Мода циклична, а все новое – это хорошо забытое старое. Третья волна феминизма, которую мы сейчас наблюдаем, вынесла на берег смокинг – именно он, а не розовое платье-торт правит бал на красной ковровой дорожке. Но смокингу нужно соответствовать – это та одежда, которую могут себе позволить только сильные женщины. Первой, пожалуй, была Сара Бернар. Великая актриса крушила гендерные стереотипы и на сцене, играя Гамлета, и в жизни, – надевая брючные костюмы, «как у мальчика». Именно Сара во многом вдохновляла Коко Шанель, которая устроила революцию в моде, переодев женщин в тельняшки, жакеты и мужские штаны. Но именно смокинг стал популярен среди богемы несколько десятилетий спустя. Блюзовая певица, звезда ночных клубов Гарлема Глэдис Бентли шокировала публику каждой деталью своего имиджа – она в открытую флиртовала с женщинами и надевала на сцену не страусиное боа, а белоснежный смокинг, резко контрастировавший с цветом ее кожи. Она стирала границы между богатством и бедностью, белым и черным, мужчиной и женщиной, гетеро- и гомосексуальностью.
Примерно так же заявляла о себе и Марлен Дитрих. Переехав в Голливуд из Германии, актриса первым делом облачилась в смокинг: именно в нем она играла свою роль в «Марокко». Ее шикарный костюм с атласными лацканами вдохновил десятки светских львиц Манхэттена, а сама Дитрих получила за этот фильм свою первую (и последнюю) номинацию на «Оскар». К слову, в «Марокко» Марлен запомнилась еще и своим поцелуем с женщиной – многие посчитали это скандалом, но только не партнер актрисы, знаменитый мачо Гэри Купер. «Более соблазнительной женщины я не встречал», – говорил он.
Надо сказать, что Дитрих выбирала смокинг не ради эпатажа – она действительно считала его самой подходящей ее естеству одеждой. Вновь актриса надела тот же костюм в «Белокурой Венере», а потом выводила смокинг в свет на приемах и вечеринках. «У меня неидеальные ноги, но я знаю, что с этим делать», – говорила Марлен (и ее портной полностью разделял это решение).
В 1975 году знаменитый фотограф Хельмут Ньютон поддержал имидж смокинга как костюма-провокации серией снимков для французского Vogue
Другой актрисой с «неидеальными» ногами, любившей переодеваться в мужское, была Кэтрин Хепберн. Ее крайне редко видели в юбке, а в последние десятилетия карьеры почти никогда. В 1981 году телеведущая Барбара Уотерс спросила 73-летнюю Хепберн, есть ли у нее хотя бы одна юбка, и получила ответ: «Одна найдется, мисс Уотерс, и я надену ее на ваши похороны».
Главным предметом одежды в 1960-е была мини-юбка, придуманная Мэри Куант, но ничуть не менее сексуально выглядел смокинг от молодого гения Ива Сен-Лорана. Дебют Le Smoking состоялся в 1966 году, и это был не просто брючный костюм на выход, позаимствованный из мужского гардероба, а вполне самостоятельное произведение. Сен-Лоран перекроил традиционный смокинг под женскую фигуру. Заниженные лацканы жакета, заниженная линия талии на брюках, штанины, визуально удлиняющие ноги… Неудивительно, что все музы Сен-Лорана, от Лулу де ла Фалез до Катрин Денев, заполучили в свой гардероб по парочке экземпляров. Дополнительной рекламой смокингу послужил и знаменитый случай в манхэттенском ресторане La Cote Basque в 1968-м, когда другую фаворитку дизайнера, Нан Кемпнер, не пустили в зал в этой «неприличной одежде». Как вспоминала Нан, ей было сказано, что поужинать в мужских брюках – все равно что поужинать в купальнике. Но девушка оказалась сообразительной и с юмором: она просто сняла брюки, и, оставшись в одном жакете, как в мини-платье, проследовала в зал.
