«Золотой лев»
«Форма воды»
(режиссер Гильермо Дель Торо)
«Золотой лев» в Венеции
Гениальный создатель макабра Гильермо Дель Торо («Хронос», «Лабиринт фавна», «Хребет дьявола») наконец получил признание от высокоинтеллектуальной публики: его «Форма воды» взяла главный приз в Венеции. Эта мелодрама – явный оммаж старому советскому фильму «Человек-амфибия»: действие происходит в самом начале 1960-х, в разгар холодной войны между СССР и США, а главный герой, человек с жабрами, влюбляется в обыкновенную девушку. Она кормит его вареными яйцами и ставит пластинки Бенни Гудмана: как и в фильме Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева, все заканчивается не однозначным хеппи-эндом.
«Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»
(режиссер Мартин Макдонах)
Приз «За лучший сценарий» в Венеции
Крайне резкая, неполиткорректная драма ирландца Мартина Макдонаха («Залечь на дно в Брюгге»). Это его гранд вояж в современную, «трамповскую» Америку. Действие происходит в южных штатах, матьодиночка Милдред (Фрэнсис Макдорманд), чью дочь изнасиловали и убили, пытается добиться справедливости. Полиция закрывает дело за отсутствием улик – и на последние деньги Милдред арендует три рекламных щита, на которых в открытую стыдит местные власти. Власти реагируют незамедлительно, и вспыхивает война локального порядка – с «коктейлями Молотова» и ушлыми телевизионщиками. Кроме острой социальной критики, на которую сами американцы, кажется, не решаются, фильм выделяется отличными актерскими работами: все, начиная с любимицы братьев Коэн Фрэнсис Макдорманд и заканчивая Сэмом Рокуэллом в роли копа-расиста, совершенно замечательны.
«Золотой медведь»
«Обратная сторона надежды»
(режиссер Аки Каурисмяки)
«Серебряный медведь» на Берлинале
«Золотого медведя» в Берлине получила другая картина, но героем дня все равно стал Аки Каурисмяки, поднявшийся на сцену нетрезвым, а потом попытавшийся засунуть статуэтку медведя в карман смокинга. То же самое он делает и в своих картинах – снижает градус пафоса, даже если речь идет о больной теме беженцев. Главный герой – сириец, добравшийся до Хельсинки в трюме грузового корабля. Ему тут явно никто не рад, кроме ушедшего на пенсию продавца мужских галстуков. Эта странная дружба, печальная и смешная одновременно, – настоящий гимн человечности.
«О теле и душе»
(режиссер Ильдико Эньеди)
«Золотой медведь» на Берлинале
Главная болезнь человечества – социопатия, и этот диагноз точно сформулировала венгерская женщина-режиссер Ильдико Эньеди. Ее герои, женщина и мужчина, работают на мясокомбинате, почти не разговаривают (не только друг с другом, вообще ни с кем), зато видят совершенно одинаковые сны. Этих общих снов вполне достаточно для любви – тем более что и любовь превратилась в почти непозволительную роскошь… Медитативная мелодрама с нотками абсурда впечатлила членов жюри Берлинале и серьезно повлияла на их коллег в Венеции, которые спустя несколько месяцев тоже вручили главный приз парадоксальной лав-стори (см. «Форму воды»).
«Золотая пальмовая ветвь»
«Квадрат»
(режиссер Рубен Остлунд)
«Золотая пальмовая ветвь» в Каннах
Вопреки прогнозам (многие делали ставку на «Нелюбовь» Андрея Звягинцева) главный приз в Каннах взяла картина шведского режиссера Рубена Остлунда. Выбор жюри вдвойне необычен: во-первых, это комедия, а во-вторых, комедия о современном искусстве. В действительности такое решение зрело давно: из года в год все главные призы на фестивалях получали депрессивные остросоциальные драмы. Конечно, все от них устали – трагедий и драм нам хватает в теленовостях. При этом «Квадрат», конечно, комедия интеллектуальная – для тех, кто интересуется современным искусством, и для кого слово «инсталляция» не является ругательством. В этом жанре тоже полно абсурда, начиная с несчастных животных в формальдегиде Дэмьена Херста и заканчивая «пороховой живописью» (то есть создать, а потом взорвать на глазах у зрителей) Цая Гоцяна.
«Роковое искушение»
(режиссер София Коппола)
Приз «За лучшую режиссуру» в Каннах
Дочь великого Фрэнсиса Форда Копполы – сама по себе очень талантливый и самобытный режиссер. Она снимает женщин и с точки зрения женщин – мужчины в ее картинах всегда самодовольные и агрессивные, думающие не головой, а совсем другим органом. Как, например, герой Колина Фаррелла в «Роковом искушении» (кстати, это ремейк, и в старом фильме ту же роль играл Клинт Иствуд). Раненый солдат времен Гражданской войны попадает в пансион благородных девиц, который держит в лесах героиня Николь Кидман. Девицы оказывают ему всевозможные знаки внимания, и солдат начинает этим пользоваться: одной обещает любовь до гроба, другую целует в укромной беседке, третьей делает лишь намеки… Если бы эту историю рассказывал мужчина, закончилось бы все женской дракой за альфа-самца, но Копполамладшая сделала ставку на женскую солидарность: в финале девочки вытаскивают труп несчастного мачо за ворота.
«Нелюбовь»
(режиссер Андрей Звягинцев)
Приз жюри в Каннах
Андрей Звягинцев забрал домой не главный, но все же очень статусный приз. «Нелюбовь» – действительно очень сильная картина, не отметить которую было бы странно. Но полюбить ее по-настоящему вряд ли у кого-то получится: заявленная в названии эмоция распространяется, к сожалению, не только на главных героев фильма, но и на самого режиссера. Историю семейной пары, которая в процессе развода теряет своего ребенка (сначала в переносном смысле, потом буквально), Андрей Звягинцев рассказал с чувством легкого отвращения – что-то подобное испытывали бы мы на уроках биологии, препарируя лягушек. Все герои несчастны, все мучают друг друга от безысходности, и конца этому нет и быть не может.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий