Лучшие фильмы о пилотах

Престижности профессий свойственно варьироваться, но авиаторы всегда в цене. Полубог, направляющий ввысь многотонный кусок железа, при всех достижениях прогресса – по-прежнему скорее поэзия, чем проза. Девушки любят летчиков – а следовательно, их любят и кинопродюсеры.

ФОТО: kinopoisk.ru

Пример тому – выходящий в прокат на днях «Экипаж» – ремейк первого советского фильма-катастрофы 1979 года, который, чего обычно не скажешь о перепевках русской киноклассики, внушает умеренный оптимизм. На счету у режиссера Николая Лебедева – небезупречная, но добротная «Легенда № 17», ставшая хитом проката. Образцовый экранный летчик должен быть хорош собой, но не избыточно (а Данила Козловский признан главной звездой поколения не исключительно за красивые глаза). Смел, но не до идиотизма (до перехода на гражданские рейсы герой служил в военной авиации, но покинул ряды, отказавшись выполнять бессмысленный приказ). Верен принципам, но не непременно женщинам (праведники скучны). Противоречив, но в требующие собранности минуты роковые – кремень.

ФОТО: kinopoisk.ru

ФОТО: kinopoisk.ru

В одной кабине с Козловским – секс-символ предыдущего созыва Владимир Машков, уже полетавший в «Кандагаре», драме о пленении моджахедами экипажа советского самолета. Благодаря творческому такту режиссера Андрея Кавуна «Кандагар» получился высказыванием безусловно патриотическим, но в то же время счастливо не открыточным. «Кандагар» основан на реальных событиях 1996 года – будь история американской, Голливуд уже отметился бы парой экранизаций; производство качественных блокбастеров, где в порядке и с экшен-составляющей, и с законной национальной гордостью, там отточено до автоматизма. Пример – «Потерянный рейс» Пола Гринграсса, пронзительная хроника захвата единственного самолета, который 11 сентября 2001 года не долетел до намеченной террористами цели – Капитолия (благодаря храбрости пассажиров). Рассказанная в режиме реального времени драма берет не компьютерной графикой, но мощным эффектом присутствия – чувство неуютное, однако сильное. «Потерянный рейс», как это было и в жизни, по умолчанию заканчивается для героев плохо – что в мире блокбастеров редкость. За оптимизмом имеет смысл обратиться к выдуманным и большей частью развлекательным лентам вроде «Воздушного маршала».

Там, правда, герой не летчик, а специальный человек, отвечающий за безопасность пассажиров на борту, зато сыгран Лиамом Нисоном. Мощный драматический актер, в последнее время неожиданно ставший возрастной звездой боевиков, выступает в любимом формате: герой разочарован и измотан (а вы полетайте с его), но задевать сумрачного мужчину не рекомендуется – порох в пороховницах сух и в изрядном количестве. Бодрит и недавний «Разлом Сан-Андреас», где гром гремит, калифорнийская земля трясется (и вообще все очень похоже на конец света), однако чувство надежды при зрителе неизменно остается – ведь над наводнениями и пожарищами всесильным ангелом-истребителем парит, спасая всех подряд и собирая семейство, лучезарный вертолетчик в исполнении Дуэйна Джонсона, артиста и культуриста.

Если «Разлом Сан-Андреас» – мажорный гимн летному безумству храбрых, то «Авиатор» Мартина Скорсезе – гимн безумству как таковому, исполненный в миноре.

«Авиатор» – одна из лучших (вот за что надо было давать «Оскара») ролей Леонардо ДиКаприо и печально-поучительная история миллиардера Говарда Хьюза.

Жизнь героя, насыщен- ную деньгами, самолетами, фильмами и красавицами, сгубили личные фобии – поначалу мелкие, на уровне анекдота, но в итоге разросшиеся и разрушившие блистательную карьеру. Кончил Хьюз, как известно, инвентаризацией собственных ногтей и выделений организма, но сцена, где он, влюбленный и счастливый, катает Кэтрин Хепберн (в исполнении Кейт Бланшетт) над Нью-Йорком, – едва ли не лучшая из фильмов про летчиков.

Таких совсем уж патологических клиентов в рядах экранных летчиков мало, но недостатки встречаются и, как правило, добавляют персонажам обаяния и жизнеподобия. Герои того же «Кандагара», при том что герои они во всех смыслах, – люди при нормальных человеческих слабостях: ссорятся меж собой, впадают в уныние (недолгое), пьют водку. Однако пальма первенства в культивации раздолбайства летчиков принадлежит поздней ленте Педро Альмодовара «Я очень возбужден», фильме-катастрофе, мюзикле и трэш-комедии одновременно. Лента, возможно, не лучшая у классика, но чрезвычайно жизнеутверждающая. Отправиться в полет с этим экипажем и пассажирами – избави бог. Но наблюдать, как они поют, пляшут, дерутся, любятся и накачиваются мескалиновыми коктейлями, чтобы не думать о близкой погибели, – одно удовольствие.

Текст: Сергей Синяков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Montblanc обновил коллекцию «StarWalker»

Празднуя 50-летие первой высадки человека на Луну, Montblanc обновил коллекцию «StarWalker». ...

ПОДРОБНЕЕ
ФОТО: CPEA.CO.UK

Вам и приснится

Согласно прогнозам ученых-оптимистов, наше ближайшее технологическое будущее напоминает отчасти...

ПОДРОБНЕЕ