий объем двигателя: 600 (900) см³
модельный год: 2022
Отличия лишь в «кузове» и в силовом агрегате. На Can-Am Ryker устанавливаются рядные двух- или трехцилиндровые моторы Rotax объемом 600 или 900 см3 соответственно. А еще Can-Am Ryker – модель для эгоиста. В принципе, заднее пассажирское сиденье присутствует в списке опций, но вообще-то Ryker рассчитан на одного.
Morgan 3 Wheeler
Еще один «обратный трайк», или трицикл, мы включили в обзор на правах «прочей экзотики». Дело в том, что легендарная трехколесная машинка от культовой британской компании Morgan в конце 2021 года официально снята с производства. Сегодня дилеры распродают остатки и ждут совершенно новую, уже электрическую версию. Так уж сложилось, что Morgan 3 Wheeler позиционируется на рынке как трехколесный автомобиль. Что вовсе не удивительно, так как водительское место и все органы управления у него автомобильные. Но на самом деле он сертифицирован как мотоцикл (трицикл, если уж быть совсем точным), потому что не соответствует современным требованиям безопасности, принятым в автопроме.
мощность: 82 л.с.
снаряженная масса: 525 кг
рабочий объем двигателя: 1998 см³
модельный год: 2021
Впервые трехколесные Morgan появились в 1911 году. За более чем столетнюю историю сменилось множество моделей и модификаций. Какие только агрегаты на них не использовались! Но самой массовой версией стал 3 Wheeler с V-образным мотором от мотоцикла Harley-Davidson, установленным спереди, перед передней осью. Таким образом инженеры добивались лучшей загрузки управляемых колес. Но привод у 3 Wheeler все равно был задним. На последних версиях модели вместо мотора Harley-Davidson стал использоваться более мощный V-twin от компании S&S, который стыковался с автомобильной КПП от Mazda 5.
ЛЕГЕНДАРНАЯ ТРЕХКОЛЕСНАЯ МАШИНКА ОТ КУЛЬТОВОЙ БРИТАНСКОЙ КОМПАНИИ MORGAN В КОНЦЕ 2021 ГОДА ОФИЦИАЛЬНО СНЯТА С ПРОИЗВОДСТВА. ДИЛЕРЫ ЖДУТ УЖЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ВЕРСИЮ
По своим ходовым характеристикам обратные трайки с двумя колесами впереди по всем статьям выигрывают у трайков обычных и тем более у мотоциклов с коляской. Они устойчивы на прямой и в поворотах, но добиться от них чисто мотоциклетной управляемости конструкторам так и не удалось. Революционный прорыв на этом поприще совершили инженеры компании Piaggio Group, выпустившие в 2006 году на рынок трехколесный скутер MP3, умеющий в поворотах наклоняться по-мотоциклетному. Это достигалось за счет сложной передней подвески параллелограммного типа. Таким образом все без исключения проблемы с управляемостью были решены. Следом за итальянцами подобные скутеры (с двигателями объемом до 400 см3) появились и у других компаний. Но первый в мире полноценный мотоцикл такого типа сделали японцы.
Yamaha Niken
Уникальность Yamaha Niken заключается в том, что третье колесо нужно ей вовсе не для устойчивости в статике или на малых скоростях. Главная задача, которую решали японские инженеры, – это увеличение пятна контакта переднего колеса и улучшение его сцепления с дорогой. И им это удалось!
мощность: 115 л.с.
снаряженная масса: 263 кг
рабочий объем двигателя: 847 см³
модельный год: 2021
В быстром повороте, там, где обычный двухколесный мотоцикл уже начнет опасно скользить передним колесом наружу, Niken будет продолжать идти как по рельсам. Существенно выше у него и эффективность торможения. Ведь при интенсивном замедлении вес мотоцикла переносится вперед, а большая часть тормозного усилия реализуется именно передним колесом. За дорогу, как мы уже сказали, здесь оно цепляется существенно лучше.
ТРЕТЬЕ КОЛЕСО У YAMAHA NIKEN СЛУЖИТ НЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОСТИ В СТАТИКЕ ИЛИ НА МАЛЫХ СКОРОСТЯХ, А ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПЯТНА КОНТАКТА ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА И УЛУЧШЕНИЯ ЕГО СЦЕПЛЕНИЯ С ДОРОГОЙ
Yamaha Niken построена на основе популярного родстера Yamaha MT 09. Собственно говоря, от заднего стоп-сигнала до передней траверсы это он и есть. А дальше начинается оригинальная и весьма сложная подвеска параллелограммного типа. Да, такая конструкция обходится недешево (в России от 1 440 000 р.). Но стоит только опробовать ее в деле, как цена уже больше не кажется завышенной.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ
Самые интересные автомобильные новости читайте в MY WAY.
Добавить комментарий