Уже на заре автопрома помимо голой утилитарности в расчет принимался дизайн – вольно или невольно создатели первых машин с двигателями внутреннего сгорания подражали конным экипажам. В автомобильном дизайне 1930-х годов главенствовали обтекаемые формы в знак восхищения стремительностью локомотивов и самолетов. В 1940-х внешность автоновинок предопределяет стиль ар-деко с его смелыми геометрическими решениями и роскошью отделки. По окончании Второй мировой референтной становится военная техника, а со второй половины 1950-х в права вступает «аэростиль», продиктованный боевой авиацией. Удивительно, но военные мотивы свойственны многим утилитарным, статусным и имиджевым моделям и по сей день.
Военная тема
Граненые формы британского внедорожника Land Rover Series конца 1940-х, перевоплотившегося в 1983 году в знаменитый Defender, навеяны американским «воякой» Willys MB. И, кстати, «Деф» в свое время служил в армии – модель выпускали в том числе в бронированной версии, как машину спецназа (с штатными пулеметами и без крыши) и даже на гусеничном ходу. Специализированные исполнения были и у немецкого Mercedes-Benz G-Class, первыми покупателями которого стали в 1979 году аргентинская и норвежская армии, а внешний дизайн был обусловлен задачами оперативного кузовного ремонта.
Jeep Gladiator Rubicon
максимальная скорость: 190 км/ч
разгон до 100 км/ч: 8,5 с
мощность: 289 л. с.
Интересно, что в новых поколениях культовые британский и немецкий SUV сохранили рубленый дизайн, хотя формы и стали более обтекаемыми в угоду аэродинамике и требованиям по безопасности пешеходов. При этом если Defender «слез» с рамы и сделал шаг в сторону ультрасовременной электроники бесповоротно, то Gelandewagen, даром что разжился новыми гаджетами, сохранил и рамную конструкцию, и исполнения для армии с шасси, где вместо независимых подвесок сохранились неразрезные мосты предшественника.
Ностальгические милитари-нотки звучат также и в современных творениях марки Jeep. Ее свежий продукт, большой пикап Gladiator, как и соплатформенный SUV Wrangler, идет – что тут удивляться – в стилевом фарватере все того же Willys MB. К примеру, двери характерно усечены в нижней части, колесные арки трапециевидные, а мощная решетка радиатора – с семью фамильными прорезями. В свою очередь в дизайне задних фонарей и крыши беби-кроссовера Jeep Renegade обыгрывается мотив выштамповок канистры Винценца Грюнвогеля, которая была закреплена на «корме» Willys MB.
ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК LAMBORGHINI LM002 РАЗРАБАТЫВАЛСЯ В КОНЦЕ 1970-Х ДЛЯ ПЕНТАГОНА (И ДАЖЕ ПОЛУЧИЛ ПРОЗВИЩЕ RAMBO-LAMBO, ТО ЕСТЬ LAMBORGHINI ДЛЯ РЭМБО)
Военные мотивы просочились даже в ультрасовременные эпатажные электрокары! По признанию главы Tesla Илона Маска, авангардный стиль электрокроссовера Cybertruck продиктован отчасти бомбардировщиком Stealth. И, кстати, в конце текущего года грозное детище Маска встанет на конвейер предприятия в Техасе с голым кузовом из нержавейки, то есть без окраски. Так что по уровню брутальности Cybertruck станет еще ближе к спецтехнике.
Lamborghini LM002
максимальная скорость: 190 км/ч
разгон до 100 км/ч: 7,8 с
мощность: 455 л. с.
Авиационные образы являются также частью дизайн-философии марки Lamborghini, в портфолио которой, как известно, тоже имеется «вояка». Так, первый серийный внедорожник марки, LM002, разрабатывался в конце 1970-х для Пентагона (и даже получил прозвище Rambo-Lambo, то есть Lamborghini для Рэмбо).
На гражданку
Много поклонников имеют также и гражданские машины, «перекроенные» из армейской техники. Пожалуй, самое узнаваемое в этой компании – семейство внедорожников Hummer, прародителем которых является армейский грузовичок HMMWV M998 образца 1983 года. Вездеход авторства компании AM General в армии окрестили «Хамви», и его нельзя было купить, в отличие от гражданской версии, выполненной на его базе. В 1992 году этот продукт конверсии вышел на рынок под названием Hummer H1, технически отличаясь от военного аналога лишь незначительными деталями. Например, в автоматической трансмиссии появилось положение Parking.
GMC Hummer EV
максимальная скорость: н/l
разгон до 100 км/ч: 3,5 с
мощность: 1014 л. с.
Последующие модели Hummer были построены уже на гражданских платформах от пикапов Chevrolet Colorado и GMC Canyon, но тоже выглядели весьма браво. С завершением выпуска модели H3 в 2010 году бренд Hummer, как казалось многим, канул в Лету. Но нет – военная харизма возродилась на новом витке с премьерой в 2020 году одноименного внедорожника, выпускающегося сегодня под крылом марки GMC. Следуя глобальному тренду, GMC Hummer отказался от ДВС в пользу электромоторов, причем топовая версия внедорожника имеет отдачу в 1014 л. с., и такую технику, как пневмоподвеска, режим CrabWalk, в котором машина может ехать по диагонали, и сразу 18 камер кругового обзора.
