Нестандартные фильмы-биографии

Типовой фильм-биография, как бы ни была ярка фигура главного героя, следует стандартам. Родился, сочинил гениальную вещь, женился, напился, подрался, развелся, опять сочинил гениальную вещь, опять женился, умер. Рекомендуем байопики, где авторы решили попробовать по-другому.

ФОТО: OUTNOW.CH, FILMZ.RU

Гений без пола, цвета кожи и имени

«Меня там нет»

США – Германия  – Канада, 2007

В России, которая по понятным языковым причинам ценит западную музыку за мелодичность, а не за тексты, Боб Дилан (не Моцарт, но поэт), не так чтобы массово популярен. А на Западе по степени музыкального влияния считается вторым – после «Битлз» – исполнителем. 74-летний Дилан жив-здоров, покладистостью характера не отличается и аккуратно гуглит новости о себе. А потому режиссеру Тодду Хейнсу, снявшему фильм по собственной книге, приходится тщательно заметать следы – но тем интереснее. Лента – сборник прихотливо смикшированных новелл, где герои (один из них – афроамериканский мальчик-бродяга) с разными именами и сыгранные разными артистами переживают знаковые моменты из биографии Дилана. От юношеских странствий до аварии на мотоцикле и увлечения христианством. В картине занят голливудский цвет, но самый лучший (и дурашливый – см. щенячье кувыркание на лужайке с «битлами») Дилан получился у великой Кейт Бланшетт.

 

Неукрощенный строптивый

«Мастер»

США, 2012

В мирной жизни (США, конец 1940-х) отставной военный моряк Фредди, травмированный на всю голову, барахтается как слепой котенок – пока его не прибивает к Ланкастеру Тодду, который помогает герою если не усмирить внутренних демонов, то, по крайней мере, научиться с ними договариваться. В личности Тодда, мудреца, авантюриста, пьяницы, весельчака и примерного семьянина (это лучшая роль покойного Филипа Сеймура Хоффмана) опознается Рон Хаббард, одиозный глава секты саентологов. «Мастер» – байопик предельно неофициальный (режиссеру Полу Томасу Андерсону не хотелось дразнить последователей Хаббарда), но яркий, живой и, пожалуй, неоскорбительный. Даже саентолог Том Круз, которому режиссер по дружбе показал рабочую версию, остался в целом доволен.

фильм Мастер

 

Мечтатель-убийца

«Ветер крепчает»

Япония, 2013

Редкий случай анимационного байопика и точно единственный байопик в компактной фильмографии великого японского сказочника-мультипликатора Хаяо Миядзаки. Картина основана на событиях жизни японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси, в котором режиссер определенно разглядел свояка. Оба страстно любили небо, самолеты и вообще технику (другой авиационный шедевр Миядзаки – «Порко Россо» про хряка-летчика). И при этом испытывали ужас перед разрушительной силой прогресса: через фильмы Миядзаки эта тема проходит красной нитью, а Хорикоси впал в депрессию после участия его крылатых детищ в налете на Перл-Харбор. Мрак мраком, но и в нем свет есть: «Ветер крепчает» – это в первую очередь о любви.

 

Психоаналитический треугольник

«Опасный метод»

Великобритания – Канада – Германия – Швейцария, 2011

Майкл Фассбендер охаживает розгами полуголую Киру Найтли. Европейские светила психоанализа Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, поначалу сдружившись, смертельно ссорятся – в числе прочего из-за молоденькой сексапильной пациентки Сабины Шпильрейн. Для влюбившегося Юнга ее лечение завершится провалом и разбитым сердцем. Фрейд девушку вылечит (впоследствии Шпильрейн сама станет врачом и пионером психоанализа в СССР) и в смысле увлечений удовольствуется сигарой. При таком богатстве фактуры «Опасный метод» – едва ли не самый «нормальный» фильм классика провокации Дэвида Кроненберга. Да и мораль проста: мужчины, даже умницы и интеллектуалы – все одно предсказуемые дураки, коли рядом приключится фам по-настоящему фаталь.

 

Сын тирана

«Танец реальности»

Чили – Франция, 2013

Самый сентиментальный (и снятый после 23-летней творческой паузы) фильм радикального сюрреалиста Алехандро Ходоровского. Сантименты простительны, ведь картина посвящена его детству, и в кадре рядом с героем-подростком периодически появляется сам 85-летний режиссер, чтобы поддержать и утешить самого себя в нежном возрасте. Утешение требуется: мама, пышногрудая матрона, изъясняется исключительно оперными руладами и любит дитя с инцестуальной страстью. Папа – большой поклонник Сталина при усах и френче, бредит убийством чилийского диктатора и держит сына в ежовых рукавицах. Мир вокруг полон карликов, калек и фриков, но при этом роман взросления «Танец реальности» – очень светлое кино, по духу почти «Мальчик со шпагой» Владислава Крапивина, смешное и пронзительное: одна история с красными туфлями чего стоит. Если бы все коммунисты были такими, как в фильме (жизнерадостными трансвеститами), мир был бы другим.

