Данте и Беатриче
Самая знаменитая в европейской культуре любовь с первого взгляда имеет точную датировку. Будущий гений впервые увидел свою музу в 1274 году: ему было девять лет, ей на год меньше. Зарождение же взрослого чувства случилось спустя время – когда 18-летний поэт вновь столкнулся с Беатриче: изящная девушка, одетая в белое, шла по улице... Именно тогда Данте Алигьери сразила любовь, которая затем направляла его жизнь и вдохновляла на творчество до конца дней. Беатриче умерла в возрасте 23 лет, и за все годы, прошедшие с их первой встречи, поэт разговаривал с ней лишь дважды. Она стала главной героиней его исповедальной «Новой жизни» и важнейшей, ангельской фигурой в «Божественной комедии», написанных уже после ее смерти.
Эта безответная немая любовь будет вдохновлять многих писателей следующих веков. В живописи же ее особенно полюбили прерафаэлиты, восхищавшиеся итальянской культурой той эпохи. Вдобавок один из лидеров движения, Данте Габриэль Россетти, был тезкой великого поэта, что подтолкнуло его интерес и породило крупную серию работ, посвященных Беатриче. Любили эту тему и итальянские исторические живописцы конца XIX века, ведь это не только красиво, но и патриотично.
Петрарка и Лаура
Это другая знаменитая пара итальянской позднесредневековой поэзии, также ставшая эталоном для творцов грядущих поколений. Франческо Петрарке было 22, когда 6 апреля 1327 года он впервые увидел Лауру в авиньонской церкви. Следуя ролевой модели, заданной Данте, поэт сделал безответную платоническую любовь источником своего вдохновения. И славы. Муза, которой он посвятил более трехсот сонетов, скончалась спустя 21 год после их первой встречи. Неизвестно, разговаривали ли они хотя бы раз в жизни, или он только искал ее взгляда в различных храмах, куда она ходила сначала со своими родителями, а потом с мужем. Сам Петрарка не женился и принял духовный сан.
Известно, что художник Симоне Мартини, прославившийся своими златофонными изображениями Мадонн, по просьбе Петрарки выполнил для него портрет Лауры. Это был один из первых реалистичных портретов в итальянском искусстве, однако он, увы, не сохранился. Тема первой встречи Петрарки и Лауры также приковывала к себе внимание живописцев, и опять в лидерах – прерафаэлиты. Чтобы не перепутать сцены с Данте или Петраркой, достаточно помнить, что первого удар молнии поразил на открытом воздухе, а второго – под сводами храма. А еще, конечно, у Алигьери более выразительный нос.
ЧТОБЫ НЕ ПЕРЕПУТАТЬ СЦЕНЫ С ДАНТЕ ИЛИ ПЕТРАРКОЙ, ДОСТАТОЧНО ПОМНИТЬ, ЧТО ПЕРВОГО УДАР МОЛНИИ ПОРАЗИЛ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ, А ВТОРОГО – ПОД СВОДАМИ ХРАМА
Третий великий итальянец с подобной историей – Джованни Боккаччо, с первого взгляда влюбившийся во Фьямметту и молча томившийся по ней (кстати, все три женских имени – псевдонимы, и окончательной идентификации личности дам не существует). Однако Боккаччо был охальник, а не романтический поэт – наверное, именно по этой причине и художников он не вдохновил.
Иаков и Рахиль
Более древний сюжет любви с первого взгляда и гораздо более популярный в живописи – библейская история о знакомстве Иакова и Рахили. Будущий родоначальник всех евреев в молодости был вынужден покинуть место обитания своей семьи из-за того, что обманул старшего брата Исава. Иаков отправился в края, откуда была родом его мать. У колодца он увидел пастухов, которые и рассказали ему, что приближающаяся к ним девушка-пастушка – дочь его дяди. Для Рахили Иаков отвалил камень, прикрывавший устье колодца, напоил ее овец, а потом поцеловал девушку, заплакал и представился. Затем Иакову предстояло 14 лет бесплатно работать на дядю, чтобы заслужить руку Рахили, но на тот момент он этого не знал.
Изображения сцены у колодца можно найти в бесчисленных произведениях искусства, начиная со Средневековья. Рафаэль в росписях лоджий Ватикана трактует персонажей в античном духе. В картинах назарейцев начала XIX века можно найти какие-то абстрактные мотивы. Лишь во второй половине столетия, с появлением ориентализма и интересом историзма к старинным костюмам, восточная тема становится четко выраженной. В любом случае ищите пару, колодец и стада – вот главный признак.
Генрих VIII и Анна Болейн
Хотя все мы знаем, что конец у этой истории отнюдь не прекрасен, у викторианских живописцев она почему-то пользовалась большим успехом. Быть может, потому что благодаря этой любви в Англии был введен протестантизм, одна из важнейших скреп в стране в XIX веке. Тем более что королева Виктория на престоле волей-неволей соотносилась со своей предшественницей Елизаветой Тюдор – плодом этой страсти.
Пишут, что Анна впервые появилась при английском дворе во время мероприятия кардинала Томаса Вулси (поэтому его фигуру в красном иногда можно заметить в углу картин на этот сюжет). Это случилось 4 марта 1522 года, когда девушка участвовала в театрализованном представлении Chateau Vert, организованном кардиналом в готическом Йорк-Плейсе. Анна воплощала аллегорическую фигуру Настойчивости, а ее сестра Мария – Доброту. Любопытно, что на самом деле у Генриха был тогда роман именно с Марией, а отношения с Анной он начал только годы спустя. Тем не менее художники предпочитали писать на фоне кардинальского праздника более знаменитую сестру.
Алексей Михайлович и будущая невеста
Помимо сюжетов про поэтов, в искусстве достаточно распространены изображения первых встреч монархов самых разных стран с их будущими женами – обычно нареченными еще в детстве по самым разным политическим мотивам. Но изображается это так, как будто действительно – великая любовь. Особенно удивительно разглядывать, если это, скажем, гравюра, сделанная в год свадьбы, а ты знаешь, что через несколько лет жена своего супруга-короля отравит или что-нибудь наоборот. Но есть и исключения – когда речь идет о свадьбах русских царей. Наши правители XVI–XVII веков следовали византийскому обычаю и устраивали смотры невест: «конкурсы красоты», на которых собирали юных дворянок со всей страны. Невесту царь выбирал из финалисток, прошедших предварительные осмотры бояр (и своей матери, конечно). Из Романовых так женились все цари (кроме Петра I), а из предшествующих династий – только Иван Грозный, правда, трижды.
Сюжет этот был популярен в исторической живописи XIX века. На картине Григория Седова изображена встреча Алексея Михайловича с будущей невестой. Какая именно? У Алексея смотров невест было два. Первый – в 1647 году, когда он выбрал Евфимию Всеволожскую, однако жениться на ней ему не дали, «испортили» девицу наговорами и придворными интригами. В итоге придворные сосватали ему Марию Милославскую. Второй смотр овдовевший царь провел в 1670 году – так он познакомился с Натальей Нарышкиной, которой суждено было стать матерью Петра Великого. Судя по тому, что главный герой тут молодой, безбородый, – это первый смотр, который кончится разбитым сердцем царя и ссылкой невесты в глушь.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.
Добавить комментарий