Академическая классическая музыка – в том виде, в котором она существует сегодня, – зародилась на рубеже XVIII–XIX веков, когда были сформированы основные законы создания произведений и оговорены правила их исполнения. Гайдн, Моцарт и Бетховен создали ту самую классическую музыку, к которой мы все привыкли и с которой сравниваем «все другое». Впрочем, те же самые венские классики предоставили и карт-бланш для осуществления национальных музыкальных проектов – создания национальных композиторских школ, установления национальных исполнительских канонов, закрепления национальных систем обучения.
В России первым идеи национального в музыке реализовал Михаил Глинка. Он высказал тезис, который и по сей день остается непререкаемым: «Музыка – душа народа». К слову, этот лозунг был взят на вооружение официальной советской критикой, отделявшей «истинное» от «ложного» именно по факту принадлежности к национальному.
Во Франции в XIX веке глашатаем национального романтизма стал Гектор Берлиоз, в Польше – Фредерик Шопен, в Италии – Никколо Паганини. С тех пор классическая музыка перестала восприниматься как нечто светское или элитарное и приобрела формат национального явления. Постепенно ее стали исполнять только «местные кадры», причем аудитория слушателей значительно расширилась.
Со временем так сложилось, что исключительно представителям национальных школ было дано право исполнять музыку своей страны. Соответственно, итальянцы, французы, англичане играли произведения Верди, Дебюсси, Перселла. Потому-то и сложилось особое отношение к иностранным музыкантам, исполняющим «свою» музыку: они воспринимались как носители стиля и – как результат – истинной интерпретации.
А что теперь? Спустя почти двести лет, кажется, ничего не изменилось: Владимира Юровского и российских артистов приглашают в Париж, чтобы впервые представить местной публике оперу Мусоргского «Борис Годунов» – одну из самых сложных для постановки опер-икон русского национального стиля, которая и на своей родной российской сцене не всегда получается удачно. Или, например, Венский филармонический оркестр вместе с немецким дирижером Кристианом Тилеманом привозит в Москву все симфонии Бетховена и провоцирует ажиотаж, который можно сравнить лишь со всеобщей истерикой вокруг спортивных событий. Обращение к национальному стандарту исполнения можно заметить и в случае с выпуском дисков. Не успела выйти новая пластинка Василия Петренко, где он вместе с Ливерпульским оркестром предлагает запись всех симфоний Чайковского, как многие зарубежные меломаны констатируют: именно так и надо играть произведения Петра Ильича – с русским характером.
В России первым идеи национального в музыке реализовал Михаил Глинка. Он высказал тезис, который и по сей день остается непререкаемым: «Музыка – душа народа»
Насколько силен в перечисленных примерах «национальный элемент» – большой вопрос. Ведь приглашение Юровского поставить оперу прежде всего обусловлено тем, что он высокопрофессиональный дирижер международного уровня. А российские артисты необходимы, чтобы справиться с русским текстом, который нелегко дается зарубежным исполнителям. Что же касается Венского филармонического оркестра – это просто один из лучших музыкальных коллективов мира, и не так уж важно, с какой программой он гастролирует. То же самое – в случае с записью Петренко. В том-то и парадокс нашего времени: границы размываются, но «национальное» все еще подсознательно культивируется как продаваемый продукт.
Сегодня с большой долей вероятности можно сказать, что публика с почти сакральным трепетом будет слушать Люка Дебарга, играющего Равеля, нежели нашего соотечественника, будь он трижды победителем конкурса имени Чайковского. Причем мифы создают сами слушатели: по их мнению, французы лучше играют французскую музыку, поскольку являются носителями «неявного знания».
Главный вызов глобализации, если говорить о классической музыке, заключается в том, способна ли эта музыка отказаться от национального элемента и остаться при этом интересной слушателю
С одной стороны, с этим сложно не согласиться (француз легко поймет француза), а с другой – что значит «лучше» с позиции сегодняшнего дня, когда размыты все стандарты исполнения? Здесь надо сказать, что глобализация в музыке работает в двух направлениях. Во-первых, она уничтожает мифы вокруг феномена «истинного стиля». Благодаря расширяющейся системе коммуникаций и мобильности национальный принцип уходит на второй план. Даже, казалось бы, в таком консервативном оркестре, как Берлинский филармонический, играют музыканты со всего света, в том числе из России. И ни один критик не будет доказывать, что, к примеру, исполнение европейской музыки Молодежным оркестром Венесуэлы не соответствует канонам. Такой концерт важен сам по себе и воспринимается как исключительное явление. Коммерция тоже многое значит: на своих концертах-блокбастерах Анна Нетребко намного чаще исполняет популярные итальянские программы, чем русские романсы.
В конечном счете главный вызов глобализации, если говорить о классике, заключается в том, способна ли классическая музыка отказаться от национального элемента и остаться при этом интересной слушателю. Способна ли аудитория воспринимать музыку самоценно? Безусловно, положительные ответы на эти вопросы в итоге дают сами слушатели, обладающие большим опытом и умением отличать истинное качество от рекламных обманок, а также честно работающие музыканты, благодаря которым классическая музыка не умирает, а трансформируется и продолжает звучать.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах, турнирах, чемпионатах и других значимых событиях читайте в MY WAY.
Добавить комментарий