В те времена, когда братья Монгольфье запускали свои первые шары, это казалось апогеем смелости, как научной, так и чисто человеческой, – и было сродни освоению космоса: сначала аппарат воспарил без пассажиров, через три месяца в корзину посадили барана, петуха и утку, и лишь спустя пять месяцев взлетели люди. К слову, братья-экспериментаторы хотели испытать свою «аэростатическую машину» лично, да отец им запретил; король даже предлагал взять для этой цели двух осужденных на смертную казнь преступников, но нашлись добровольцы. Пилатр де Розье и армейский офицер маркиз д’Арланд 21 ноября 1783 года первыми поднялись в небо на монгольфьере. Каждый полет собирал несметные толпы зрителей, газеты захлебывались восторженными описаниями, а в пилоты еще долгие годы шли отчаянные храбрецы, и каждый почитался как национальный герой.
Сегодня воздухоплавателем может стать любой человек независимо от возраста, пола, веса и прочих физических кондиций. Было бы желание. Воздушные шары запросто катают публику во время городских праздников, а уж на разные фестивали аэронавты-любители съезжаются целыми семьями – бывает, что сразу четыре поколения взлетает в одной гондоле. Счет клубам и ассоциациям в мире идет на сотни. Аэростаты любого типа и размера выпускаются в промышленных масштабах, они надежны, долговечны и не так уж сложны в управлении.
Но все-таки воздухоплавание и сейчас относят к экстремальным видам спорта. Почему? Как объясняет вице-президент Федерации воздухоплавания России, мастер спорта по воздухоплаванию Иван Меняйло, дело в удивительном разнообразии, разноплановости этого занятия. Разброс необычайно широк: от 15-минутных покатушек и туристических полетов ради удовольствия до профессиональных рейтинговых соревнований и перелетов с целью установить очередной рекорд.
Начинается все, как правило, с приятного хобби. Принцип движения воздушного шара в чем-то сравним с парусной яхтой, только в трехмерном измерении: скорость здесь не самоцель, надо просто поймать ветер… и стать с ним заодно. Упоительное ощущение свободы!
Дальше – больше. Кого-то на всю жизнь покоряет романтика неба. И не только неба. Земля тоже открывается заново, даже очень хорошо знакомые места – природные ландшафты, монастыри, водопады – с высоты выглядят совсем иначе. Аэростат бесшумен, так что, поднявшись над водопадом, вы будете слышать плеск воды, а проплывая над стадом диких слонов где-нибудь в Африке, не распугаете их. Отпуск в воздухе дает на порядок больше впечатлений. Причем это не сильно хлопотно: шар и корзину любая авиакомпания примет как негабаритный багаж, а уже на месте покупается газ (обычный бытовой баллон пропана) и арендуется машина, на которой ездит команда сопровождения.
Кого-то на всю жизнь покоряет романтика неба. И не только неба. Земля тоже открывается заново, даже очень хорошо знакомые места с высоты выглядят совсем иначе
А кого-то всерьез увлекает состязательный аспект. Хотя шар движется пассивно, подчиняясь воздушным потокам, пилот, изучив метеоусловия, вполне может распланировать маршрут. Горизонтальный полет происходит за счет попутного ветра. Чтобы лететь быстрее, надо набрать высоту, где его скорость больше. К тому же ветер на разных высотах зачастую дует еще и в разных направлениях. Умело оперируя горелкой и клапаном монгольфьера (подъем происходит при нагреве воздуха внутри оболочки, спуск – при его стравливании), опытный пилот способен настолько контролировать направление полета, что для аэростатов даже существуют соревнования на точность. Для этого на земле выкладывают крест 10х10, а то и 5х5 м. Участникам позволяют запустить из этой точки детские надувные шарики, чтобы проследить их траектории. Потом все разъезжаются к местам старта, не ближе 2 км от цели, поднимают в небо свои аэростаты и летят к кресту. Задача – в момент нахождения над мишенью сбросить на нее маркер в виде грузика с яркой лентой, чем ближе к центру, тем лучше.