Броня крепка
Что еще гражданские машины переняли у военных родственников? Например, опциональную бронезащиту, которую они получают как на заводах автопроизводителя, так и в тюнинг-ателье. Яркий представитель первой группы «броненосцев» – седан Audi A8 L Security, который выпускают в «закрытом» цехе завода Audi в Неккарзульме. Кузов флагманского лимузина защищен по стандарту VR9, то есть способен выстоять против бронебойных пуль калибра 7,62, а его стекла соответствуют топовому уровню VR10 – их не пробить из снайперской винтовки, снаряженной патронами с термоупрочненным сердечником.
Подвеска и электронные системы бронированной Audi серьезно модифицированы, полная масса достигает 4,5 т, что на 1,7 т больше, чем у базовой версии, и даже несмотря на это битурбированный четырехлитровый V8 мощностью 571 л. с. позволяет «тяжеловесу» ускориться до «сотни» всего за 6,3 с. В оснащение входят системы подачи кислорода, пожаротушения, аварийного отстрела дверей, а также переговорное устройство и шины Michelin Pax, позволяющие продолжать движение даже после пробоя.
ROLLS-ROYCE CULLINAN СПОСОБЕН ВЫДЕРЖАТЬ ОБСТРЕЛ ПУЛЯМИ КАЛИБРОМ 7,62 И ПОДРЫВЫ РУЧНЫХ ГРАНАТ
В свою очередь, флагманский SUV Rolls-Royce Cullinan, погостив в «лаборатории» немецкого тюнинг-ателье Klassen, вышел оттуда с бронекапсулой, баллистической защитой аккумулятора, электронного блока управления, панелей дверей, крыши и днища. В результате «аристократ» способен выдержать обстрел пулями калибром 7,62 и подрывы ручных гранат. Подвеска и тормозная система здесь перекалиброваны с учетом возросшей снаряженной массы. Также предусмотрены система пожаротушения, интерком и выдвижная перегородка между пассажирским салоном и первым рядом. Но самое интересное, что тюнингеры постарались, чтобы внешне кроссовер не отличался от стандартного варианта – ни дать ни взять агент 007 в бронежилете под смокингом.
Rolls-Royce Cullinan
максимальная скорость: 250 км/ч
разгон до 100 км/ч: н/д
мощность: 600 л. с.
Армейские технологии
В то же время не секрет, что многие электронные технологии проникают в автопром из военной сферы, а носителями таких ноу-хау становятся, как правило, флагманские модели престижных марок. Взять хотя бы лимузин Mercedes-Benz S-Class нового поколения. Кузов флагмана более чем на 50% выполнен из алюминиевого сплава – привет авиации! В огромном списке оснащения значатся такие позиции, как «умная» система проекции данных на лобовое стекло. Фактически речь идет о технологии дополненной реальности, распознающей разметку, пешеходов, дорожные знаки, транспортные средства, а также накладывающей визуальные подсказки на объекты в поле обзора. Между тем проецируемые индикаторы на лобовом стекле (ИЛС) изначально – реалия военной авиации: так перед пилотом выводится прицельная и пилотажная информация.
Система ночного видения, также использующаяся в S-Class, задействует тепловизионную матрицу, реагирующую на выделяемое тепло объектов, и это тоже продукт военной отрасли, причем с обширной историей. Первые образцы приборов ночного видения использовались на танках еще во время Второй мировой. Сегодня помимо S-Class такая техника предлагается штатно для старших моделей ведущих марок, и ее, к слову, ценят не только любители поездок ночью, но и охотники. Ведь с помощью такого инструментария можно обнаруживать дичь, не выходя из машины.
Mercedes-Benz S-Class S 580 4MATIC L
максимальная скорость: 250 км/ч
разгон до 100 км/ч: 4,4 с
мощность: 503 л. с.
Элементы системы автопилотирования (адаптивный круиз-контроль, системы контроля рядности и автоматического торможения), равно как «парктроники» и функционал автопарковки, созданы в свою очередь на основе видеокамер и радаров. Последние, как известно, также разработаны военными, как система GPS, созданная в 1978 году по заданию Пентагона инженерами ВВС США. S-Class, кстати, умеет парковаться без водителя в салоне, в том числе на специально оборудованных автоматических стоянках.
Наконец, аудиоинтерфейсы и голосовые помощники, которые имеются сегодня едва ли не в каждом автомобильном мультимедийном центре, также пришли в автопром из армии – с середины XX века такие системы используются, к примеру, в авиации, передавая подсказки экипажу самолетов. Сегодня в S-Class с водителем общается голосовой помощник Hey Mercedes, который распознает речь на 27 языках, понимает косвенные команды типа «Мне холодно» и «Я устал» и обучается, подстраиваясь под речь носителя языка. Кстати, голос здесь женский. Согласно ряду исследований, он лучше различается и воспринимается на уровне психики.
Самые интересные автомобильные новости читайте в MY WAY.
Добавить комментарий