 

Человек-кукла

«Фрэнк»

Великобритания – Ирландия – США, 2013

Юный биржевой клерк балуется сочинением песен на лэптопе, пока не встречается с местной рок-командой. Новые знакомые предлагают ему играть на клавишах; предшественник выбыл из проекта, попытавшись утопиться. Герой грезит славой, но об остальных музыкантах этого не скажешь. Вокалист группы Фрэнк никогда, даже в душевой, не снимает идиотской маски из папье-маше, соратники не испытывают ни малейшего желания стать популярными. На фактах из биографии британского панка, фрика и шоумена Фрэнка Сайдботтома, всегда появлявшегося на людях в шарообразной маске, картина основана лишь отчасти (не менее важный прототип – рокер-авангардист Капитан Бифхарт). Как и исполняемая в кадре музыка, «Фрэнк» прошибает будь здоров, при этом не стремясь понравиться и как бы стесняясь главных козырей. Например, маску почти весь фильм покладисто носит Майкл Фассбендер. Песни про любовь и жареный тунец он тоже поет сам.

ФОТО: filmz.ru

ФОТО: filmz.ru

 

Библейский маньяк

«Ной»

США, 2014

Получив на руки библейский сюжет и 125-миллионный бюджет, творец авторского кино Даррен Аронофски всем распорядился правильно. С одной стороны, строго по смете потрафил продюсерам и широкой аудитории зрелищными сценами – в особенности массовым исходом животных. С другой, на радость ценителям психологизма, сделал Ноя не только работягой и праведником, но и, развивая намеки, разбросанные в Ветхом Завете, алкоголиком и придурком. Ну, не то чтобы придурком, скорее бедолагой скромного ума, у которого от важности поставленной миссии срывает крышу: ближе к финалу образцовый 600-летний семьянин превращается в хитрого параноика, уверенного, что враги человеку – домашние его, и берется за ножик.

фильм Ной

 

Советский классик на секс-каникулах

«Эйзенштейн в Гуанахуато»

Нидерланды – Бельгия – Финляндия – Мексика – Франция, 2015

В 1931 году создатель «Броненосца «Потемкина» приезжает в Мексику снимать кино про революцию, а заодно переживает революцию сугубо личного плана: влюбляется в своего обаятельного гида и расстается с девственностью. Любители неутомимого экспериментатора Питера Гринуэя останутся довольны этой причудливо сделанной кинофреской. Вырвавшийся из СССР гений резвится, как Бонифаций на каникулах. Острит, клоунирует, редко появляется в кадре одетым и проникается диковинной атмосферой страны, где секс и смерть всегда ходят парой. У зрителей более консервативных волосы рискуют встать дыбом (примерно как у Эйзенштейна на фотоснимках): личная жизнь героя явлена в шокирующих деталях. Но всем нам, как и главному герою, нужна любовь: ведь Гринуэй определенно очень любит и старшего коллегу, и русскую культуру, и Россию. А что по-своему, по-гринуэевски – так разве есть любви закон и указ.

001

 

 

Два отморозка в одном

«Легенда»

Великобритания – Франция, 2015

Лондон 1960-х был столицей не только рок-музыки, но и преступности. Причем обе отрасли плотно соприкасались, и пример тому – труды и дни братьев-близнецов Край. Реджи, обаятельный умник, и Ронни, шизофреник со справкой, слыли наиболее отмороженными бандитами города. Но при этом, будучи владельцами модных клубов, дружили с богемой и политиками. Вдохновленная жанровой классикой «Легенда» – не самый безупречный фильм на свете. Но это яркое, калорийное, нахрапистое, кровавое и остроумное кино гарантированно позволяет проникнуться бурным духом эпохи. А главная фишка картины в том, что обоих братьев (у которых любимая забава – люто тузить друг дружку) играет умница Том Харди.

 

Гений и злодей

«Стив Джобс»

США – Великобритания, 2015

Делать обычный байопик основателя Apple (зачем, если есть плохонькая, но старательная лента «Джобс: Империя соблазна»?) авторам было скучно. В интерпретации режиссера Дэнни Бойла и сценариста Аарона Соркина Джобс – не обычный человек, но античный бог со злодейскими наклонностями, уместно помещенный в камерный театральный формат. Прием подчеркнуто формален: фильм поделен на четыре акта, в которых герой выясняет отношения с родными-близкими и только что не мечет молнии. На своего прототипа Майкл Фассбендер становится внешне похож только ближе к финалу, когда самые совершенные микросхемы глючат, скорбное бесчувствие трещит по швам и в сверхчеловеке просыпается непрошеная совесть.

ФОТО: filmz.ru

ФОТО: filmz.ru

Текст: Сергей Синяков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ФОТО: EDWIN REMSBERG/ALAMY/ТАСС

Парфорсная охота: гуманный спорт с пикником

Многие века парфорсная охота, во время которой всадники со сворами собак загоняли зверя, была р...

ПОДРОБНЕЕ
Pal Zileri

Итальянский подход от Pal Zileri

Если пить – то шампанское, целовать – так королеву, а учиться быть элегантным – конечно же, у и...

ПОДРОБНЕЕ