Мировые рекорды
Есть соревнования на время – победителем становится тот, кто пролетит за определенные часы максимальное расстояние. Но еще более интересная и трудная разновидность этого спорта – полеты на дальность. Первый такой турнир, организованный американским газетным магнатом Джеймсом Гордоном Беннетом, состоялся 30 сентября 1906 года в Париже. С тех пор Кубок Беннета считается самым престижным, сейчас он разыгрывается под эгидой Международной авиационной федерации (ФАИ, Fédération Aéronautique Internationale), причем по тому же регламенту, что и сто лет назад. Правила предельно просты: улететь на газовом аэростате как можно дальше от точки старта. Единственной уступкой современности стало использование радионавигации и транспондеров, ведь шары как полноценные участники воздушного движения не должны создавать угрозы интенсивному трафику в небе.
В 2019 году местом старта станет аэродром французского городка Монбельяр, что в Бургундии. В прошлогоднем Coupe Aéronautique Gordon Bennett, проходившем в Берне (Швейцария), участвовало 20 команд из 11 стран, в том числе российская в составе Леонида Тюхтяева и Марии Садковской. В итоговой таблице они оказались предпоследними, но для Тюхтяева это уже четвертый турнир, в 2012 году он поднимался и до пятого места. Вообще, его биография – типичный пример того, как человека затягивает небо. Воздухоплаванием увлекся в 1996-м, к 2011 году уже имел за плечами восемь мировых и множество российских рекордов на дирижаблях и аэростатах, а потом и на океан замахнулся – в 2015-м совместно с американским пилотом Троем Брэдли совершил уникальный перелет на газовом аэростате «Два орла» через Тихий океан. Стартовав 21 января из города Сага (Япония), они летели на высоте 6–8 км на восток, 31 января, израсходовав весь балласт, приводнились в 8 км от берега Калифорнии. Результатом стали два мировых рекорда: по дальности – 10 710 км и продолжительности – 160 ч 43 мин.
Среди самых известных экстремалов воздухоплавания много россиян, и надо сказать, это люди абсолютно неугомонные. Вспомним хотя бы Валентина Ефремова, который в 2005 году впервые в истории на тепловом аэростате «Святая Русь» покорил Северный полюс. А в 2017–2018 годах он предпринял большую экспедицию «Россия от запада до востока», преодолев более 25 000 км на автомобиле и воздушном шаре, со стартом в Калининграде и финишем в крайней восточной точке материковой Евразии, на мысе Дежнева.
Федор Конюхов в 2016 году на комбинированном шаре-розьере (в таких подъемная сила создается и газом легче воздуха, и подогревом несущего газа) «Мортон» с первой попытки в одиночку облетел Землю, установив два мировых рекорда – по скорости 268 ч 20 мин и протяженности маршрута 35 168 км, за что был признан ФАИ «Пилотом года 2016». А в феврале 2017-го Конюхов с Иваном Меняйло на 4,5 часа улучшили мировой рекорд по продолжительности беспосадочного полета на тепловом аэростате, державшийся 20 лет, – пробыли в воздухе 55 ч 10 мин. Сейчас Федор готовится к полету на аэростате в стратосферу. Шар изготавливает английская фирма Cameron Balloons, пилот будет находиться в герметичной капсуле, ведь цель проекта – новый рекорд высоты. Чтобы его засчитали, предыдущую отметку 21 027 м (достижение индуса Виджайпата Синганья 2005 года) надо улучшить минимум на 3%, а задача максимум – подняться на 25 000 м.
Календарь важнейших событий
11 – 17 июня
24-я Международная встреча воздухоплавателей:
– Чемпионат России по воздухоплавательному спорту
– Кубок Дружбы
– Кубок города Великие Луки
– Кубок княгини Ольги
Великие Луки, Россия
12 –18 августа
«Небо России – 2019»
Международный спортивный культурно-зрелищный фестиваль воздухоплавания
Рязань, Россия
22 – 27 октября
FAI European Hot Air Balloon Championship 2019 Mallorca Balloons Trophy
Чемпионат Европы по воздухоплавательному спорту (тепловые аэростаты)
Майорка, Испания
12 – 21 сентября
Coupe Aéronautique Gordon Bennett
Монбельяр, Франция
О самых интересных спортивных событиях читайте в MY WAY.
Добавить комментарий