В отличие от ВОЗ мир высокой моды к новым вызовам был готов. Маски – не медицинские, конечно, – появлялись в коллекциях то одного, то другого дизайнера последние 20 лет. Просто если раньше эта деталь считалась авангардной, то сегодня она – мейнстрим. Возможно, маски помогут вывести многие модные дома из финансового кризиса: даже самые дорогие дизайнерские модели раскупаются, как горячие пирожки.
Когда в 1918 году Европу захватила эпидемия «испанки», без марлевой повязки нельзя было появиться на улице, без нее не пускали ни в трамвай, ни в магазин (звучит знакомо, не правда ли?). В газетах размещали рекламу, предлагающую приобрести «защиту для носа». Парижские и мадридские модницы натягивали шелковые платки на шляпки, стараясь поддерживать правильную цветовую гамму.
Но великие дизайнеры «золотой эры», от Коко Шанель до Кристиана Диора, не использовали маски в своих коллекциях – они предлагали мыслить «позитивно», делать жизнь своих клиенток проще, ярче и прекраснее, не думать о плохом. Маска же была символом не самых приятных перемен в истории человечества. Понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы возникла «альтернативная» мода – меланхоличная, во многом мрачная, рефлексирующая.
Ее пионером, безусловно, был Мартин Маржела. Недаром его называли «человеком без лица»: кроме одной-единственной фотографии, нет ни одного свидетельства о том, как выглядит этот дизайнер. Он поддерживал философию анонимности, и его коллекции также были окружены атмосферой тайны. В первой же, дебютной коллекции 1989 года манекенщицы выходили на подиум с закрытыми лицами – Маржела объяснял это тем, что у мира «передозировка красоты». И он не изменял себе на протяжении десятилетий – год за годом его команда выдавала коллекции, в которых лица девушек-моделей были спрятаны за балаклавами, усыпанными кристаллами, или масками, расшитыми бисером, лентами и цветами.
Эстафетную палочку подхватил Александр Маккуин, трагический гений от моды. Он тоже закрывал своим моделям лица, но идея тут была другая: женщина – всегда не та, кем кажется: она и жертва, и хищник одновременно, и мы никогда не узнаем ее истинную суть, если не сбросим с нее маску. Маккуин придумывал маски одновременно прекрасные и пугающие: некоторые закрывали только часть лица, некоторые прятали его целиком. Сшитые из кружев и атласа, они заставляли вспомнить викторианскую готику и вызывали самый широкий спектр ассоциаций – «от Эроса до Танатоса».
Британец Ричард Куинн прославился не только тем, что на показ его дебютной коллекции пришла королева Елизавета. Он известен и своими коллекциями «хамелеона»: модели будто растворяются в одежде, которая на них надета, мимикрируют, сливаются с метрами шелка и парчи. Лица моделей чаще всего закрыты: масками с острыми шипами, балаклавами в кристаллах и перьях или просто отрезами ткани liberty.
Последние 20 лет маски периодически появлялись в коллекциях разных дизайнеров. Но если раньше эта деталь считалась авангардной, то сегодня она – мейнстрим
Наряду с дизайнерами маски стали популяризировать музыканты, которым нравилось в этом аксессуаре абсолютно все – и интрига, и сексуальность, и угроза. Но если Майкл Джексон прикрывал лицо маской, чтобы не показывать публике следы пластических операций, то современные рэперы делают ставку на маску как символ протеста. Канье Уэст был в таком восторге от коллекции Маржелы 2013 года, что скупил часть масок-балаклав для своего концертного турне. За Уэстом последовали Трэвис Скотт, 2 Chainz, Tyga, Дрейк и многие другие. Рэпер Future даже посвятил этому аксессуару песню с говорящим названием Mask Off. Перед трендом не устояла и Леди Гага: маски от Александра Маккуина, а затем от Ричарда Куинна стали идеальным дополнением ее образа женщины-загадки.
В последнее время маски стремительно оккупируют подиумы. Нашумевший показ весенней коллекции-2008, созданной Марком Джейкобсом для дома Louis Vuitton, сегодня воспринимается как предзнаменование. 12 моделей, включая Наоми Кэмпбелл, Наталью Водянову и Еву Герцигову, эффектно дефилировали в сестринских белых халатах и масках из тонкого черного кружева. Что же говорить об относительно недавних показах. Уже в феврале, на церемонии награждения премией «Грэмми» певица Билли Айлиш появилась в наряде от Gucci – и тоже в маске. Правда, по словам Алессандро Микеле, креативного директора бренда, его идея не имела никакого медицинского подтекста, а скорее заявляла об идеальном гендерном уравнивании.
Вслед за Gucci на актуальную тему высказались многие модные дома: Dolce & Gabbana, Alexander Wang, Moschino, Comme Des Garçons. Маски Fendi с фирменным лого и ценой €190 за штуку особенно популярны в Азии, а Marcelo Burlon (с «крыльями») – в США. Коммерческий гений Вирджил Абло, создатель Off-White, не особенно заморачиваясь дизайном, выбросил на рынок обыкновенные хлопковые маски с логотипом в пяти различных цветах. Фанатов бренда не остановила цена в $95 – эти маски стали самым ходовым товаром в его коллекциях.
Впрочем, налицо и спрос на более изысканные варианты. «Моя черная маска смотрелась ужасающе с моим весенним образом, и я приклеила три бумажные камеи Chanel за 30 секунд, чтобы хоть как-то облагородить ее перед выездом на шоу», – поделилась Яна Рудковская с подписчиками в своем Instagram. А что еще оставалось, если любимый бренд не наладил выпуск дизайнерских масок?
Каждый из кутюрье, причастных к новому веянию, подводит под свою коллекцию определенную философскую базу. К примеру, француженка Марина Серр, предлагая носить в этом сезоне маски с принтом «гусиная лапка», утверждает: «Этот предмет создает барьер между вами и окружающим миром. Он служит защитой, но вместе с тем формирует и определенную социальную дистанцию». Впрочем, то, что маска – не только защитный, но и модный аксессуар, – факт, который невозможно игнорировать. После того как президент Эммануэль Макрон был замечен в темно-синей маске с крошечным логотипом французского флага, маленькая фабрика по производству трикотажа Bonneterie Chanteclair оказалась в центре внимания. Такую же или почти такую же, как у президента, маску захотели все. Фабрику пришлось перепрофилировать – говорят, лимитированную партию масок в бретонскую полоску раскупили через полчаса после начала продаж.
Маски сейчас производят все более или менее известные бренды. В Калифорнии очень популярны десятидолларовые маски Matrushka веселеньких расцветок. «Если наши котики и единороги сделают жизнь клиентов легче и менее пугающей, значит, мы все продумали правильно», – говорит ее владелица и главный дизайнер Лаура Хоув. Французский бренд Maison Modulare продает маски из тончайшего кружева. Александр Арутюнов выпустил коллекцию с принтами в виде ярко-красных губ, Игорь Гуляев – со слоганом «Gulяй здоровым». Бренд INSHADE шьет маски по индивидуальным заказам клиентов, а питерцы BadNorton запустили в серию модели «Токсик», «Вирус» и «Постапокалипсис». Со своими покупателями BadNorton честны, заявляя, что «из защитных функций в наших масках – только защита стиля». Как говорится, мода, как и пандемия, проходит, а стиль остается навсегда.
Новости из мира моды и стиля – в MY WAY.
Добавить комментарий