В 1975-м знаменитый фотограф Хельмут Ньютон поддержал имидж смокинга как костюма-провокации серией снимков для французского Vogue: на них андрогинная модель в Le Smoking «снимает» проституток на ночной парижской улице.
В 1980-е брючные костюмы, и в том числе смокинги, распространились повсеместно. Это десятилетие прошло под знаком женских жакетов с накладными плечиками, запонок, золотых пуговиц… и сериала «Династия». Дизайнер «Династии» Нолан Миллер отшивал жакеты с брюками почти для каждого персонажа женского пола. «Это демонстрация женской силы, власти и амбиций», – говорил он.
Джули Эндрюс, само воплощение женственности, носила элегантный смокинг с белоснежной сорочкой в фильме «Виктор/Виктория» (многие считают, что актрису вдохновлял образ Марлен Дитрих в «Марокко»). Грейс Джонс позировала для обложки альбома Nightclubbing (1981) в черном смокинге от Armani, а Энни Леннокс, лучшая половинка дуэта Eurythmics, подчеркивала свою андрогинность с помощью классической двойки. Чуть позже полюбила смокинги и Мадонна – она надевала их и на голое тело, с галстуком-бабочкой и цилиндром, и это выглядело более сексуально, чем когда она эпатировала публику кружевными лифчиками напоказ. Певица превзошла сама себя на церемонии вручения премии «Грэмми-2014», облачившись в необычный смокинг от Ральфа Лорена и дополнив его шляпой, тростью и бриллиантовой перчаткой а ля Майкл Джексон.
Настоящим популяризатором смокинга для поколения миллениалов и зумеров можно считать певицу Жанель Моне. Впервые она вышла на сцену в 2006-м уже в готовом образе: своей фирменной походкой вразвалочку и в смокинге. Этому стилю Жанель верна до сих пор: «В смокинге я принимаю ванну, в смокинге я плаваю и, может быть, в смокинге меня похоронят. Для меня это стандартная форма, это класс и стиль, это образ жизни, который мне нравится». При этом те, кто упрекает певицу в заносчивости и претензии на аристократизм, совершенно неправы – ее интерпретация смокинга кардинально отличается от общепринятой. «Это обычная черно-белая форма рабочего класса. Моя мать была дворничихой, отец – водителем мусоровоза, отчим работает на почте, так что я тесно связана с теми, кто каждый день борется за существование. Кто оскорбляет мою черно-белую форму, тот оскорбляет рабочего человека», – заявляет Жанель Моне.
Cмокинг стал самым узнаваемым вечерним костюмом Анджелины Джоли – этот образ она тиражировала для многих обложек, включая июньский номер Elle за 2014 год, где позировала Эди Слиману
Давно прошло то время, когда женский смокинг считался эксклюзивным изобретением Ива Сен-Лорана. Свои варианты есть у Стеллы Маккартни и Ральфа Лорена, Том Форд придумал смокинг для дома Gucci, а Риккардо Тиши – для Givenchy. Эван Рэйчел Вуд выгуляла свою черно-белую пару от Altuzarra на церемонии «Золотой глобус-2017». Рианна не изменяет смокингу, начиная со своего первого появления в шикарной двойке Dolce & Gabbana на Met Gala-2009. Ну и, разумеется, смокинг стал самым узнаваемым вечерним костюмом Анджелины Джоли – этот образ она тиражировала для многих журнальных обложек, включая июньский номер Elle за 2014 год, где позировала в Le Smoking Эди Слиману.
В новой версии «Людей в черном» смокинг носит уже женщина, красавица Тесса Томпсон, в «Простой просьбе» в смокинге блистает Блейк Лайвли – список можно продолжать и продолжать. Чем громче будет заявлять о себе женское движение, чем более независимо будут чувствовать себя те, кого всегда называли слабой половиной человечества, тем больше будет таких примеров. Но не стоит спешить с покупкой культового костюма, если вы еще не созрели. Как сказала когда-то Жанель Моне: «Не каждый умеет носить смокинг – это зависит от личности».
Новости моды и стиля – в MY WAY.
Добавить комментарий